Юлия Храповицкая
Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по бескрайним просторам России»
Путешествие по бескрайним просторам России
Программное содержание:
способствовать углублению и уточнению представления о Родине — России; воспитание любви к своей стране, гражданской ответственности, чувства патриотизма и гордости за Родину;
формирование представления о России как о многонациональном государстве, но единой стране;
обобщение и расширение знаний детей о традициях, обычаях, праздниках, кухни, костюмах, народов России;
Публикация «Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста „Путешествие по бескрайним просторам России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
Способы: художественное слово, рассказ, словесное объяснение, показ движений, просмотр с детьми презентации, пояснение, дидактическая игра.
Средства: интерактивная доска, презентация «Народы России», интерактивная дидактическая игра «Определи правильно», дидактическая игра «Подбери красивые слова», стихотворение Н. Веденяпина, музыкальное сопровождение «Звуки поезда», «Танцы народов Севера», 3 стола, муляжи продуктов для приготовления супа, 3 кастрюли.
Предварительная работа: чтение методической и художественной литературы; рассматривание иллюстраций, фотографий, журналов; подбор пословиц, поговорок, загадок о народах России; создание интерактивной дидактической игры «Народы России»; работа с родителями «Национальные блюда», «Национальные костюмы», «Национальные праздники».
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель читает стихотворение Н. Веденяпина «Дети России» :
Много народов в России живет,
К новым вершинам Отчизну ведет.
В единстве народов сила страны.
Дети России дружбой сильны!
Язык порой разный и разная вера.
Мы стали для всех образцом и примером.
Дети России дружны с детских лет,
В этом, пожалуй, наш главный секрет.
Общие игры у нас и забавы,
Общая школа и общее право.
Общее солнце, земля, где живем,
Учимся вместе и вместе растем!
Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Россия самая большая страна в мире! Тринадцать морей и два океана омывают Россию. Могучие реки: Волга, Объ, Енисей и многие другие несут свои воды в моря и океаны. В России свыше тысячи городов, много сел, деревень. Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.
Как вы думаете, сколько разных народов проживают в России?
Ответы детей. (Больше ста восьмидесяти)
А чем народы отличаются друг от друга?
Ответы детей. (Они могут отличаться внешностью. Например, у одних кожа темная, смуглая, а у других розовая; у одних волосы светлые, глаза голубые или серые, а у других волосы черные, глаза узкие и карие).
А что есть общего у всех народов?
Ответы детей.
(У каждого народа есть свои традиции, ремесла, праздники, своя история)
У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Самый многочисленный в России — русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.
У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.
Как вы думаете, что такое Родина?
Ответы детей.
Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились. Страна, в которой мы живем.
Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие, и познакомится некоторыми народами нашей страны. Давайте сядем на поезд и отправимся в путь.
Дети садятся на стульчики, составленные в виде поезда. (Звучит фонограмма «Звуки поезда»)
Воспитатель: Первая остановка «Русские». Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина?
Ответы детей (сарафан, душегрея, кокошник у женщины; рубаха, картуз, штаны у мужчины)
Какие у русских национальные блюда?
Ответы детей (Щи, блины, пельмени, каша, пирожки).
Какие национальные праздники?
Ответы детей (Масленица, Пасха, Иван Купала, Святки, Коляда).
А какими художественными промыслами знаменит русский народ?
Ответы детей ( различные виды росписи: гжель, хохлома, жестово, филимоново, дымка, городец).
А теперь я предлагаю разбиться на три команды и приготовить национальное блюдо – ЩИ.
(Дети разбиваются на команды, подходят к столам, на которых лежат кастрюли и муляжи продуктов, необходимых для приготовления супа)
Воспитатель: После того, как мы подкрепились нашим супом, мы можем отправиться дальше. Садимся на наш поезд и поехали.
Дети садятся на стульчики, звучит фонограмма «Звуки поезда»
Воспитатель: Следующая остановка «Татары». Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме?
Ответы детей (на голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент).
А давайте познакомимся с национальными блюдами и праздниками татар.
Дети рассматривают презентацию, а воспитатель показывает и рассказывает о национальной кухне и праздниках.
Воспитатель: мы узнали много нового о татарах, и я предлагаю поиграть в национальную татарскую игру «Тимербай».
Дети, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались.
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали.
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Правила игры
Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, ленточки и т. д.)
Воспитатель: Хорошо мы с вами поиграли, а теперь пора отправиться снова в путь.
Дети садятся на стульчики, звучит фонограмма «Звуки поезда»
Воспитатель: Наша последняя остановка «Чукчи». Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему?
Ответы детей (на севере очень холодно).
Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду?
Ответы детей (одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной)
Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.
А теперь давайте познакомимся с праздниками, ремеслам и кухней чукчей.
Дети рассматривают презентацию, а воспитатель показывает и рассказывает о национальной кухне и праздниках.
А теперь я хочу познакомить с танцами народов севера.
Звучит фонограмма, воспитатель показывает движения, дети повторяют.
Воспитатель: Мы познакомились с тремя народами нашей большой страны. Теперь с полученными знаниями возвращаемся домой.
Дети садятся на стульчики, звучит фонограмма «Звуки поезда»
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Я предлагаю вам вспомнить с какими народами мы познакомились.
Интерактивная дидактическая игра «Определи правильно».
(На интерактивной доске нужно выделить кукол в русском наряде, татарском и чукотском).
Воспитатель: Россия – какое прекрасное, звучное слово. А теперь я предлагаю поиграть в игру «Подбери красивые слова».
Дети подбирают эпитеты к слову «Родина» (большая, необъятная, огромная, богатая, любимая, красивая, могучая, непобедимая).
Затем дети читают стихи о Родине.
1 ребенок:
Необъятная милая страна –
Не объехать городов и пашен!
Вся, как есть, до камушка она
Наша!
2 ребенок:
Мы в тайге построим города
Принесем тепло на север вьюжный.
Только надо действовать всегда
Дружно!
3 ребенок:
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встает
Старый сад, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
4 ребенок:
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная
Но у всех она одна!
После образовательной деятельности проводится индивидуальная работа с воспитанниками по выявлению толерантного отношения к детям разных народов.
Воспитатель выставляет четырех кукол в национальных костюмах (татар мальчика и девочку, чукчей – мальчика и девочку). Ребенку дается 5 конфет (муляжи) и воспитатель спрашивает, как он с ними поступит (съест сам, или угостит кого-то одного, или угостит всех детей).
Список используемой литературы:
1. Ботякова О. А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. ДОУ – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 32с.
2. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 3-е изд., испр. И доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 184с. (Развитие и воспитание дошкольника).
3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М:. «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с.
4. Матова В. Н. Краеведение в детском саду. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2015 – 176 с.
5. Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой родиной: Методичсекое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 128 с.
6. Позднякова Е. А. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт. -сост. Е. А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 148с.