Елена Чамзинская
Конспект НОД «Волшебные переливы народных музыкальных инструментов» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщение представлений детей о русских народных музыкальных инструментах, свойствах и способах извлечения
шумовых и музыкальных звуков. Развивать у детей интерес к народной культуре, народной музыке.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Волшебные переливы народных музыкальных инструментов“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
- Познакомить с русскими народными музыкальными инструментами; учить различать музыкальные инструменты по типу (ударные, струнные, духовые) и звучанию; обогащать словарный запас новыми словами; развивать интерес к старинным музыкальным инструментам.
- Познакомить детей с народными плясовыми песнями.
- воспитывать культуру поведения во время непосредственно
образовательной деятельности, доброжелательность;
- развивать внимание, мышление, воображение, эмоциональную
отзывчивость;
- формировать коммуникативные качества дошкольников.
Интеграция образовательных областей: познавательная, коммуникация, социализация, художественно-эстетическая
Словарная работа: колокольчик, дудочка, ложки, трещотки, балалайка.
Планируемые результаты: дети проявляют интерес к русским народным музыкальным инструментам, проявляют желание самостоятельно играть на них, имеют представление об ударных, струнных, духовых инструментах, активно пользуются связной устной речью.
Подготовительная работа:
1. Рассматривание альбома «Играй, гармонь»
2. Самостоятельная игра на музыкальных инструментах
3. Посещение «Детской школы искусств» - выставки народных музыкальных инструментов, «Вечера народной музыки» - выступление оркестра народных музыкальных инструментов «Жигулевские фантазии».
4. Разучивание хоровода "Пошла млада за водой"
5. Разучивание русской народной игры "Ворон" с песенным сопровождением.
Материалы и оборудование:
- народные музыкальные инструменты : ложки, трещотки, свистульки, гусли, балалайка. дудочка
- мультимедийное оборудование (проектор, экран, нетбук);
- музыкальный центр;
- диск с аудиозаписью рус. народных песен, оперы «Садко»
- мультимедийное учебно-методическое пособие «Поиграем с Машенькой»
Ход НОД:
1. Вводная часть
Звучит русская народная мелодия «Я на горку шла», дети входят в зал держа друг друга за руки ",дробным шагом "образуя круг. Бабушка Арина (музыкальный руководитель) -Здравствуйте, ребята! Ответ детей - Меня зовут бабушка Арина. Пришла я к вам в гости в ваш детский сад, потому что мне сказали что здесь живут дружные и веселые дети, и мне захотелось с вами познакомиться.
Игра-приветствие «Давайте познакомимся» Бабушка Арина (воспитатель) предлагает присесть и послушать мелодию: «Из-под дуба»
- Что вы чувствовали, когда слушали эту мелодию? Ответы детей
- Какие музыкальные инструменты вы слышали? Ответы детей
- Прялку продам, веретено продам, гармошку куплю, плясать пойду!
Так говорили в народе, когда слышали веселую, задорную плясовую.
- Вы уже знаете, ребята, как в старину землю пахали, и хлеб на ней растили, как строили и украшали дома, шили одежду. Ленивых на Руси некогда не любили. Шуткам и веселью тоже находилось место. А какой же праздник без музыки? Русский человек мог не только смастерить себе музыкальный инструмент, порой из самых неожиданных предметов, но и сыграть на нем так, что ноги сами в пляс пойдут.
- Музыкальные инструменты, придуманные народом, называются народными.
- На Руси взрослые делали детям всевозможные игрушки, в том числе и музыкальные инструменты : свистульки, дудочки, трещотки.
Показать выставку народных инструментов.
- Какие музыкальные инструменты знаете вы?
Ответы детей
- Все эти инструменты имеют свое названия.
- Самые простые в изготовлении – свистульки из стеблей одуванчика. Звуки образуются сочные, ласкового звучания. Также свистульки лепили из глины в форме птиц и животных.
Показать свистульки и предложить послушать их звучание.
- Старинным музыкальным инструментом также является дудочка, которая вырезается из веток орешника (вербы, рябины)
Показать дудочки
- О дудочке рассказывается в прибаутке:
Ай, ду-ду, ай, ду-ду,
Сидит ворон на дубу.
Он трубит на дубу
В золоченую трубу.
Разучивание прибаутки
- Что нужно сделать, чтобы зазвучала мелодия из свистульки и дудочки?
Ответы детей
- Правильно, музыкальный инструмент, звук которого происходит от того, что человек в него дует, называется духовым.
После игры тихо звучит в записи мелодия, исполняемая на гуслях из оперы «Садко» " Ой ты мати темная дубравушка"
Показать гусли.
- Это самый древний музыкальный инструмент Древней Руси – гусли. Это струнный инструмент. Давным-давно на Руси человек натянул струны на доску и получил музыкальный инструмент. Название «Гусли» происходит от древнерусского слова «густы» - гудеть, а так как гудела струна, то она получила название «гусли» - гудящие струны.
Предложить детям овладеть навыками игры на струнном инструменте.
По окончании игры муз. руководитель загадывает загадку: -В лесу выросла, из лесу вынесли, на руках плачет, а на полу скачут.
-Отгадайте, какой это музыкальный инструмент?
Ответы детей
- Да, инструмент называется «балалайка».
Показать балалайку.
-Как извлекается музыка из этого инструмента?
Ответы детей.
- Правильно! Легким ударом по струнам.
Музыкальный руководитель показывает, как ударять по струнам. Дети по желанию повторяют за ним.
- Как называем мы подобные инструменты?
Ответы детей.
-Правильно, струнные.
- Какие еще струнные музыкальные инструменты вы знаете?
Ответы детей.
- Какие ударные музыкальные инструменты вы знаете?
Дети находят на выставке ударные музыкальные инструменты : деревянные ложки, бубен.
- Как вы думаете, почему их назвали ударные?
Ответы детей.
- Правильно, из них извлекают звук ударяя по инструменту.
Муз. руководитель – давайте подведем итог нашего занятия.