Устимова Ольга
Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе «Заучивание стихотворения В. Жуковского «Жаворонок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе Заучивание стихотворения В. Жуковского «Жаворонок».
Тема : «Заучивание стихотворения В. Жуковского «Жаворонок».
Цель: Воспитание доброжелательных чувств и познания окружающего мира через ознакомление и заучивание стихотворения «Жаворонок»
Публикация «Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе „Заучивание стихотворения В, Жуковского „Жаворонок“» размещена в разделах
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Задачи:
Образовательные:
• Учить детей понимать содержание стихотворения.
• Формировать умение понимать художественный образ в произведении.
Развивающие :
• Активизировать словарь по темам «Ранняя весна», «Птицы».
• Развитие поэтического слуха, способности воспринимать музыкальность, поэтичность речи.
Воспитательные:
• Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания.
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
• Воспитывать желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке.
1. Вводная часть
В - Здравствуйте ребята, представляете, утром я нашла письмо в своем почтовом ящике. Давайте мы его сейчас откроем и посмотрим, что в нём. А в нём –загадка.
Я раскрываю почки,
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня. (весна)
Д: …
В: Молодцы!
Ребята, а за что вы любите весну?
Д: …
В: А теперь посмотрите внимательно, может у нас что-то изменилось?
Д: …
В: Правильно! У нас новые книги, а кто мне скажет, как зовут автора, фотографию которого вы видите?
Д:
В: Молодцы! А кто знает, что такое поэт и поэзия?
Д:
В: Правильно! А что такое рифма?
Д:
В-Хорошо!
А теперь слушайте внимательно что я вам буду рассказывать об авторе.
Родился Василий Жуковский 29 января (9 февраля) 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Он был незаконнорождённым сыном помещика А. И. Бунина. Получил новую фамилию после усыновления крёстным – бедным белорусским дворянином Андреем Григорьевичем Жуковским. Первые стихотворения Жуковского были написаны во время учебы в пансионе при университете г. Москвы. После начала войны 1812 года Жуковский принял сторону оппозиции. Военные события отражены в его произведениях «Императору Александру», «Певец во стане русских воинов». Последнее принесло писателю известность. В 1815 году Жуковский был участником литературного общества “Арзамас”. В это же время начинает придворную службу, которая продлилась 25 лет. Десятилетие с 1810 по 1820 год считается расцветом творчества Василия Андреевича Жуковского. Известнейшие его произведения были написаны в те времена: баллады «Эолова арфа», «Двенадцать спящих дев», многие стихи, переводы. В 58 лет Жуковский женился на 20-летней дочери его друга живописца Рейтерна – Елизавете. После 12 лет он жил у своих новых родственников в Германии, вплоть до самой смерти. У него было двое детей – Павел (1844 г.) и Александра (1842 г.). Умер Жуковский 12 (24 апреля) 1852 года в Баден-Бадене. Тело писателя перевезли в Россию и похоронили в Санкт-Петербурге.
В: Ребята, кто знает в чем особенность стихов как жанра?
Д: …
В- Хорошо! А как вы понимаете такие слова как зардел, лазурь, долина?
Д: …
В- Почти правильно, но зардеть - стать багровым. Темное небо, багровый закат. Это значит, что лес еще не одетый в зелень листвы, окрашен в красный цвет от лучей восходящего солнца.
А Лазурь - синева небес. Солнце выплыло из-за горизонта, и все небо вдруг осветилось голубой лазурью.
В: А сейчас давайте послушаем, какую «сладкогласную песню» поет птичка над головой пахаря высоко в небе.
(Прослушивание фрагмента произведения П. И. Чайковского «Март. Жаворонок» из фортепианного цикла «Времена года»).
В: Мы сейчас послушали песенку жаворонка. Какое настроение вызвала эта песня?
Д: ….
В: Я с вами согласна! Жаворонок – птица весенняя. Считается, что с их прилетом наступает настоящая весна. Представьте: голубое небо, на нем нет ни одного облачка, и только высоко в небе одна маленькая птичка поет свою радостную песенку.
2. Основная часть
А теперь послушайте стихотворение В. Жуковского «Жаворонок».
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
В: Ребята, какое у вас настроение возникло после прочтения этого стихотворения?
Д: …
В- А я вот сразу представила запах весны и как поют птицы.
Физкультминутка
В: А теперь давайте с вами встанем и немного разомнемся!
«Пришла весна!»
Улыбаются все люди-весна, весна, весна!
(дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают)
Она везде, она повсюду-красна, красна, красна.
(делают ритмичные повороты туловища)
По лугу лесу и полянке-идет, идет, идет.
(ритмично шагают на месте)
На солнышке скорей погреться-зовет, зовет, зовет.
(взмахивают обеими руками к себе)
И в ручейке лесном задорно-звенит, звенит, звенит.
(ритмично щелкают пальцами рук)
По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит.
(потирают ладони)
Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов.
(делают из пальцев бутон)
И все живое сразу слышит весенний этот зов!
(ритмично сжимают и разжимают пальцы)
В: Молодцы! Теперь давайте мы с вами немного поиграем. Встаньте в кружок на ковре. Я буду называть слова – действия, а вы слова – предметы.
Задаю вопрос и бросаю мяч ребенку.
Автор говорит:
«зардел». Что? –лес
«белеет». Что? – Пар
«запел». Кто? – жаворонок.
«пришла?» — Весна.
В: А теперь я буду говорить слова – предметы, а вы слова – действия. - Вспомните, лес что сделал? – зардел.
Потом так же играем со словами-признаками. - Вспомните, про что автор говорит:
«Тёмный»? – лес
«тонкий»? – пар
Жаворонок запел песню какую? – раннюю.
Весна пришла какая? – молодая.
Затем наоборот. Лес какой? – тёмный.
В: Ребята, а теперь возвращаемся на свои места. Какое по характеру, по настроению это стихотворение?
Д: Лирическое, спокойное, радостное, нежное
В-Правильно! Как назвал поэт стихотворение? Кому посвятил его?
Д: ….
В: Правильно! А кто у нас зардел?
Д: Темный лес.
В- Правильно! А что у нас делал пар и каким он был, кто помнит?
Д: Он белел и был тонкий.
В: Хорошо! А кто объявляет о приходе нового дня? Давайте я начну, а вы попытаетесь вспомнить и продолжить.
И песню раннюю запел
В лазури ….
Д: Жаворонок звонкий
В: Молодцы! А что у нас делал жаворонок?
Д: Он пел на солнышке.
В: Правильно! А о чем он пел?
Д: О том, что пришла весна.
В: Молодцы!
А теперь давайте я начну говорить, а вы продолжите.
На солнце темный…
Д: Лес зардел,
В: В долине пар белеет …
Д: Тонкий,
В-И песню раннюю запел
В лазури….
Д: Жаворонок звонкий.
В: Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке…
Д: Сверкая:
В: Весна пришла к нам…
Д: Молодая,
Я здесь пою приход весны.
В: Молодцы! А что хотел сказать автор этого стихотворения?
Д: …
В- Да, я с вами согласна.
В: Ребята, а теперь посмотрите на доску и давайте мы с вами попробуем рассказать стихотворение по картинкам.
(рассказывают по табличкам)
В: Ребята, сейчас я прочитаю вам еще раз стихотворение, слушайте внимательно. (повторное чтение)
В: А теперь кто запомнил, хочет попробовать рассказать? Не переживайте, я буду вам помогать.
Д: …
В: Какие вы молодцы! У вас у всех получилось очень хорошо!
3. Заключительная часть
В: С каким стихотворением мы познакомились на уроке?
В: Кто автор этого стихотворения?
В- Как мы учились читать это стихотворение?
В: Какое настроение у вас после нашего урока? Что повлияло на ваше настроение?
(Ответы детей)