Ольга Ситникова
Конспект ООД по развитию речи «Как Топ и Тяпа варили компот»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Как Топ и Тяпа варили компот»
Цели:
• составление простых предложений по сюжетной картине;
• составление связного высказывания по серии сюжетных картин;
• формирование умения воспроизводить последовательность серии картин;
• развитие умения следить за сюжетом, не упуская важных деталей;
• формирование умения включать в текст фрагменты, не вошедшие в серию картин и выделение способов связи между частями;
• развитие слухоречевой памяти;
Публикация «Конспект ООД по развитию речи „Как Топ и Тяпа варили компот“» размещена в разделах
- Компот. Все о компоте для детей
- Консервируем овощи, фрукты. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• воспитание чувства уважения к чужому ответу, формирование умения слушать товарища;
• воспитание чувства гордости за богатство родного языка.
Оборудование:
предметные картинки «собака», «медведь», серия картин «Как Топ и Тяпа варили компот», чистые листы бумаги к серии картин, таблички с кличками героев, куклы Медведь и Собака, магниты, фломастеры.
Ход занятия.
Дети заходят встают в круг, взявшись за руки.
1. Оргмомент.
Воспитатель передаёт детям «рабочее настроение» по кругу (пожимают друг друга за руки по цепочке). Дети садятся на места. Воспитатель проверяет правильность посадки и предлагает детям придумать историю.
Отгадывание загадок о животных.
Воспитатель.
Попробуйте угадать, кто будет героями нашей истории.
Живёт под крылечком,
Хвостик колечком.
С хозяином дружит.
Дом сторожит.
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос.
Дети.
Собака. Медведь (на доске появляются картинки с изображением животных).
Воспитатель.
Зовут героев истории Топ. Тяпа.
Воспитатель.
Как вы думаете, кого зовут Топ, а кого Тяпа?
Дети.
Собаку – Тяпа, а медведя – Топ.
Воспитатель.
Что значит «накрыли стол»? ( Дети: приготовили угощение и поставили на стол).
Что такое «котёл» и зачем он нужен? ( Дети: металлическая посуда, большая, тяжёлая, с полукруглым дном, нужна для приготовления пищи на огне, костре).
2. Последовательный разбор каждой картины.
На доску выставляются картины из серии «Как Топ и Тяпа варили компот» без учёта последовательности.
Воспитатель. (по картине «ГОСТИ ПРИШЛИ»).
- Назовите, кого вы видите на картине.
(Я вижу медведя Топа, собаку Тяпу, белку, лису, журавля, зайца и ежа с ежонком).
- Придумайте предложение про каждого из героев: КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?
(Медведь Топ сидит в кресле и ест вишню. Собака Тяпа наливает половником компот. Журавль взял с подноса пирожок. Лиса лакает компот из тарелки и т. д.)
- Как вы думаете, кто хозяйка? Как вы догадались?
(Хозяйка Тяпа. Гости сидят за столом, а она всем наливает половником компот, на ней фартук.)
- Довольны ли звери угощением?
(Да, довольны.)
- Какими словами звери могли хвалить хозяйку?
(Умница, Тяпа! Ты отличная хозяйка! Тяпа, ты вкусно готовишь.)
«Как Топ и Тяпа варили компот. Гости пришли»
Воспитатель: (по картине «ВАРЯТ КОМПОТ»).
- Кто изображён на этой картине?
Дети.
Медведь Топ залез на дерево и собирает вишню. Собака Тяпа кладёт сахар в кипящую воду.
- Где происходят события этой истории? Как вы догадались?
Дети.
Всё происходит в лесу, потому что вокруг много деревьев.
- Как вы думаете, что задумали звери? Почему?
Дети.
Медведь и собака задумали сварить компот, потому что нашли много вишни.
«Как Топ и Тяпа варили компот. Варят компот.»
Воспитатель: (по картине «ОХ, И ВКУСНО!»).
- Что находится в правом верхнем углу картины?
(В правом верхнем углу стоит корзина с вишней.)
- Найдите и назовите все деревянные предметы?
(Деревянное кресло, деревянный стол, деревянные ложки, деревянная миска)
- Где висит котёл?
(Котёл висит над огнём.)
- Что стоит на столе, какой он?
(На столе стоит горшок. Он большой, глиняный, тяжёлый)
«Как Топ и Тяпа варили компот. Ох, и вкусно!»
Воспитатель:
- Пожалуйста, найдите начало, середину и конец истории и расставьте картины по порядку (один ребёнок это делает на доске). Хочу обратить ваше внимание, что у истории есть начало, а между картинками тоже происходили какие-то действия (демонстрация и размещение пустых листов бумаги). Давайте пофантазируем и заполним пустые листы картинками к рассказу.
3. Создание начала к изображённому действию.
Воспитатель.
Вспомните, пожалуйста, с каких слов начинаются многие сказки, рассказы, истории. Объясните, почему звери стали варить компот.
Дети.
Жили-были медведь Топ и собака Тяпа. Однажды в лесу они нашли вишню и задумали сварить компот.
Воспитатель:
- Глядя на картину, расскажите, что для этого сделал медведь Топ, как вела себя собака Тяпа.
Дети.
Топ взял корзину, влез на дерево и нарвал вишню.
Тяпа развела костёр и повесила над ним котёл с водой.
Чтобы компот получился сладкий, она положила три ложки сахара.
4. Создание текста к пустой картине между изображёнными событиями по демонстрации действия воспитатель.
Воспитатель:
- Когда вода закипела, Топ и Тяпа добавили ягод и стали (воспитатель показывает, как мешают ложкой в котле)
Дети.
Медленно помешивать компот ложкой.
Воспитатель:
- Какие рисунки помогут вам вспомнить это событие?
Дети.
Ложка, котёл с кипящим компотом.
5. Договаривание детьми предложений, начатых воспитатель.
- Теперь я начну предложение, а вы закончите.
Воспитатель:
- Вскоре…
Дети:
вишнёвый компот был готов.
Воспитатель:
- Тяпа налила его…
Дети:
в большой глиняный горшок и поставила на стол.
Воспитатель:
- Топ взял…
Дети:
ложку и попробовал компот.
Воспитатель:
- Получилось…
Дети:
очень вкусно!
6. Дополнительные вопросы воспитателя для создания текста к пустой картине.
Воспитатель:
- Почему звери позвали гостей? Как они готовились? Чем ещё хозяева угощали гостей?
Дети.
Компота было так много, что друзья решили позвать гостей. Они накрыли стол на лесной поляне и успели напечь пирожков с ягодами.
Воспитатель:
- Какие картинки мне нарисовать на пустом листе, чтобы вы запомнили эти события?
Дети.
Стол, пирожки, полный горшок компота.
Воспитатель:
- Расскажите, кто пришёл в гости к Топу и Тяпе. Что стали делать гости. Что сказали гости хозяевам.
Дети.
В гости к Топу и Тяпе пришли лиса, белка, зайчик, ёж с ежонком и журавль. Все уселись за столом и стали угощаться. Звери ели и нахваливали: «Ай, да Тяпа – умница! Ай, да Топ – молодец! Спасибо, хозяева!»
Воспитатель:
- Послушайте всю историю от начала и до конца, запомните, чтобы потом рассказать.
Жили-были медведь Топ и собака Тяпа. Однажды в лесу они нашли вишню и задумали сварить компот. Топ взял корзину, влез на дерево и нарвал вишню. Тяпа развела костёр и повесила над ним котёл с водой. Чтобы компот получился сладкий, она положила три ложки сахара.
Когда вода закипела, Топ и Тяпа добавили ягод и стали медленно помешивать компот ложкой.
Вскоре вишнёвый компот был готов. Тяпа налила его в большой глиняный горшок и поставила на стол. Топ взял ложку и попробовал компот. Получилось очень вкусно!
Компота было так много, что друзья решили позвать гостей. Они накрыли стол на лесной поляне и успели напечь пирожков с ягодами. В гости к Топу и Тяпе пришли лиса, белка, зайчик, ёж с ежонком и журавль. Все уселись за столом и стали угощаться. Звери ели и нахваливали: «Ай, да Тяпа – умница! Ай, да Топ – молодец! Спасибо, хозяева!»
Давайте подвигаемся немного и сварим свой компот.
7. Физкультминутка.
Будем мы варить компот.
Фруктов нужно много. Вот: левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»
будем яблоки крошить,
грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок. имитируют каждое действие с фруктами
Варим, варим мы компот. опять «варят» и «мешают»
Угостим честной народ. от себя разводят руками
8. Составление рассказа по частям или целиком.
Воспитатель просит нескольких детей пересказать рассказ по частям, затем один-два ребёнка рассказывают весь рассказ целиком.
9. Составление рассказа от первого лица.
Воспитатель предлагает детям куклы: Медведя и Собаку. Два ребёнка, перевоплощаясь, по очереди рассказывают эту историю от имени героев.
10. Итог.
Чем мы занимались на занятии? Что понравилось больше всего?