Галина Мандрыкина
Конспект ООД по развитию речи (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной ситуации по развитию речи для детей 3-4 лет.
Тема: «Петушок и цыплёнок».
Цель – формирование обобщающих понятий детей о домашних птицах через разные виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная.
Задачи:
- Учить детей составлению описательных высказываний об игрушке, придерживаясь определённой последовательности;
Публикация «Конспект ООД по развитию речи (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
- Подводить детей к сравнительному описанию игрушек, отличающихся деталями внешнего вида, путём пофразового параллельного высказывания взрослого и ребёнка.
- Упражнять в правильном согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже;
- Развивать интонационную выразительность речи, умение регулировать силу голоса, закреплять правильное звукопроизношение.
- Развивать пальчиковую моторику, сочетать речь с движениями (мелкими и общими).
- Воспитать познавательный интерес детей к домашним птицам.
Материал и оборудование: игрушки – петушок, цыплёнок, маски петушков, силуэт петушка из картона, корзинка с прищепками, кустики, магнитофон, аудиозапись со звуками домашних птиц.
Методы и приёмы:
Игровое мотивирование «Поедим на птичий двор»;пальчиковая игра «Машина», «Петушок», дидактические игра «Узнай по описанию»; разминка «Петушки»; рассказ воспитателя, вопросы к детям, индивидуальная помощь детям, оценка работы от имени игрового персонажа,
Предварительная работа:
1. Рассказ воспитателя детям о домашних птицах – петухе, курице, гусе, утке, индюке и их детёнышах.
2. Объяснение, что домашними их назвали за то, что они живут рядом с человеком.
3. Чтение потешек о петушке, курочке, цыплятах. Заучивание потешки «Петушок». Рассматривание игрушек и иллюстраций на занятиях.
Ход занятия
1. Введение в ситуацию
Воспитатель: Дети, вы любите ходить в гости?
Дети: Да!
Разминка «Доброе утро»
Доброе утро!
Улыбнись скорее!
И сегодня весь день
Будет веселее.
Воспитатель: Я вас сегодня приглашаю отправиться в гости на птичий двор. Как вы думаете, кто живёт на птичьем дворе?
Дети: Гуси, утки, индюки, куры.
Воспитатель: Как можно назвать одним словом тех, кто живёт на птичьем дворе?
Дети: Домашние птицы.
Воспитатель: Ну что, отправляемся в путь?
Дети: Да!
Воспитатель: А на чем бы вы хотели поехать? (ответы детей).
Дети: На самолете, на поезде, на машине, на автобусе.
Воспитатель: А я вам предлагаю поехать на машине.
Пальчиковая гимнастика «Машина».
«Би-би-би» гудит машина.
«Тук-тук-тук» мотор стучит.
«Едем-едем-едем-едем» –
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу,
«Шу-шу-шу» – они шуршат.
Быстро крутятся колеса
Та-та-та вперед спешат.
2. Актуализация
(Звучит аудиозапись со звуками домашних птиц)
Воспитатель: Ну вот, дети, мы и приехали с вами на птичий двор. Отгадайте загадку:
Рано встает,
Голосисто поет,
Деткам спать не дает.
Кто это?
Дети: Петушок!
Воспитатель: Молодцы! Давайте позовем петушка. Петушок, иди к нам!
Дети: Петушок, иди к нам!
(Воспитатель показывает игрушку петушка.)
Пальчиковая гимнастика «Петушок»
Ах, красавец-петушок.
На головке – гребешок.
(Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх).
Вместе с солнышком встаёт,
(Повертеть кистью руки в разные стороны).
По утрам его зовёт: «Кукареку!»
(Разводить и сводить указательный и большой палец).
Петушок: Здравствуйте, ребята, оказывается, вы умеете, как и я, громко кукарекать, но я могу кукарекать тихо. Вот так. А вы умеете?
(Дети говорят поочерёдно то тихо, то громко)
Воспитатель: Петушок, какой ты красивый! Дети, давайте расскажем про Петушка. Какой он?
(Воспитатель вместе с детьми рассматривает петушка, показывает на части туловища петушка, дети договаривают названия.)
- Это …(Петушок). Он большой, пёстрый.
- На голове у него большой, красный… (гребешок), красная…(бородка).
- У Петушка есть…(глаза).
- Какого цвета глаза (чёрные).
- У Петушка есть острый…(жёлтый клюв).
Скажите, дети, для чего петушку клюв? (зёрнышки клевать).
Давайте покажем, как петушок клюёт зёрнышки.
Клю-клю-клю, клю-клю-клю – очень зёрнышки люблю.
- Сзади у петушка… (хвост).
- Хвост большой, красивый, пышный,длинный, из ярких перышек.
- Ходит петушок по двору на …(2-х лапках).
- На лапках у петушка…(шпоры).
- Для чего петуху шпоры? (Чтобы защищать цыплят от кошки)
Петушок: Ребята, а вы любите играть в прятки? Я сейчас спрячусь, а вы меня будете искать.
(Дети закрывают глаза, а петушок прячется. Появляется цыплёнок.)
Воспитатель: Ребята, скажите кто это?
Дети: Цыпленок.
Воспитатель: Поздоровайтесь с Цыпленком.
Дети: Здравствуй Цыплёнок.
3. Затруднения в ситуации
Цыплёнок: Ой-ой, помогите, я ищу своего друга – Петушка. Вы его не видели?
Дети: Видели.
Цыплёнок: А это правда он? Расскажите скорей про него, вдруг это тот петушок, которого я ищу?
Воспитатель: Дети, а вы сможете сами рассказать про Петушка?
Дети: Да!
Цыплёнок: Пусть ребята попробуют рассказать.
Воспитатель: Ой, что-то не получается. Давайте вместе расскажем о Петушке. Я вам помогу.
4. Открытие нового знания
Наш Петушок… (красивый, разноцветный).
У него на голове… (гребешок).
Гребешок… (красный, волнистый).
У Петушка есть красная… (бородка).
А клюв… (жёлтый).
Хвост… (большой, красный).
Он весёлый, любит кричать… (кукареку).
Цыплёнок: Да, это мой Петушок. Я узнал, вы так хорошо о нём рассказали. Давайте вместе его поищем.
(Дети находят Петушка)
5. Включение нового знания в систему знаний ребёнка
Петушок: Здравствуй, Цыплёнок! Как хорошо, что мы встретились! А ты чего такой грустный?
Цыплёнок: Тебя, Петя, ребята очень любят, они хвалили тебя, а кто же меня похвалит?
Воспитатель: А тебя (называет любого ребёнка) похвалит. А я похвалю Петушка.
Воспитатель: Мой Петух большой.
Ребёнок: А мой Цыплёнок маленький.
Воспитатель: У Петушка большой красный гребешок.
Ребёнок: А у Цыплёнка маленький гребешок.
Воспитатель: У Петушка красная бородка.
Ребёнок: А у Цыплёнка бородки нет.
Воспитатель: У Пети большой жёлтый клюв.
Ребёнок: И у Цыплёнка жёлтый клюв, только маленький.
Воспитатель: У Пети хвост большой, красный.
Ребёнок: А у Цыплёнка маленький жёлтый хвостик.
Воспитатель: Петушок любит клевать зёрнышки, громко кукарекать.
Ребёнок: А Цыплёнок может пищать.
Воспитатель: Петушок, а ты никогда не ссоришься с Цыплёнком?
Петушок: Нет, мы всегда живём дружно.
Воспитатель: Дети, давайте расскажем Петушку и Цыплёнку, что может произойти, если ссориться.
Разминка «Петушки»
(Два ребёнка стоят в кругу и изображают петушков, остальные дети идут по кругу и произносят слова.)
Петушки распетушились,
Но подраться не решились,
Если очень петушиться,
Можно пёрышек лишиться.
Петушок: Есть у меня знакомый Петя-петушок, ссорился и дрался, вот без хвоста и остался. Помогите, пёрышки ему подарите.
Воспитатель: Петушок понял, что вести себя так нельзя. Вы поможете ему?
Дети: Да. Мы поможем ему.
Воспитатель: Как нам помочь петушку? У меня есть только прищепки.
Дети. Мы можем украсить хвост петушка прищепками.
Воспитатель: Правильно, давайте сделаем хвост Петушка нарядным.
Упражнение с прищепками «Укрась хвост петушку»
(Дети украшают силуэт петушка, прикрепляя к хвосту разноцветные прищепки.)
Воспитатель: Петушок был грустным, а стал – веселым (мимика). Ему нравится, как вы украсили его хвост.
6. Осмысление.
Воспитатель. Дети, где мы побывали с вами сегодня?
Дети: На птичьем дворе.
Воспитатель: Кому мы помогли? Как смогли помочь?
Дети: Цыплёнку.
Воспитатель: Да, вы помогли цыплёнку найти друга, потому что хорошо рассказали про петушка. Вы просто молодцы, Петушок доволен вами. Скажем петушку и цыплёнку «До свиданья». Заводим моторы и отправляемся в детский сад.