миловша газеева
Конспект ООД по развитию речи на тему «Пересказ рассказа «Четыре желания»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи в средней группе №11.
Воспитатель- Газеева Миловша Радиковна
Тема :Пересказ рассказа «Четыре желания» (по К. Ушинскому)
Цель:
Формировать у детей умение связного последовательного пересказа текста с использованием элементов ТРИЗ с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Публикация «Конспект ООД по развитию речи на тему „Пересказ рассказа „Четыре желания“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Задачи:
1. Образовательные:
- Формировать действия целенаправленного восприятия текста.
-формировать умение отвечать на вопросы по ее содержанию;
-формировать у детей восприятие графических схем к рассказу;
- активизировать подбор сравнений и определений, закрепить навыки подбора синонимов, антонимов, родственных слов, подбор и согласование существительных и прилагательных (ОН,ОНА, ОНО, подбор антонимов.
2. Развивающие :
-развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог;
-развивать языковое чутьё, связную монологическую речь;
- развивать навыки планирования пересказа текста (с опорой на графическую схему).
- закрепить навыки грамматически правильного оформления высказываний.
- работа над интонационной выразительностью речи.
Воспитательные:
-воспитывать эмоциональное восприятие содержания рассказа и интерес к творчеству К. Ушинского;
Интеграция: «Познавательное развитие ФЦКМ.
Приоритетное направление: развитие речи.
Предварительная работа: чтение рассказов К. Ушинского; настольная игра «Времена года»; выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности, разгадывание загадок о природе и временах года, разучивание пословиц о Родине.
Оборудование:
Картинки с изображением времен года; графические схемы для пересказа; поднос с подарками; фишки; мяч.
Организация детей: перед детьми мольберт, столик, дети сидят на стульчиках (стульчики стоят полукругом).
Методы и приемы: художественное слово, игра («Про что так можно сказать», наглядный (сюжет картинки, демонстрационный материал, сюрпризный момент, беседа, физкультминутки, музыкальное сопровождение.
Форма деятельности: групповая.
Ход занятия:
Игра с мячом в кругу «Про что так можно сказать?» (воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает на вопрос и возвращает мяч педагогу).
Педагог: Ребята, скажите мне, про что можно сказать «осенний»? (Осенний день, осенний вечер, осенний лес, осенний праздник, осенний лист, осенний дождь, осенний урожай, осенний месяц.)
Педагог: Про что можно сказать «зимняя»?
(Погода, шуба, шапка, прогулка, одежда, поземка, дорога.)
Педагог: Про что мы скажем «весеннее»?
(Солнышко, настроение, тепло, пение птиц.)
Педагог: А о чем говорим «летние»?
(Деньки, босоножки, сандалии, панамы, месяцы, игры.)
После игры воспитатель приглашает детей за столы.
Игровое упражнение «Отгадай загадку».
Загадки:
Прошла по лугам, по лесам, по полям
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима!» Ответы детей.
Выставляется иллюстрация с изображением Осени.
Тётушка крутая,
Белая да седая,
В мешке стужу везёт,
На земле холод трясёт,
Сугробы наметает,
Ковром землю устилает.
Ответы детей.
Выставляется иллюстрация с изображением Зимы
Педагог: А зима – это Хорошо или плохо? (Объяснения детей)
Пришла, улыбнулась,
Утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели
Река пробудилась,
Растаяли льды,
Наряд белоснежный
Надели сады.
Ответы детей.
Выставляется картинка с изображением весны
Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке.
Ответы детей.
Выставляется иллюстрация с изображением лета.
Педагог: Как одним словом можно назвать осень, зиму, весну и лето? Ответы детей.
Педагог: Ребята, нам доставили посылку. Интересно, что в ней? Давайте посмотрим. В ней лежат подарки, которые «прислали» времена года. Отгадайте, от какого времени года каждый подарок?
Вынимая по очереди предметы (яблоко, грушу, ёлочный шарик, пучок укропа или петрушки и солнечные очки) дети определяют, от какого времени подарки.
Педагог: Ребята, а какое время года у вас самое любимое и почему?
Ответы детей.
Педагог: А вам интересно, какое время года любимое, желанное было у одного мальчика из рассказа?
Я сейчас прочитаю вам рассказ, который называется «Четыре желания», а написал его К. Д. Ушинский.
Чтение рассказа.
Беседа с детьми:
Воспитатель:
- О чем говорится в этом рассказе? (о разных временах года).
- Чем Мите понравилась зима? (он катался на санках с ледяной горки, катался на коньках по замерзшей реке)
- Что ему понравилось весной? (Митя бегал за пестрыми бабочками, цветы собирал)
- Что запомнилось Мите летом? (ходил на сенокос, рыбу ловил, ягоды собирал, валялся на душистой траве)
- Какими словами мальчик сказал об осени? (Осень лучше всех времен, потому что поспели плоды – желтые груши, румяные яблоки)
- Почему рассказ называется “ Четыре желания”? (потому что Митя каждый раз говорил, что это время года лучше других)
- Ребята, какой же можно сделать вывод – какое же время года лучшее? (правильно, каждое время года прекрасно по-своему)
Словарная работа (работа по тексту).
Воспитатель: Ребята, в рассказе есть слова, значение которых давайте уточним.
- Что означает слово румяный? (красный, алый).
- Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка? (тетрадь небольшого, маленького карманного размера).
- Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю (достаточно много)
- Что значит, восторг? (веселье, радость).
Воспитатель: Ребята, а что такое желание? (мечта, просьба, задумка)
А сейчас я предлагаю пройти на полянку отдохнуть. Давайте мы представим себя на месте мальчика Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.
Физкультминутка
Мы на саночках катались (полуприседания,
И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед).
Белоснежные дома (руки вверх,
Хорошо, когда зима (кружимся!
Бабочки порхают (руки в стороны,
Цветы зацветают (наклоны вперед).
Всюду, всюду красота (руки скользят сверху вниз поочередно,
Что за прелесть весна (кружимся!
Мы с отцом на сенокосе (руки в стороны,
В речку удочку забросим (руки вперед,
Красных ягод наберем (наклоны вперед)
И на сене отдохнем (руки за голову).
Жаркая стоит погода (руки вверх,
Лето – лучшее время года (кружимся!
Груши, яблоки в саду (руки в стороны,
Я достану и сорву (тянемся достать)
Овощей я наберу
Осень – лучшее время в году (кружимся!
Воспитатель: Отдохнули? Проходите на стульчики.
Ребята, вы хорошо запомнили рассказ?
Предлагаю вам мысленно нарисовать картинки к рассказу.
Составление модели к тексту.
Воспитатель: Сейчас я еще раз буду читать рассказ. Слушайте внимательно, вам нужно запомнить рассказ, чтобы его потом его пересказать точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно.
А также мы будем выделять самое главное, о чем говорит в рассказе автор и выставлять соответствующие картинки на мольберте.
Повторное чтение рассказа.
Воспитатель: Итак, слушайте начало рассказа.
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!”
– Запиши свое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что можно нарисовать? (Горку, санки, коньки, карманную книжку).
Дети выбирают соответствующую началу рассказа картинку и выставляют на мольберт.
Воспитатель: Слушайте продолжение.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!”
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.
Что нарисуем сейчас? (бабочку, цветок, книжку).
Дети выбирают соответствующую этой части рассказа картинку и выставляют на мольберт
Воспитатель: Слушайте дальше.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
А что нарисуем сейчас? (траву, рыбу, ягоду, копну сена, книжку).
Дети выбирают соответствующую картинку и выставляют на мольберт.
Воспитатель: Послушайте, чем закончился рассказ.
Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: “Осень лучше всех времен года!”
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Предлагайте, что можно нарисовать сейчас (яблоко, грушу, книжку).
Дети выбирают соответствующую картинку и выставляют на мольберт.
Воспитатель: Ребята, с вашей помощью я нарисовала 4 картинки – мы поставили их вместе, и получился рассказ в картинках.
Для вас эти картинки являются планом рассказа, по ним вы будете рассказывать последовательно, выразительно и самостоятельно.
Я предлагаю вам пересказать рассказ по цепочке. Вы знаете, как надо рассказывать по цепочке?
Кто хочет рассказывать начало рассказа? Кто продолжит? Кто будет рассказывать о лете? Кто закончит рассказ?
Воспитатель: При рассказывании помните, что самое главное при пересказе четко и ясно передать последовательность событий.
Дети пересказывают рассказ по частям.
А кто хочет рассказать историю с начало до конца?
Ребенок пересказывает рассказ самостоятельно с опорой на картинки.
Воспитатель: Молодцы, все правильно. Ребята, каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Летом хорошо, а зимой лучше.
Давайте сравним:
Погода теплая, а наоборот — холодная
Осень ранняя, а наоборот — поздняя
Облако белое — туча черная
День длинный, а наоборот — короткий
Вода замерзает, а лед — тает
Насекомые засыпают, а наоборот — просыпаются
День грустный, а наоборот веселый
Настроение плохое, а наоборот — хорошее
Урожай маленький, а наоборот - большой
Рефлексия:
Воспитатель: Вы сегодня замечательно потрудились. У вас на столах по два смайлика. Если вам занятие понравилось, поднимите весёлый смайлик. Если вы испытывали затруднения и у вас есть вопросы, поднимите грустный смайлик.
(дети выбирают и поднимают смайлики).