оксана тулупова
«Уроки доброты». Конспект ОД по развитию речи с использованием технологии «Синквейн»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие связной речи детей посредством составления дидактического синквейна.
Задачи:
Образовательная:
познакомить с методом составления синквейна с опорой на схему-алгоритм;
формировать умение применять данную модель при составлении текста синквейна;
закрепить понятия слова-предметы, слова – признаки предмета, слова – действия
предмета;
закреплять навыки подбора слов-предметов, слов-признаков, слов-действий;
Публикация «„Уроки доброты“, Конспект ОД по развитию речи с использованием технологии „Синквейн“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
формировать навыки составления предложений, навыки слогового чтения.
Развивающая :
Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас
детей.
Воспитательная:
Воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков
сотрудничества, доброго и заботливого отношения к птицам.
Методические приемы:
Словесные – вопросы, объяснения, загадывание загадок, словесная игра, зрительная
гимнастика, динамическая пауза
Игровые - сюрпризный момент – «девочка просит найти котенка», сундучок «Потеряшки»
Наглядные – презентация, иллюстрации.
Практические – отгадывание загадок, выполнение заданий.
Демонстрационный материал:
картинка «Котенок», конверт с заданиями,
мячик, схема для составления синквейна
Раздаточный материал:
Шаблоны на каждого ребенка
Виды деятельности:
игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Воспит. : Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Все они такие красивые, с добрыми глазами пришли посмотреть на нас, узнать, как мы тут с вами живем, что умеем и познакомиться с нами поближе. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети:
Скажем «здравствуйте» руками,
Скажем «здравствуйте» глазами,
Скажем «здравствуйте» мы ртом,
Станет радостно кругом.
Мы с вами снова вместе,
Я рада, рады вы,
Приветствуем друг друга,
Объятьем дружбы мы
Воспит:
Организационный момент:
(Дети проходят в центр группы, встают в круг).
Собрались мы с вами вместе
Чтобы было интереснее,
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Воспит: ребята, ко мне вчера за помощью обратилась девочка. У нее пропала любимая игрушка- котенок. Она уже везде его искала и не могла найти. Скажите, мы можем как-то ей помочь?
Дети: да
Воспит: ребята, а как мы можем ей помочь?
Дети: мы можем его поискать или написать объявление
Воспит: а кто-то из вас писал объявление?
Дети: нет
Воспит: ребята, а где объявление можно разместить?
Дети: на столбах, на деревьях, возле магазина, в центре есть доска,
Воспит: а как называются специальные места для объявлений?
Дети: доска объявлений, у нас в садике можно разместить,
Воспит : поможем девочке найти потерянного котенка- игрушку?
Дети: да
Воспит: а помогут нам составить объявление фигуры-треугольники. Подходите к доске
Воспит: в самое начало объявление мы поместим фотографию игрушки, вот этого котенка, ведь объявление будем составлено именно о нем
Воспит: ребята, а давайте с вами подумаем и скажем какой котенок
Дети: красивый, пушистый, веселый, мягкий, радостный, улыбчивый,
Воспит: молодцы, ребята, а какие два важных качества мы выберем, какой он, котенок.
Воспит: три слова, что умеет делать котенок.
Дети: стоит, сидит, лежит,
Воспит: ребята, прикрепляйте треугольники
Воспит: следующее правило для объявлений- предложение про котенка составить из четырех слов какое мы можем составить
Дети: Котенок моя любимая игрушка, мой котик самый лучший, я люблю своего котенка, мой котик самый красивый
Воспит: давайте посчитаем, сколько слов в предложении
Воспит: и завершаем наше объявление последней фишкой, как мы можем назвать котенка другим словом?
Дети: домашнее животное, друг, питомец, игрушка
Воспит: ребята, смотрите, я приготовила для вас настоящее объявление.
Давайте вспомним, какие слова мы подобрали, а я впишу
Воспит вписывает.
Воспит: наше объявление готово. Ребята, кому мы поручим разместить объявление?
Дети выбирают, кто именно разместит объявление и ребенок уносит в шкаф.
Воспит: ребята, а у нас же в садике есть коробка «Потеряшек», давайте там посмотрим?
Дети: да
Воспит. : ребята, а вы знаете, что тут хранится?
Дети: да, это потеряшки. Тут хранятся вещи и игрушки, которые кто- то у нас в садике забывает.
Воспит: давайте посмотрим, что же тут есть в этой коробке.
Дети и воспит. рассматривают
Воспит: ребята, смотрите, это что такое?
Дети и воспит. рассуждают
Воспит: ребята, посмотрите, а это что такое
Дети: это письмо
Воспит: а как же оно у нас в потеряшках оказалось, кто-то оставил?
Воспит: ребята, а почему оно не ушло по назначенному адресу, почему оно у нас в «Потеряшках»?
Дети: потому что нет первой буквы
Воспит: Моей любимой. аме
Дети: не хватает буквы М
Воспит: пропал звук М, сможем мы его найти?
Дети: да
Воспит: ребята, а какие слова вы знаете, которые начинаются на звук М
Дети: мама, Маша, мак, малина, молоток, молоко, мускулы, матрос, малыш, музыка, март, магазин, маска, манник, мука, магнитофон, музыка, мороз, макароны,
Воспит: еще попробуем придумать слова, которые отвечают на вопрос какой? Чтобы слово начиналось со звука м
Дети: молочный, маленький, мускулистый, мужественный, морозный
Воспит: так, а покажите, какие мы были маленькие, покажите какие мы мускулистые.
Воспит: ребята, а теперь придумайте слово, которое будет начинаться со звука М, и которое будет отвечать на вопрос «что делает?»
Дети: мычать, мохать, моргать, маячить, макать, мучить, мыть, мурлыкать
Воспит: ребята, а какое интересное предложение мы составим из четырех слов, чтобы каждое слово на звук М начиналось. Про кого составим предложение, давайте договоримся?
Физминутка
Воспит: ребята, у нас еще много разных предметов осталось? Что осталось?
Дети: машинка, кубик, матрешка, мяч,
Воспит: ребята, а как вы думаете, кто эти все предметы потерял
Дети: это дети потеряли
Воспит: ребята, а можно разместить объявление у нас в детском саду?
Дети: да
Синквейн на тему : "Мяч".
Кто? сущ- (мяч)
Какой? прилагательное – признак (круглый, разноцветный)
Что он делает? (действие – глагол)-(катится, прыгает, летит).
Применимо в предложении (с мячом можно играть в футбол или дети могут сами придумать предложение).
Ассоциация со словом мяч – (игрушки, или что-то ещё дети могут сами придумать. Например нарисовать свой мяч.)
Воспит: ребята, вы взрослые, знаете буквы, но мы еще не умеем читать. Как быть?
Дети: можно нарисовать
Воспит: давайте с вами выберем, про что нарисуем объявление про мячик, кубик, или матрешку, или про что?
Дети говорят
Воспит: хорошо. Ребята, а для того, чтобы работа пошла побыстрее, мы с вами поделимся на команды.
Дети под спокойную музыку составляют синквейны при помощи раздаточного материала (треугольников) /совещаются, обсуждают/
Воспит: ребята, ну что, все готовы?
Дети: да
Воспит и дети размещают объявление
Воспит: ну вот объявление и готово. Молодцы, ребята.
А вот вам и моя загадка-синквейн на экране :
1….
2. Верная, крепкая
3. Помогает, объединяет, спасает.
4. Настоящий друг помогает в беде.
5. Преданность (взаимовыручка)
Воспитатель: О чем идет речь в загадке?
Дети отгадывают: речь идет о дружбе.
Прощайтесь с гостями