Ирина Некрасова
Конспект экспериментирования по экологическому воспитанию в старшей группе «Волшебница-вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД экспериментирования
по экологическому воспитанию в старшей группе
По Программе: От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Воспитатель: Некрасова И. В.
Тема: Волшебница – вода.
Направление: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Тип НОД: традиционное
Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
Программное содержание:
Задачи:
Обучающая:
• Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, без запаха, без формы, без вкуса, текучая, растворяет вещества.
Публикация «Конспект экспериментирования по экологическому воспитанию в старшей группе „Волшебница-вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
• Обобщить знания детей о воде, ее значении в жизни человека, растений и животных.
• Обучить детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов.
Развивающая:
• Развивать любознательность, познавательный интерес к воде.
• Развивать мышление, связную речь, умение анализировать, делать выводы.
Воспитательная:
• Воспитывать бережное отношение к воде.
• Воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: стаканы с водой, апельсиновым соком, сахар, ложечки, тарелочки; полоски цветной бумаги (по количеству детей, Капелька.
Предварительная работа: беседы о воде, ее роли в жизни человека; наблюдение за водой на прогулке; чтение художественной литературы, загадывание загадок о воде; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»; прослушивание аудио записи «шум дождя».
ХОД ОД.
Вводная часть.
Создание мотивационного поля (организационный момент).
Ребята, сегодня мы будем проводить опыты. А кто из вас знает, как называется комната, где ученые проводят опыты? (ответы детей)
Правильно, лаборатория. А для того, чтобы наши опыты получились, вы должны внимательно слушать указания воспитателя. Договорились?
Ребята! Вам рассказать сегодня хочу я о воде,
Вы знаете, ребята, вода у нас везде.
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
А вам хочется узнать что-то новое о воде? К нам в гости прилетела Капелька. От нее мы и узнаем много интересного. Здравствуй, Капелька!
Капелька:Здравствуйте, ребята!
Я очень добродушная, я мягкая, послушная.
Я и туча, и туман, и ручей, и океан.
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу!
В морях и речках обитаю, часто по небу летаю.
А наскучит мне летать, на землю падаю опять.
А живу я в стране, которой правит Королева Вода. У меня есть много братишек и сестренок.
Воспитатель: Интересно, а все ли ребята знают твоих братьев и сестер? Попробуем отгадать загадки, которые принесла Капелька:
Скатерть бела
Всю землю одела (снег)
Меня ждут – не дождутся,
А как завидят – разбегутся. (дождь)
На дворе горой, а в избе водой. (снег)
Растет она вниз головою
Не летом растет – а зимою
Чуть солнце ее припечет –
Растает она и умрет. (сосулька)
Что за звездочки сквозные на пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные, а возьмешь –
вода в руке. (снежинки).
Молодцы, все загадки верно отгадали. Льдинки и снежинки – родные братья и сестры нашей Капельки. Они – это тоже вода, но только в застывшем виде. Сегодня Капелька расскажет вам много нового о воде. Закрываем глазки…Мы попали в волшебную комнату, где будем проводить опыты с водой, а Капелька мне поможет.
Основная часть.
Опыт № 1: «Вода жидкая, может течь»
Вода льется, течет. Давайте это проверим. Возьмите стакан с водой и налейте немного воды в тарелочку. Выливать нужно медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается.
Ребята, почему вы смогли перелить воду из стакана в тарелочку? Почему она растеклась?
Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в ручейках, реках, реки впадают в моря, а моря – в океаны. (Воспитатель показывает глобус).
Ребята, что такое глобус? Это маленькая модель нашей планеты – Земля. Посмотрите, сколько воды на нашей планете.
Вывод: вода жидкая, льется.
Опыт № 2: «У воды нет формы»
Ребята, как вы думаете, есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведем следующий опыт. Будем наливать воду из стакана в чашку.
Ребята, что происходит с водой, когда мы наливаем её в чашку? Какую форму она принимает?
Правильно, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды.
-Что можно сказать о форме воды?
Вывод: вода не имеет формы.
Опыт № 3: «Вода прозрачная»
-Ребята, а какого цвета вода?
На столе у детей лежат полоски бумаги, с их помощью определим цвет воды.
-Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода имеет цвет одной из полосок? Какого же цвета вода?
-Как можно проверить прозрачность воды? (посмотреть на что-нибудь через стакан с водой)
Опыт № 4: «Вода не имеет запаха»
Ребята, а есть ли у воды запах?
Когда мама печет пирожки, аппетитный запах разносится по всей квартире. Тонкий аромат имеют цветы, духи.
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет. А потом предложить понюхать стакан с соком (апельсиновый).
-Понюхаем воду, чем она пахнет?
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №5: «Наша вода без вкуса»
Предложить детям попробовать воду. Есть ли у нее вкус?
Из другого стакана попробовать апельсиновый сок. Есть ли у него вкус?
Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и чтобы выразить свое удовольствие, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт № 6: «Вода - растворитель»
Ребята, чтобы нам провести следующий опыт, нужно отгадать загадку:
Белый он, как снег, колючий.
Как песок сухой, сыпучий.
Сладкий-сладкий, словно мёд.
Чай с ним часто муха пьёт. Что это?
Давайте посмотрим, что произойдет с сахаром, если мы его опустим в воду. Возьмите стакан с водой, положите в него сахар и размешайте. Что получается? Растворился ли сахар в воде?
А что еще вода может растворить?
Вывод: вода растворяет вещества.
Общий вывод после проведения опытов: перечислить вместе с детьми все свойства воды, о которых они узнали в результате проведения опытов (вода – это жидкость, у которой нет цвета, запаха, вкуса, вода может растворять вещества).
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
Нас окружает везде и всегда
Эта волшебница – вода!
Физкультминутка.
Дождик, дождик, что ты льешь? –4 хлопка,
Погулять нам не даешь. –притопы.
Дождик, дождик, полно лить, - 4 хлопка
Деток, землю, лес мочить. –Прыжки на месте.
После дождика на даче –Ходьба.
Мы по лужицам поскачем. –Прыжки «через лужицы”
- А всем ли нужна вода? (ответы детей)
Человек ни дня не может без воды: с ее помощью он готовит пищу. Без еды он может прожить чуть больше месяца, а без воды – всего несколько дней. Вода нужна растениям, животным.
Вода – добрый друг и помощник человека. Хотите в этом убедиться? Тогда послушайте сказку о стране нашей Капельки.
Экологическая сказка «Королева Вода».
Высоко в небе есть прекрасный замок, но он так далеко, что его никто не видел. Живет в этом замке Королева Вода. В ее замке ледяной, прозрачный пол, сквозь который она смотрит на Землю.
У Королевы много маленьких помощниц – капелек, их Королева посылает на землю помогать людям. Одни капельки возвращаются обратно к своей хозяйке, другие остаются жить на земле, их домом становятся реки, моря, ручьи, озера.
Королева Вода наблюдает за людьми и видит, как они ждут ее помощниц, ведь без воды нельзя ни умыться, ни поесть, ни попить. Люди всегда любили воду и берегли ее. Королева тоже любила людей и посылала вовремя своих помощниц на Землю к людям.
Так прошло много лет…
Люди придумали машины, заводы, фабрики. Из-за дыма и копоти Королева Вода уже не могла наблюдать за Землей. Но она верила людям, верила, что они также радуются дождю и берегут каждую капельку воды.
Однажды Королева заметила, что капельки возвращаются с Земли грустные. Тогда она решила сама посмотреть, что происходит на земле. Королева превратилась в тучку и полетела на Землю. Увидев, что там происходит, Королева воскликнула: «Ну нет, так обращаться с собой я не позволю!» И улетела в свой замок, забрав с собой всех помощниц.
Люди сначала ничего не поняли. Они пошли на речки и озера, но там было пусто: лишь один мусор на дне. Очень тяжело пришлось людям: они часто поднимали руки к небу и ждали дождя.
Дым постепенно рассеялся, и Королева снова увидела Землю и людей. Они просили у нее воды. И Королева сжалилась, послала капелек на Землю. Увидев воду, люди очень обрадовались. Они поняли, что были сами во всем виноваты, даже удивились, что не замечали, как обижали воду. Люди очистили водоемы. Все стало как прежде. Только теперь уже никто не мог бросить мусор в реку или оставить не закрытым кран. Люди опять стали беречь воду. А Королева Вода снова могла любоваться прекрасной зеленой планетой Земля.
- Ребята, что произошло на Земле, почему Королева Вода обиделась на людей? (ответы детей)
Заключительная часть.
Ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Какие свойства воды вы узнали из опытов?
Удивила нас сегодня Капелька и многому научила. Мы знаем теперь, что не можем прожить без воды. Воду надо беречь! В дружбе должны жить все на Земле: люди, воздух, вода, растения, животные.
Ребята, как нужно относиться к воде (ответы детей)
Воду ценит каждый человек.
Дерево не выросло б вовек.
Птицы, звери тоже воду пьют,
Рыбки без водички не живут,
Травка без водички не растет,
Все живое без воды умрет.
Так цени и береги водичку,
Расскажи о ней друзьям, сестричкам.