Марина Лобастова
«Бытовые приборы. Звук [п] и буква П». Конспект логоритмического занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Оборудование: мяч; индивидуальные зеркала по количеству детей.
Ход занятия
1. Упражнения на расслабление по контрасту с напряжением.
- Ребята, примите позу покоя. Руки - на коленях. Успокоились.
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье.
И становится понятно:
Расслабление - приятно!
Дышится легко, ровно, глубоко.
- Все тело расслаблено. Легко и приятно дышится. Выполним упражнение «Любопытная Варвара».
Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Потом вперёд.
Смотрит вправо,
И снова вперёд.
Смотрит вверх,
Опять вперёд.
Смотрит вниз,
Мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно -
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена.
Дышится легко, ровно, глубоко.
- Расслабилась шея. Легко и приятно дышится.
2. Упражнение «Погончики».
«Выбрасывание» пальцев одновременно на обеих руках, которые находятся вниз. При этом на каждое движение пальцев делается отрывистый вдох носом. Упражнение выполняется стоя, в один подход, 32 раза, без разговоров и пауз.
3. Чтение стихотворения про электроприборы.
- Послушайте стихотворение и догадайтесь, о чём сегодня поговорим.
Очень любим дом мы свой,
И уютный, и родной.
Но не каждый бы сумел
Переделать массу дел.
Нужно дома нам убрать,
Приготовить, постирать,
А еще белье погладить…
Как со всей работой сладить?
И чудесно, что сейчас
Есть помощники у нас.
Труд они нам облегчают,
Время наше сберегают.
А приходится им братцы,
Электричеством питаться.
Всем понятно и без спора,
Это - … электроприборы.
(Дети добавляют слово.)
4. Игра с мячом «Я начну, а ты продолжишь».
- Встаньте в круг, я буду бросать мяч, задавать вопросы, а вы отвечать.
Я умею пылесосом, что делать? … (пылесосить, чистить).
Я умею утюгом, что делать? … (гладить, утюжить белье).
Я умею по телефону, что делать? … (говорить, звонить, общаться).
Я умею фотоаппаратом, что делать? … (фотографировать, снимать).
Я умею на компьютере, что делать? … (играть, печатать, смотреть мультфильмы).
Я умею лампу, что делать? … (включать, выключать, протирать).
Я умею на газовой или электрической плите, что делать? … (готовить, варить).
Я умею феном мокрые волосы, что делать? … (сушить, укладывать).
5. Пластический этюд с элементом психогимнастики.
- Сейчас я буду диктовать действия, а вы их выполнять. Хорошо? Возьмём чайник, поднесём к крану, откроем его и наберём воды. Закроем кран. Чайник стал тяжёлым, аккуратно несём его к плите. Ставим на плиту, включаем. Пока наш чайник закипает, расставим блюдца и чашки, рядом положим чайные ложечки. В серединку поставим сахарницу с сахаром, конфетницу с конфетами, салфетницу с салфетками. Чайник закипел. Как он пыхтит? (Пых-пых.) Выключаем плиту. Осторожно снимаем чайник с плиты, не ошпарьтесь, несём к столу, наливаем кипяток в чашки, добавляем заварку и кусочек лимона. Берём конфету, разворачиваем и кладём себе в рот. Ах, какая вкусная конфета! Запиваем чаем. А теперь возьмём салфетку, вытрем губы и руки, и положим её на стол. Молодцы, все потрудились на славу.
6. Игра «Верно - не верно».
- Предлагаю поиграть в игру «Верно – не верно». Я буду называть действие, и если вы с ним согласны, то хлопайте в ладоши, а если не согласны, то топайте ногами.
- Включать бытовые приборы без взрослых! (Топают.)
- Толкать палец в розетку! (Топают.)
- Не трогать руками провода! (Хлопают.)
- Делать волны в ванной миксером! (Топают.)
- Поливать телевизор! (Топают.)
- Греть еду в микроволновой печи! (Хлопают.)
7. Звук и буква «П».
А) Знакомство со звуком «П». Произнесение звука «П» в режиме фонетической ритмики: «Мыльные пузыри».
- Выполним упражнение «Мыльные пузыри». Встанем, сделаем кружок. Сначала буду говорить и делать я, а потом все вместе. Покажем и произнесём звук «П».
И. п. : пальцы сжаты в кулаки на уровне плеч, локти опущены. Произнося звук «п», дети резко разжимают пальцы, имитируя лопающиеся мыльные пузыри. Движение быстрое, резкое, короткое. «Мыльные пузыри» можно также ловить поочерёдно руками.
Б) Характеристика звука «П».
- Сейчас посмотрите в зеркало и произнесите звук «П». Что мешает проходу для воздушной струи, когда произносим звук «П»? (Проходу мешают губы.)
- Когда произносим звук «П», воздушная струя встречает преграду. Звук «П» пытается прорваться сквозь преграду - сквозь губы.
Воздух в носик надувайся,
Дети делают вдох носом.
«П» сквозь губы прорывайся!
Дети делают короткий выдох ртом.
- Попробуйте спеть (потянуть) звук «П», наматывая ниточку на клубок. (Ниточка рвётся.) Звук «П» поётся, тянется? (Звук «П» не поётся и не тянется.) Значит, звук «п» - … согласный.
- Звук «П» согласный, потому что есть преграда для воздушной струи и поэтому звук не поётся.
- Ребята, можно не только сказать, но и показать ладошкой правой руки, что звук «П» - согласный. Давайте вместе скажем и покажем. (Ладошкой правой руки дети прикрывают рот, делая преграду для воздушной струи.)
- Положите ладошку на горло и произнесите звук «П». Голосок поёт или спит? (Голосок спит.) Значит, звук «П» - не звонкий, а наоборот, какой? (Глухой.)
П! П! П! – пыхтим мы глухо.
Нету голоса и звука!
- Можно не только сказать, но и показать пальчиками левой руки, что звук «П» - глухой. Давайте вместе скажем и покажем. (Левая рука согнута в локте, кисть с согнутыми крючком и втянутыми в ладонь пальцами опущена вниз.)
- Звук «П» произносится твёрдо или мягко? (Звук «П» произносится твёрдо.) Значит, звук «П» … твёрдый. Можно не только сказать, но и показать кулачком правой руки, что звук «П» - твёрдый. Давайте вместе скажем и покажем. (Правая рука согнута в локте и поднята вверх, кисть сжата в кулак.)
- Ещё раз скажем и покажем, какой звук «П». (Звук «П» - согласный, твёрдый, глухой.) Логопед по необходимости помогает.
В) Буква «П».
- Давайте познакомимся с буквой «П». (Логопед демонстрирует на экране букву «П».)
- На что похожа буква «П»? (Дети предлагают свои варианты.)
Подходящие ворота,
Проходи, кому охота.
Г. Виеру
- Какой звук обозначает буква «П»? (Буква «П» обозначает согласный, твёрдый, глухой звук «П».)
- Посмотрите, как можно составить букву «П» из пальчиков: большие пальцы обеих рук направлены друг к другу горизонтально и соединяются кончиками; указательные пальцы направлены вниз, остальные прижаты к ладоням. (Дети выполняют.)
Г) Вывод: «С каким звуком и буквой вы познакомились?» (Со звуком и буквой «П».)
8. Подведение итогов занятия.
- Вот и закончилось занятие. Вспомним, о чём говорили? (Ответы детей.) Что делали? (Ответы детей.)