Миргамидова Зарифа Сагитовна
Конспект ООД «В волшебной стране Зазеркалья» с использованием методик «мнемодорожка» и «синквейн»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ЦРР «Детский сад №4 «Василек»
Республика Дагестан г. Дербент
Конспект ООД «В волшебной стране Зазеркалья» с использованием методикмнемодорожка и синквейндля детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель: Миргамидова З. С.
Цель: Используя технологии методики мнемотехники и синквейна, создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения; привить любовь к книге.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника, мнемотаблицы. Конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
образовательные: уточнение, активизация словаря по теме «Сказочные герои»; обогащение экспрессивного словаря словами – определениями; совершенствование грамматического строя речи (использование прилагательных
упражнять детей в умении составлять рассказ-описание овесне с использованием мнемосхем; развивать высшие психические функции: память, внимание, образное мышлениеОбучение самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель. Воспитание интереса к художественной литературе.
Познакомить детей с новой технологией - Скрайбинг– учить детей создавать небольшие понятные рисунки, которые делают смысл образовательной деятельности понятным.
развивающие: развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, мелкой моторики, координации речи с движением, памяти, творческого воображения, логического мышления, активизировать словарь детей по теме «весна».
Воспитательные: воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое
Оборудование: магнитофон с записями музыки, мнемодорожкивесна, презентация, зеркало, книга, следы, конверты с заданиями, алгоритм-модель синквейна, предметные картинки для составления синквейна, бумага, маркеры по кол-ву детей.
ХОД:
Дети входят в группу под негромкую музыку.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас и ваши добрые лица! А вы знаете кто я? (Мальвина)
-Правильно.
- А из какой я сказки? (золотой ключик или приключения Буратино)
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, солнечный денек!
Мы живем в родном крaю.
Всех мы вaс приветствуем!
Так как вы оказались у меня в гостях, я хочу с вами поиграть.
Становитесь быстро в круг, ты мой друг и я твой друг.
1. Игра «Запоминай-ка» (введение в тему)
Цель: активизировать словарь детей по теме «осень».
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Вы должны быть очень внимательными и запомнить как можно больше слов: ручеек, подснежник, проталинка, сосулька, солнце.
• Какие слова запомнил ты? (спрашивает у 2-3 детей)
• Вы запомнили все названные слова, потому что были внимательными. Молодцы!
• К какому времени года мы можем отнести перечисленные слова? (весна).
• Какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май).
• Какое время года было до весны? (зима).
• Какое время года наступит после весны? (лето).
• Какое время года будет между зимой и летом? (весна).
II. Основная часть
Воспитатель: Весна приготовила для вас сюрприз. Отгадайте, что это?
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька).
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно. Вот она волшебная сосулька, и я хочу с вами поиграть.
2. Игра «Волшебная сосулька».
Цель: обогащать словарь детей прилагательными, развивать умение подбирать слова-признаки.
( Педагог объясняет: тот, до кого дотронется волшебная сосулька, тот и отвечает. Дети садятся вокруг воспитателя на коврике).
Воспитатель: Весна (какая) : теплая, нежная, веселая, долгожданная, солнечная, дождливая, ранняя, поздняя, долгая, радостная, ветреная.
Воспитатель: Молодцы. Как много вы знаете о весне! Ребята, а вы зиму с весной не перепутаете? (Дети встают полукругом). Давайте проверим!
3. Игра «Скажи наоборот».
Цель: развивать умение подбирать антонимы.
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам буду говорить словосочетания о зиме, а вы мне будете называть словосочетания о весне с противоположным значением, а чтобы нам легче было выполнить задание веснаотправила нам свой солнечный мячик:
• Зима ушла, а весна – … (пришла).
• Зима холодная, а весна – … (тёплая).
• Зимой солнце морозит (не греет, а весной – … (греет).
• Зимой сугробы высокие, а весной – … (низкие).
• Зимой лед толстый, а весной – … (тонкий).
• Зимой день короткий, а весной – … (длинный).
• Зимой воздух холодный, а весной – … (теплый).
• Зимой птицы поют тихо, а весной – … (громко).
• Зимой солнце не греет, а весной… (пригревает).
Воспитатель:А сейчас мы продолжим наши игры на коврике (дети садятся на коврик)
4. Составление рассказа о весне с помощью мнемотаблицы.
Воспитатель: Ребята, мы с вами повторили признаки и явления весны, а теперь давайте побудем писателями и составим интересный рассказ о весне, а помогут нам в этом схемы-картинки.
Цель: упражнять детей в умении составлять рассказ-описание о весне с использованием мнемосхем; развивать высшие психические функции: память, внимание, образное мышление.
На экране схема первого предложения.
Воспитатель: Ребята, что за карточки перед вами? (мнемоквадраты или мнемодорожки) Вам следующее задание: составить рассказ на тему «весна» с использованием этих мнемодорожек. (дети выполняют задание)
Примеры составления предложений по мнемоквадратам : Весной…
• Ярко светит солнце.
• Тает снег.
• Бегут ручьи, дети пускают кораблики.
• На деревьях набухают почки, появляется трава.
• Просыпаются медведь и ежик.
• Из теплых краев возвращаются перелетные птицы.
• Просыпаются насекомые.
• Весной появляются первые цветы – подснежники.
Воспитатель: Молодцы ребята, замечательные предложения о весне вы составили, а сейчас я приглашаю вас на физминутку
Звучит музыка
Воспитатель:ребята вы отлично справились с заданиями и поэтому я хочу прочитать вам отрывок из моей сказки, а вот моя волшебная книга (в книге нет страниц)
- где же все сказки, здесь ребята письмо (читаю письмо)
Воспитатель:Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу? (Да)
Воспитатель:Чтобы помочь книге, нам нужно попасть в волшебную страну Зазеркалье. Как вы думаете, как мы можем в нее перенестись? (На ковре – самолете, на сказочном поезде, на воздушном шаре и т. д.)
Воспитатель: Сейчас мы с вами пройдем через волшебное зеркало и попадем в волшебную страну. (Проходим сквозь зеркало, звучит мистическая музыка).
Воспитатель:Вот мы и попали в сказочное Зазеркалье. Ой, а что это за следы? Наверное, они указывают нам путь. Пойдем по ним (Да! (Идут по следам и находят конверт с заданием)
Воспитатель: Ребята, сейчас посмотрим, что здесь находится? Давайте отгадаем загадку:
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? (Буратино)
1 задание - «Выложи картинки по схеме»
Кто?
Из чего сделан?
Какой по характеру?
Что делает?Что любит?
Вывод: кто он (разгадка)
Воспитатель: Ребята, картинку с Буратино мы разместим на верхней строке нашей схемы.
На второй строке, под Буратино мы должны поместить картинки – признаки: Из чего сделан Буратино? (Из дерева) Значит он какой? (деревянный) Какой Буратино по характеру грустный или веселый? (веселый) Кладем улыбку.
На третьей строке мы выкладываем картинки – действия: что делает Буратино? (ходит) Помещаем ноги. Что еще он умеет делать? (учится читать) Кладем азбуку. Что еще он может делать? (любит Папу Карло) Правильно, добавляем и сердечко.
Ниже мы составляем предложение по иллюстрации и выкладываем его. (Буратино открыл золотым ключиком потайную дверь)
А на пятой строке мы размещаем картинку – вывод: кто же такой Буратино? (мальчик, человечек)
Воспитатель:Ребята, а знаете, что мы с вами составили? Синквейн. Повторите, пожалуйста. Синквейн – это нескладное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам.
Воспитатель:Идем дальше по следам. Вот полянка, давайте немного посидим на ней. (Присели на ковер)
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!
2 задание: «Отгадай синквейн – загадку» (на слайдах)
1. 1. ?
2. Добрый, трудолюбивый.
3. Заботится, учит, воспитывает.
4. Смастерил деревянную куклу.
5. Мастер на все руки.
Воспитатель:Кто это может быть? (Слайд)
2. 1. ?
2. Мудрая, старая.
3. Плавает, ползает, живет в пруду.
4. Подарила золотой ключик Буратино.
5. Долгожительница.
Воспитатель:Кто это может быть? (Слайд)
3. 1. ?
2. Добрая, умная.
3. Воспитывает, помогает, заботится.
4. Любит порядок во всем.
5. Девочка с голубыми волосами.
Воспитатель:Кто это может быть? (Слайд)
Воспитатель: Ребята, вам понравились мои загадки (Да)
Воспитатель: А сейчас все вместе наберемся сил перед следующим испытанием.
Пальчиковая гимнастика: «Буратино»
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Воспитатель:А вы любите рисовать (Да)
Воспитатель:Я предлагаю вам порисовать! А поможет нам схема, которую мы с вами выкладывали. (Показать алгоритм-модель синквейна)
3 задание: Создаем скрайбинг по стихотворению - Синквейну «Буратино»
Воспитатель: Скрайбинг – это набрасывание рисунков по стихам, рассказам. Вот например предложение:
(Звучит спокойная музыка)
Воспитатель: Давайте сядем за стол, возьмем маркеры, только рисовать мы будем строго по словам стихотворения. (Сели за общий стол, взяли маркеры и зарисовывают слова – определения, опираясь на ассоциативные связи) работа детей по скрайбингу, воспитатель произносит слово: на первой строке схемы: Буратино – дети рисуют на схеме – круг и нос, на второй строчке: деревянный – палочки вертикальные или горизонтальные полоски, веселый – улыбка,
На третьей строчке схемы:ходит - 2 овала, читает – квадрат с буквой А, любит – сердце
На четвертой строке: Буратино (круг с носом) золотым – желтый круг, ключом-круг и палочка, открыл дверь - прямоугольник.
Воспитатель: Отлично! Покажите гостям наши рисунки – скрайбенги. А кто из вас сможет прочитать наши рисунки? (дает 2 детям рассказать по рисункам) Идем дальше по следам.
Воспитатель: Ребята, почему мы вернулись обратно к волшебному зеркалу?
(Мы расколдовали сказочную книгу).
Голос книги: Спасибо за вашу помощь, можете возвращаться в детский сад.
(Проходим сквозь зеркало назад)
Воспитатель: Теперь с книгой все в порядке. Посмотрите на экран. Придумал и написал повесть - сказку «Золотой ключик или приключения Буратино» автор: Алексей Николаевич Толстой. (Слайд) Повторите, кто написал эту сказку(2 ответа, индивидуально)
Воспитатель: Вот и завершилось наше путешествие, чем же оно вам понравилось? Кто помнит, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами выкладывали по схеме (Синквейн). Мы с вами познакомились с новым понятием скрайбинг. А кто из вас запомнил, что оно означает? (ответы детей, необходимо требовать индивидуальные ответы, поднятые руки)
Воспитатель: Ребята, продолжайте любить сказки. Мне очень понравилось, как вы пришли на помощь волшебной книге. Не будем забывать, как мы должны относиться к книгам (Беречь их, быть аккуратными при просмотре иллюстраций и чтении).
Воспитатель: За руки умелые,
За ум и смекалку,
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто старался,
Тем, кто трудился
Подарок свой всем сейчас подарю.
(Подарить раскраски по книге «Золотой ключик или Приключения Буратино»)
Воспитатель: А сейчас дорогие ребята, вас приглашает сказка, давайте посмотрим отрывок из сказки «Приключение Буратино» Просмотр отрывка из мультфильма