Светлана Пиркова
Проект «Звуки, окружающие нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Звуки, окружающие нас»
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ Пиркова С. С.
2023-2024 учебный год
Цель
развивать у детей интерес к звукам окружающего мира, которые являются прообразом музыкального искусства;
развитие музыкальности восприятия окружающего мира.
Задачи
акцентировать внимание детей на музыкальности окружающих нас звуков;
развивать познавательные интересы;
активизировать фантазию и изобретательность в звукотворчестве;
развивать тонкость и чуткость тембрового слуха;
развивать ассоциативное мышление и воображение.
Вид проекта
По направленности - информационно-познавательный;
По количеству участников – коллективный (10 детей);
По контингенту участников – дети старшего дошкольного возраста;
По продолжительности - краткосрочный.
Участники проектной деятельности:
музыкальный руководитель;
Предварительная работа.
Подготовить наглядно-иллюстративный материал, изготовить простые музыкальные инструменты (шумовые, деревянные и т. п., принести аудиозаписи с музыкальными произведениями по теме. Помочь в поиске стихов, загадок о музыке, в частности с использованием Интернета, в придумывании рассказов и сказок о звуках, с последующей их записью.
Методы и приёмы: наглядный: наглядно-зрительный и наглядно-слуховой; словесный; практический.
Материалы и оборудование: фортепиано, экран, ноутбук, презентация «Звуки окружающие нас»
Данный проект помогает детям совершить путешествие в удивительный мир звуков. Этот мир невозможно потрогать руками, положить на стол, рассмотреть даже под микроскопом. Но мир звуков везде и всегда: всё шуршит, шумит, звенит, булькает, скрипит, стонет – звучит.
В процессе занятий проектной деятельностью ребята будут активно приобщаться к музицированию, приобретут навыки элементарных импровизаций, разовьют музыкальный слух и внимание. Ребята узнают, как удивителен мир звуков, окружающих нас. Мяукает кот и тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат под ногами листья, визжит тормозами машина. Мир музыкальных звуков безграничен.
Цикл этапов по теме проекта:
Этап 1 Шуршащая страна
Этап 2 Деревянные истории.
Этап 3 Металлическая фантазия.
Этап 4 Стеклянное королевство.
План реализации проекта
Этап проекта Содержание работы Форма проведения
Первый этап - Шуршащие звуки.. Шелест листьев. Часы Занятие. Импровизация – игра.
Второй этап - практический Деревянные звуки Занятие. Импровизация - игра
Третий этап Металлические звуки
Занятие. Импровизация - игра
Четвертый этап Стеклянные Занятие. Импровизация -игра
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что звук – это одно из самых ярких проявлений жизни? И ещё о том, что у каждого звука есть своё «лицо»: и мы даже с закрытыми глазами, ничего не видя, лишь по звуку можем угадать, что происходит вокруг. Все эти звуки нам хорошо знакомы с детских лет, и мы без труда можем определить любой из них. Мало того, даже в абсолютной тишине мы можем услышать внутренним слухом каждый из перечисленных звуков. Представить его себе словно наяву. Попробуем? Сосредоточьтесь, включите ваше слуховое воображение, закройте глаза и постарайтесь услышать внутренним слухом, как трещит обламывающаяся ветка дерева… Как чавкает грязь под ногами… Как шелестят листья… Вспомните скрип дверей, и скрип снега под тяжестью чьих-то шагов… какие они разные, эти скрипы. Не правда ли? Теперь вы убедились, что звук оживает в вашем воображении. И вы можете не только слышать воображаемый звук, но также видеть нарисованные им «звуковые картины» - и луговую траву, в которой стрекочет кузнечик, и тяжёлую мокрую, липкую грязь, из которой едва удаётся вытащить ногу…
Мы довольно легко различаем звуки «живые» и «неживые», звуки шумовые (от слова шум, шуметь) и звуки музыкальные (от слова музыка).
Этап 1. Шуршащая страна
Цели занятий: познакомить детей с шуршащими звуками, предметами и музыкальными инструментами, их издающими; развивать тонкость тембрового слуха, способность слышать красоту тонких шуршащих и шелестящих звуков; развивать способность к элементарной импровизации, звуковую фантазию, ассоциативное мышление, интуитивное понимание смысла выразительных средств музыки.
Пособия и материалы: бумажные листки различного размера, качества и толщины: газета, тетрадь, целлофан, полиэтилен, бумага гофре, упаковочная (удобно разложить их в отдельные коробочки); бумажные бабочки, сделанные из разных конфетных фантиков; длинные разноцветные ленты длиной 50 см из бумаги гофре, полиэтилена и легкой воздушной фольги: треугольник, коробочка, тарелка, ксилофон.
Методические приемы:
• рассказать детям сказку про трех королей - Шорохе Ивановиче, Шелесте Петровиче, Шепоте Шепотовиче.
• извлечение шуршащих звуков из предложенной бумаги; пошуршать ладонями, тканью одежды, тихонько поскрести ногтями по стулу и т. д.
• создать спонтанную «шуршащую» композицию из звуков Ч, Ш. Щ. С. Ц.
• озвучивание стихов «И Шорох к Шелесту летит» Э. Мошковская, В Суслова с помощью различных самодельных инструменто
Этап 2. Деревянные истории.
Цели занятия: Познакомить детей с деревянными детскими инструментами и приемами игры на них; привлечь их внимание к богатству и разнообразному миру звуков, издаваемых деревянными предметами и музыкальными инструментами. Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобретательность в звукотворчестве; ассоциативное мышление и воображение. Учит выразительно использовать деревянные звуки, соотносить образ и исполнительский прием.
Музыкальные инструменты: трещотки, деревянные коробочки, палочки, ксилофон.
Пособия и материалы: Деревянные кубики, карандаши, деревянная посуда, игрушки.
Методические приемы:
• рассказ о деревянных предметах из нашей жизни, предложить найти их самим и извлечь из них звуки. Обратить внимание на то, как они отличаются друг от друга.
• послушать с детьми бытовые звуки на аудиокассете. Предложить им угадать, что эти звуки означают, какова реальная жизненная ситуация, в которой они могут оказаться.
• предложить самостоятельно изучить звуковые возможность дерева, определить качества деревянных звуков: теплый, сухой, щелкающий, трескучий.
• прослушать аудиокассету со звучанием деревянных инструментов.
• озвучивание с помощью деревянных инструментов стихотворений «Игрушки» В Степанова, «Прыг-скок» В Данько.
• предложить придумать и сыграть «деревянный» узор на ксилофоне.
Этап 3. Металлическая фантазия.
Цели занятия: познакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими предметами и инструментами, развивать фантазию, воображение; развивать темброво-ритмический и интонационный слух, учить пользоваться переменной динамикой, соотнося при этом различные образы.
Детские музыкальные инструменты, пособия и материалы: Металлофон, бубен, треугольник, колокольчики, бубенцы, самодельные инструменты. Металлическая посуда: ложки из различных материалов, небольшие кастрюли, крышки от них, связки ключей и пр.
Методические приемы:
• рассказать детям, что с металлическими звуками проще всего познакомиться на кухне.
• предложить разными способами (стучать разными палочками, ладонью, пальцами) играть на предложенных предметах.
• озвучить стихотворения «Веселый старичок» Д. Хармса, «Туча» шотландская народная поэзия.
Этап 4. Стеклянное королевство.
Цели занятия: привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков, дать им качественные определения; побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами; учить соотносить стеклянные звуки с некоторыми своими эмоциональными состояниями; развивать тембровый слух, чувство ритма, ассоциативное мышление.
Детские музыкальные инструменты: треугольник, колокольчик, металлофоны, деревянные и металлические палочки для игры.
Пособия и материалы: стеклянные и хрустальные стаканы, бокалы, фужеры, баночки разных размеров, бутылки разной величины.
Методические приемы:
• закрыв глаза, послушать какие красивые звуки у жителей Стеклянного королевства, дать им характеристику.
• озвучить стихотворения «Хрустальные спицы» Л. Николаенко, «Аквариум» Т. Коти.
• показать детям «чайный оркестр», предложить поиграть чайной ложечкой любой ритмический рисунок.
показать необычные приемы игры со стеклянными предметами.