Марина Нестерова
Конспект ОД по экспериментированию с бумагой в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД по экспериментированию с бумагой в старшей группе.
Проводила: Нестерова Марина Алексеевна.
Тема: «Бумажные превращения».
Цель: расширение представлений детей об использовании бумаги в жизни человека.
Задачи:
Публикация «Конспект ОД по экспериментированию с бумагой в старшей группе» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные: Научить изготовлению бумаги из старых газет, фантиков, салфеток, обрезков бумаги, ниток (обратить внимание на то, что можно снова получить чистую бумагу, дать бумаге «вторую жизнь»). Формировать представление о значении деревь-ев в жизни людей. Дать представление о разнообразии бумаги, закрепить знания о не-которых свойствах бумаги.
Развивающие: Развивать внимание, познавательную активность детей.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к объектам природы, чувство ува-жения к труду людей; желание использовать бумагу экономно в повседневной жизни.
Коррекционная: Развивать зрительное, слуховое внимание, цветовосприятие и мелкую моторику.
Речевые: Расширять словарный запас детей словами «макулатура», «лесорубы», «чур-бачки», «блендер», «вторсырьё».
Материалы и оборудование: Образцы бумаги формата А4 и в виде цветка на каждого ребё нка: картон, гофрированная, бархатная, фольгированная, цветная, сжатая, калька; предметы сделанные из бумаги (салфетки, туалетная бумага, газета, открытки, кален-дарь бумажный, книга, обои, коробка, журнал и т. д.); заранее изготовленная фигурка лисы из бумаги, квадраты 9х9 см: оранжевого цвета, картона, писчей бумаги, салфетки, трафарет хвоста и прямоугольники оранжевого цвета 3х5 см, пр. карандаши, флома-стеры; пяльцы с запяленой сеткой, плотное полотенце, х/б ткань, клеёнка, скалка, блен-дер, фен, клей ПВА, нитки, горячая вода; ножницы, ёмкости с водой, карточки со схе-матичным изображением свойств бумаги.
Интеграция: «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Безопасность».
Предварительная работа: рассматривание предметов сделанных из бумаги, просмотр презентации «Развитие бумажного производства», беседа о свойствах бумаги, об ис-пользование бумаги, изготовление детьми поделок из бумаги оригами, разучивание физминутки «Звериная загадка», чтение детской энциклопедии «История о прошлом бумаги».
Взаимодействие с родителями: конкурс поделок из разных видов бумаги, закрепление с детьми свойств бумаги, вместе с родителями научиться находить информацию о бу-маге (о её создании, использовании, качестве, современном изготовлении и т. д.) и пре-зентовать её (мини - справочники, доклады - сообщения, мини – энциклопедии, под-бор бумажных образцов и т. д.
Ход ОД.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, нам сегодня пришла телеграмма: «Приезжаю в гости. Жду встречи с нетерпением». Кто бы это мог быть, как вы думаете? (Ответы де-тей). Но у нас есть подсказка. Для того, чтобы узнать нашего гостя мы должны сло-жить картинку. У каждого из вас есть свой кусочек головоломки, если мы соберём их вместе, то узнаем кто же к нам приедет.
Дидактическая игра «Сложи картинку».
(Дети складывают картинку из частей головоломки и выясняют, что к ним приедет ли-са).
Кто крадётся между сосен?
Шубку огненную носит?
Чей там хвост в траве густой
Замелькал, как золотой?
Это – девица-краса,
Ярко-рыжая. (Лиса).
Воспитатель: Вот она наша лисичка-сестричка! А как ещё называют в русских народ-ных сказках лису? (Ответы детей).
Воспитатель: Посмотрите и ответьте на вопрос: из чего сделана лиса?» (Ответы де-тей).
- Наша гостья приготовила для вас сюрпризы, это вот такие разноцветные цветы.
-Ребята, а из чего сделаны наши цветы? (Из бумаги).
-Ребята, если вы внимательно посмотрите, то увидите, что лепестки у нашего цветка разные.
- Давайте, внимательно, посмотрим на каждый лепесток потрогаем, пощупаем:
Желтый, лепесток, какой на ощупь…
Красный, лепесток, какой на ощупь…
Ну, а коричневого цвета, лепесток, какой на ощупь…
Малиновый, лепесток, какой на ощупь…
А синий, лепесток, какой на ощупь…
Зеленый, лепесток, какой на ощупь…
Прозрачный, лепесток, какой на ощупь…
-Ой, как интересно!
Вывод: бумага бывает разная на ощупь: ребристая, плотная, гладкая, мягкая, блестя-щая, тонкая, шероховатая, шелестящая и т. д.
Воспитатель: А что еще можно сделать из бумаги? Какие предметы из бумаги встре-чаются в жизни? (Ответы детей).
Дидактическое упражнение «Что бывает из бумаги».
Внимание! Слушайте задание: пройдите по групповой комнате, найдите и принесите один бумажный предмет, то есть предмет, сделанный из бумаги.
Воспитатель: (демонстрирует детям предметы, сделанные из бумаги по тексту).
Она бывает документом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, талоном,
Неувядаемым пионом.
Она бывает и деньгами.
А что? Догадывайтесь сами! (Бумага).
Воспитатель: Люди очень много и широко используют бумагу в своей жизни. Есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича они в огне не горят и в во-де не тонут, выпускают нешелестящую и непромокаемую бумагу, есть бумага тоньше человеческого волоса.
Воспитатель: Какие свойства бумаги вы знаете?
Дети: Бумагу можно разорвать, разрезать, она мнется, намокает и горит.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам проверить и выяснить, какими же ещё свой-ствами обладает бумага. Поиграем с нашей бумажной лисой. (Дети встают вокруг сто-ла и рассматривают, что сделали с бумагой, чтобы получилась лиса).
Дети: Складывали бумагу в определённом порядке.
Воспитатель: Да, ребята, правильно. Это первое свойство бумаги (воспитатель пока-зывает карточки со схематичным изображением свойств бумаги).
- Ребята, вы хотите сделать для себя такую же лису? (Ответы детей).
Опыт № 1 «Сгибаем в разные стороны».
Конструирование из бумаги, оригами «Лиса». (Дети вместе с воспитателем склады-вают бумажную лису в определённом порядке).
Вывод: бумагу можно легко складывать в разные стороны.
Опыт № 2 «Волшебная бумага».
-Ребята, как вы думаете на бумаге можно рисовать? А давайте проверим? Мы с вами попробуем нарисовать мордочку нашей лисичке. А теперь я вам предлагаю нарисовать хвост для нашей лисы. (Детям предлагаются листы бумаги оранжевого цвета, флома-стеры и простые карандаши).
Вывод: бумагу можно использовать для рисования.
Опыт № 3 «Разрывание бумаги». (Дети вырезают нарисованные ими хвосты методом обрыва).
Для этого опыта нам надо взять нарисованный нами хвост лисы и вырезать его мето-дом обрыва. Попробуйте разорвать бумагу. Легко это сделать? А сможете разорвать полотенце? Попробуйте. Получилось? Почему?
Вывод: ткань прочнее бумаги.
Опыт № 4 «Склеивание бумаги».
-Для данного опыта нам понадобиться цветная бумага и клей.
-Что можно сделать с клеем и бумагой? (Склеить). Проверим можно ли бумагу скле-ить, сделаем для нашей лисички хвостик.
Вывод: бумажные предметы хорошо склеиваются.
Опыт № 5 «Вода и бумага».
- Я вам предлагаю поместить бумагу в воду. Что произойдёт? Кладём бумагу в ван-ночку с водой. Бумага тут же размокает и рвётся.
Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал непрочный.
Опыт № 6 «Мятая бумага».
- Попробуйте смять бумагу. Легко это сделать? А попробуйте смять стол, за которым вы сидите. Получилось? Почему?
Вывод: дерево, из которого сделан стол прочное, а бумага непрочная.
Опыт № 7 «Шуршащая или поющая бумага».
- Может ли бумага издавать звуки, петь? Для этого опыта я предлагаю вам взять бума-гу и выполнять движение «стирка белья». Бумага шуршит, скрипит, поёт.
Вывод: при смятии бумага издаёт звук.
Опыт № 8 «Летающая бумага».
-Может ли бумага летать? Для этого надо подуть на бумажные шарики, чтобы полу-чился ветерок.
Дыхательная гимнастика.
(Детям предлагается подуть на бумажные комочки. Понаблюдать за их движением в зависимости от силы, с которой на них дуют).
На комочек дуй легонько,
Будет двигаться тихонько.
На комочек дуй сильнее,
Побежит он веселее.
Вывод: шарики из бумаги очень легкие, поэтому когда дует ветер они разлетаются.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сделали столько опытов и столько выводов, давайте их вспомним.
Выводы исследований:
1. Бумагу можно складывать в разные стороны. Японцы придумали даже такое искус-ство – оригами.
2. На бумаге можно рисовать.
3. Бумага легко рвётся.
4. Бумагу можно склеивать.
5. Бумага боится воды.
6. Бумага - это непрочный материал.
7. При смятии бумага издает звук.
8. Бумага разлетается на ветру.
Физкультминутка «Звериная зарядка».
Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало – начинает все сначала.
Воспитатель: Как вы думаете, люди сначала научились писать или придумали бумагу для письма? (Ответы детей).
Презентация «История создания бумаги».
Воспитатель: В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Теле-фонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В Греции писа-ли на сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них буквы вы-давливали острой палочкой.
В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только много больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой.
Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов. На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. Пергамент изго-тавливали из кожи целых стад телят и овец.
А на Руси писали на берёзовой коре – бересте.
Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец Цай Лунь. Бума-гой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобре-тения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фаб-риках из деревьев.
Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отно-шением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.
Воспитатель: Ребята, деревья вырабатывают кислород, которым дышат люди и жи-вотные, деревья являются жильём и источником пищи для многих животных, насеко-мых и птиц. Деревья имеют лечебные свойства. И если исчезнут деревья то, погибнет всё вокруг. И для того, чтобы сохранять деревья люди научились делать бумагу из «макулатуры» - это использованная, ненужная бумага, давайте вместе скажем это сло-во «макулатура», и мы с вами сегодня будем делать бумагу из макулатуры.
Воспитатель: Ребята, человеку трудно обходиться без бумаги. И чтобы не вырубать понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге. Экономичнее использовать её в нашем быту. Прочитанные журналы, газеты, салфетки, обрезки бу-маги, фантики, коробки и т. д. не выкидывайте, а просите родителей дать бумаге «вто-рую жизнь».
- Вы хотите научиться делать бумагу из вторичного сырья, а потом рассказать друзьям и родителям о своём эксперименте! (Ответы детей).
Поиграем в игру: “Бывает - не бывает”.
Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладо-ши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. ( Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал, телевизор, кораблик).
Изготовление бумаги.
Воспитатель: Сначала нам нужно порвать на мелкие кусочки макулатуру, давайте каждый из вас возьмёт по листочку бумаги и разорвёт его. Мы с вами знаем, что бума-га легко рвётся – это одно из её свойств (дети рвут бумагу).
Воспитатель: Теперь нам нужно залить бумагу горячей водой и размять всё бленде-ром. Я сделаю это сама, потому что горячей водой можно обжечься, а блендер - это электроприбор, при использовании которого необходимо соблюдать технику безопас-ности (воспитатель заливает бумагу горячей водой и разминает блендером, дети наблюдают).
Воспитатель: Одно из свойств бумаги – это то, что она намокает, поэтому мы с вами получили кашицу из бумаги. Теперь нужно добавить сюда клей ПВА, можно гуашь любого цвета, пайетки или итки, всё перемешать. (Рассказ воспитателя сопровождается показом всех действий).
Воспитатель: А теперь приступим к самому интересному, к изготовлению листа бу-маги. Перед нами лежит полотенце, клеёнка накрыта тканью, губка и пяльца с запяле-ной сеткой. Нужно взять пяльцы, погрузить в нашу кашицу из макулатуры.
Когда в сеточку поместится достаточное количество смеси, мы достаём пяльцы и кла-дём на полотенце. Теперь необходимо накрыть пяльца с «кашицей» тканью и убрать лишнюю жидкость, промокая бумагу губкой. После того, как лишняя жидкость будет убрана нужно перевернуть пяльцы отделить их от бумаги и оставить до полного высы-хания.
Воспитатель: Ребята, теперь нужно подождать пока бумага высохнет. Я хочу напом-нить вам, что мы с вами помогли спасти несколько деревьев от вырубки, тем самым помогли ещё и многим животным, птицам и насекомым. А ещё у нас получилась не-обычная бумага, которую можно использовать для поделок.
Воспитатель: Мы с вами узнали процесс изготовления бумаги. А из чего еще, кроме деревьев делают бумагу? Почему люди, кроме деревьев, используют и солому, и хло-пок, и бумажные отходы? Подумайте, почему люди стараются вырубать не только де-ревья в лесу, но использовать другие материалы для изготовления бумаги? (Ответы де-тей).
Вывод: Бумага окружает нас повсюду. Если оглядеть свою квартиру, то можно увидеть разные виды и сорта бумаги : полки с книгами, обои на стенах, фотографии в альбомах, салфетки, полотенца. Известно около 600 видов бумаги. На изготовление бумаги ухо-дит очень много сил и средств, поэтому бумагу нужно беречь.