Турсунова Анастасия Сергеевна
Дидактическое пособие «Попади в цель» по развитию речи с использованием технологии семантических полей в работе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Слово - основная единица языка.
Исследования А. Р. Лурии, Н. Жинкина, Л. С, Выготского, А. А. Леонтьева и других ученых показывают, что слово не только указывает на определенный предмет, действие, качество или отношение, оно актуализирует целый комплекс ассоциаций. Комплекс ассоциаций, возникающих вокруг одного слова, называется семантическим полем.
Ребенок не способен сразу смоделировать объемное семантическое поле, как правило, оно формируется постепенно. Для детей с ОНР характерен ограниченный словарный запас, как в его количественных, так и в качественных характеристиках. Поэтому развитие лексико-грамматического строя речи является приоритетным направлением в работе логопеда с детьми дошкольного возраста.
Публикация «Дидактическое пособие „Попади в цель“ по развитию речи с использованием технологии семантических полей в работе с детьми с ОНР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Метание: боулинг, кольцебросы, городки
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
С этой целью было создано дидактическое пособие «Попади в цель», которое помогает научить детей моделированию сначала небольшого поля, связного с конкретной ситуацией, а затем постепенно учит его расширять.
Основу дидактического пособия составляют семь кругов – «полей». Дети среднего дошкольного возраста строят поля из четырех секторов, старшие дошкольники до семи. Сектора съемные, их количество изменяется в зависимости от возраста группы детей.
Центром поля является «ядерное» слово», в соответствии с лексической темой перспективного плана работы (Например слово "кошка". Лексическая тема: "Домашние животные"). Второй сектор предлагает детям подобрать к ядерному слову однокоренные слова - «слова-родственники» (кот, котенок, котята). Третий сектор актуализирует глагольный словарь, стимулирует детей отвечать на вопросы: «Что делает? Что делают?»(прыгает, ест, грызет, спит, сидит). Четвертый сектор побуждает детей, отвечая на вопрос «Какой?» «Какая?» «Какое?» «Какие?» (белая, ласковая, большая, пушистая, злая).
В старшем дошкольном возрасте добавляется пятый сектор, он позволяет работать со словами-антонимами, шестой с синонимичными парами, или словами близкими по значению. Завершает поле седьмой сектор, позволяющий работать над переносным значением ядерного слова, если такое имеется, либо над пословицами, поговорками, устойчивыми выражениями, включающими данное слово («кошка гостей намывает»). Каждый сектор имеет определенный цвет, который является своеобразной подсказкой, ориентиром для детей в работе, подсказывая какие слова нужно подбирать на данном этапе.
Работая с этим полем, логопед может одновременно включать задания и упражнения направленные на формирование грамматических категорий, таких как образование множественного числа, уменьшительно-ласкательной формы, согласование числительных с существительными, согласование прилагательных с существительными, глаголов с существительными. Учить строить предложения с заданными словами, составлять рассказы-описания, объяснять пословицы. Таким образом, данное дидактическое пособие носит многофункциональный характер и эффективно в работе логопеда.