Ольга Шакирова
Конспект ООД «В стране музыкальных инструментов» для старших групп
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 27 «Надежда» городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
в старшей группе на тему :
«В стране музыкальных инструментов»
Огултач Таганмурадовна Шакирова
Публикация «Конспект ООД „В стране музыкальных инструментов“ для старших групп» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Старшая группа
- Темочки
Образовательная область: «Музыка»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация»
Цель: Закрепить знания детей о музыкальных инструментах и их классификации.
Задачи:
1. Знакомить детей с различными видами музыкальных инструментов, их звучанием.
2. Развивать творческие способности, фантазию, воображение, пластичность в различных видах музыкальной деятельности.
3. Обогащать детей музыкальными впечатлениями в слушании музыки, развивать умение выражать свои эмоции и настроения, по средствам голоса и движений под музыку.
4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на классическую музыку.
Материал и оборудование:
1. Фонограммы музыкальных произведений.
2. Декоративная таблица – домик для классификации инструментов.
3. Видео альбом «Струнные инструменты»
4. Панно и заготовки для изготовления аппликации.
5. Разноцветные ленточки по количеству детей.
6. Музыкальные инструменты.
7. Шумовые инструменты-самоделки.
8. Карточки с изображением изученных музыкальных инструментов.
Дети входят в зал, оформленный в стиле музыкальной гостиной.
Звучит фонограмма пьесы Эдварда Грига «Утро».
Музыкальный руководитель : Здравствуйте, мои маленькие друзья! Я рада приветствовать вас в нашей музыкальной гостиной.
Дети отвечают на приветствие.
Музыкальный руководитель. Это замечательно, что вы очень воспитанные и вежливые ребята. Но, так как моя гостиная – музыкальная, я хочу услышать музыкальное приветствие.
Попевка: «Здравствуйте, ребята»
Музыкальный руководитель. Как мы еще можем поприветствовать друг друга, кроме как, сказав слово «Здравствуй!».
Ответы детей. Поклоном, рукопожатием, взмахом руки, объятиями.
Музыкальный руководитель. Все верно. Я предлагаю вам немного поиграть.
Игра «Поздоровайся со мной»
Описание игры. Дети двигаются поскоками по залу в произвольном направлении под музыку. Когда музыка перестанет звучать дети должны:
1раз – потереться локтями;
2 раз – пожать другу руку;
3 раз – помахать рукой, сказав «привет»;
4 раз – обнять друг друга.
(садятся на стульчики)
Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята. Сегодня я приглашаю вас в прекрасную страну Музыки.
Страна музыки
Есть на Земле одна страна.
Зовется музыкой она.
Созвучья в ней живут и звуки.
Но чьи их оживляют руки?
Кто заставляет мир звучать,
Когда он устаёт молчать?
Когда он будто бы струна,
Которая звенеть должна?
Конечно это музыкант!
- Ребята, а что необходимо музыканту, для того, чтобы зазвучала музыка?
Дети: Музыкальные инструменты.
Музыкальный руководитель. Правильно. В стране Музыки музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах. Они все такие разные, но у каждого есть своя семья. Давайте назовем их.
Дети классифицируют музыкальные инструменты по группам.
Музыкальный руководитель : Молодцы, ребята! В каждой семье живет много различных инструментов. Они готовились к встрече с вами, так сильно волновались и суетились, что все перепутались. Мы можем им помочь занять свои места. Для этого мы будем заселять этот большой просторный дом, где каждый инструмент займет свою комнату.
Педагог демонстрирует детям таблицу-дом.
На земле у каждого есть дом.
Хорошо и весело, уютно в нем.
У собаки конура, у лисички – нора,
У совы – дупло, у малиновки – гнездо.
Музыкальный руководитель : Сначала свои комнаты займут ударные музыкальные инструменты, ведь они первыми появились на Земле, и являются простыми и незатейливыми. Расставить их по местам нам поможет игра
«Музыкальная отгадайка».
Педагог загадывает детям загадки о музыкальных инструментах.
1. Кто в оркестре вам поможет,
Сложный ритм стучать он сможет.
Ритм любой, из разных стран.
Ну, конечно, ….(Барабан)
Ребенок, отгадавший загадку, приклеивает картинку с изображением барабана в ячейку таблицы-домика.
Музыкальный руководитель : Барабан в древности делали из шкур животных, добытых на охоте, и он имел важное значение в жизни людей. Они использовали его, например, как телефон, для того, чтобы передать информация на дальние расстояния, или предупредить об опасности своих соседей, живших очень далеко. Ведь звук большого барабана преодолевал большие расстояния намного быстрее, чем человек. Потому, что этот звук летел по воздуху, а у человека на пути встречалось множество преград. А еще он своим ритмичным звучанием помогал воинам – охотникам настроиться на успешную охоту.
2. Деревянные крошки,
Постучи-ка немножко.
Можно щи хлебать,
А можно и «Барыню» сыграть. (Деревянные ложки)
Карточку с изображением деревянных ложек размещают в ячейке таблицы.
3. Ладошка по нему стучит,
Потряхивает вольно.
А он звенит, трещит, гремит.
Ему совсем не больно. (Бубен)
Карточку с изображением бубна дети размещают в ячейке таблицы.
4. Ты возьми меня в ладошки.
Потряси меня рукой.
И услышишь голос звонкий,
Деревянный, озорной. (Трещотка)
Карточку с изображением трещотки размещают в ячейке таблицы.
Музыкальный руководитель : Трещотка не только подпевала бубну и ложкам на народных праздниках, но еще и охраняла огород от вредителей. Она так громко трещала на ветру, что ни одна ворона или грач, а также другие огородные хулиганы не осмеливались губить урожай.
5. Ты возьми его в ладонь,
Слышен будет перезвон.
Динь-динь-динь, дон-дон-дон,
Чей же это звон? (Колокольчик)
Карточку с изображением колокольчика размещают в таблице.
6. Он похож на погремушку,
Только это не игрушка. (Маракас)
Карточку с изображением маракаса размещают в таблице.
7. В самый сказочный момент
Вступит этот инструмент.
Но совсем не каждый знает,
Что в оркестре он играет.
Тихо, нежно зазвенит,
Будто все посеребрит.
А затем умолкнет скоро.
По сигналу дирижера.
Знает это каждый школьник
Что такое…. (Треугольник)
Карточка с изображением треугольника размещается в ячейке таблицы.
8. Знайте, они с барабаном соседи.
Только сделаны из меди.
Вовремя нужно руками взмахнуть,
Звонко ударить, потом отдохнуть.
Партия их не пустяк, не безделка.
В музыке тоже бывают …. (Тарелки)
Карточка с изображением медных тарелок размещается в ячейке таблицы.
Музыкальный руководитель. Ударные инструменты заняли свои комнаты. А у нас в детском саду есть необычная коллекция ударных музыкальных инструментов, которые вы сделали вместе с родителями. На них мы и исполним задорную песню «Веселая кухня».
Оркестр «Весёлая кухня»
(после песни дети садятся на места)
Музыкальный руководитель : Ребята, а какие духовые инструменты вы знаете? Эти инструменты хотят поиграть с вами в игру, которая называется «Отгадай по контуру».
Описание игры: Музыкальный руководитель показывает карточки с контурами духовых инструментов. Дети отгадывают инструмент и помещают картинку с инструментом в окошки дома.
Музыкальный руководитель : Ребята, посмотрите на наш чудесный домик. Он уже наполовину заселен. Вы многое узнали об этих музыкальных инструментах и можете рассказать о них своим друзьям. А сейчас я предлагаю вам сыграть в музыкальную игру «Меня зовут Ваня, я играю на баяне».
.
Игра «Меня зовут Ваня, я играю на баяне»
Описание: Дети встают в круг, и, каждый, по очереди произносит ключевую фразу, только вместо имени Вани он произносит свое имя, а также называет любой, знакомый ему инструмент, имитируя при этом способ игры на нем. Дети повторяют за ним. Затем ход переходит к следующему игроку, стоящему в кругу. Игра длится до тех пор, пока все дети не назовут свой инструмент. Поощряются дети, которые не повторяют за другими, а стараются назвать новый инструмент.
Музыкальный руководитель : Пришла пора, ребята, поговорить о струнных инструментах. Струнные инструменты хотели нам очень понравиться и подготовили для нас красочный видеоальбом, где они предстали во всей красе.
Слайд 1,2,3. Давным–давно, наши предки на охоте стреляли из лука: натягивали тетиву и пускали стрелы. Однажды один из охотников обратил внимание на то, что тетива при этом издавала красивый, мелодичный звук.
Из тетивы струна возникла.
Упругой быть она привыкла.
Но только в луке не звенела,
Певучим голосом не пела.
Ум человеческий решил
Струну создать из тонких жил.
И в сокровенный тот момент
Родился струнный инструмент.
Слайд 4.
Разговор смычковых инструментов
Альт, контрабас, виолончель –
В оркестре дружная артель.
Басы их скрипка разбавляет.
Она как будто бы летает.
Слайд 5.
Сказал однажды контрабас
- Имею я прекрасный бас.
Он необычный, непростой,
Он нужен музыке любой.
Слайд 6. Пропела тут виолончель:
А у меня густая трель.
Мой голос, словно рокот волн,
Несущий в даль морскую челн.
Слайд 7,8. В беседу скромно альт вступил,
Достойно он проговорил.
В звучанье я не так высок,
Басит порой мой голосок,
Зато я скрипке брат родной.
Моя сестра годится мной.
Слайд 9.
Молчала скрипка до сих пор,
Но тут вступила в разговор:
Прекрасны мы и все равны,
Мы граждане одной страны.
Слайд 10.
Под гуслей звонкие напевы
Влюблялись юноши и девы.
На свадьбах гусли запевали,
И молодых благославляли.
Слайд 11.
Балалаечник идет,
Балалаечка поет.
Три струны её звенят.
Всех в округе веселят.
Слайд 12.
Гитары звуки у костра.
В них столько света и добра.
Как самый сокровенный друг,
Её напевный, нежный звук.
Слайд 13,14.
На ней играют не смычком,
Звук извлекается щипком.
Как струи, струны шелестят.
Каскадом сказочным звенят.
Восходят ввысь, назад плывут.
Куда-то за собой зовут.
Подобно шепоту волны,
Глубоких тайн они полны.
Музыкальный руководитель : перечислите, какие инструменты вы увидели? В какой семье живут эти инструменты? Разместим струнные инструменты в доме.
Звучит арфа.
Музыкальный руководитель : звучание какого музыкального инструмента вы слышите? Я предлагаю вам, превратиться в маленьких рыбок, и поплавать в волнах, нарисованных нежными, струящимися звуками арфы.
Дети исполняют ритмо – пластическую импровизацию с цветными ленточками
Музыкальный руководитель : Ребята, лишь несколько комнат остались свободными. Какую семью инструментов мы поселим в них?
Дети отвечают: Клавишные инструменты.
Музыкальный руководитель. Как вы думаете, какой инструмент первым разместится в нашем доме? Конечно пианино.
Карточка с изображением пианино размещается в ячейке таблицы – домика.
Музыкальный руководитель : Ребята, а какие ещё клавишные инструменты вы знаете?
Ответы детей. Карточки с изображением этих инструментов занимают свои места в таблице.
Музыкальный руководитель : А сейчас немного повеселимся и споем шуточную песенку «Гармонист Тимошка»
Музыкальный руководитель. Посмотрите, ребята, все комнаты в нашем музыкальном доме заняты.
Музыкальный руководитель. Давайте пройдём в нашу творческую мастерскую. Сегодня к нам в гости пришли коты музыканты, но они так торопились, что растеряли и перепутали все свои инструменты. Давайте поможем им, ребята.
Аппликация «Веселые музыканты». Дети подходят к столам, где лежат красочные картинки с изображением музыкальных инструментов и котов-музыкантов. Детям нужно выбрать музыкальный инструмент, и подобрать музыканта. Затем дети наклеивают котов на основное панно
и приклеивают инструменты.
Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята. Замечательный оркестр у нас получился. Эта картина будет напоминать вам о нашем путешествии и украсит музыкальный уголок в вашей группе.
Музыкальный руководитель. Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Музыки. Давайте вспомним, какие семьи музыкальных инструментов поселились в этом доме? Все эти семьи живут дружно и никогда не ссорятся. Когда они вместе, то звучит прекрасная музыка.
До новых встреч в нашей музыкальной гостиной.