Швабауэр Миля Александровна
Конструкт НОД по ФЭМП «Магазин школьных принадлежностей» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: подготовительная группа.
Форма совместной деятельности: НОД по ФЭМП
Форма организации: групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: создание условий для формирования элементарных математических представлений, развития связной монологической и диалогической речи детей.
Задачи:
Обучающие:
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10.
Упражнять в умении решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
Закреплять умения решать примеры на сложение и вычитание.
Закрепление знаний о составе числа 6, 7, 8, 9 из 2 меньших
закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух, выкладывать из счетных палочек Кюизенера фигуры; видеть и называть фигуры.
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1)
Учить ориентироваться на ограниченной территории (Игровизоре, располагать предметы и их изображения в указанном направлении.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, продолжать формировать навык работы в коллективе.
Обогащать словарь детей: канцелярские товары, развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат.
Воспитательные:
Способствовать проявлению положительных эмоций
Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе совместного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников:
Обратить внимание на нерешительность) при самостоятельной работе;
Обратить внимание на положение карандаша в руке у….);
Обратить внимание на речь) при ответах на вопросы.
Средства:
наглядные – слово «АУКЦИОН», наборное полотно для каждой команды, название команд, развивающая игра «цифра» для решения задач на состав числа 10. Набор цифр и математических знаков. Карточки для конкурса капитанов на сравнение чисел.
литературные – название сказок, стихотворение для эмоционального настроя на занятие.
оборудование - школьные принадлежности: ручка, линейка, простой карандаш, тетрадь, альбом, ластик, обложка для тетради, обложка для учебника, набор цветных карандашей, коробка красок, пластилин, пенал, набор цветной бумаги, набор цветного картона, клей-карандаш, кисточка для рисования, непроливайка. Счетные палочки Кюизенера. Фишки, простые карандаши. Набор цифр и математических знаков. Корзинки для фишек.
Планируемый результат:
активность в познавательной и игровой деятельности;
проявление эмоционального отношения друг к другу;
умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы;
умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта;
умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями;
применение усвоенных знаний по ФЭМП в игровой, познавательной, самостоятельной деятельности и повседневной жизни;
умение сосредоточенно действовать в течение 30 мин. ;
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания.
Предварительная работа:
Чтение и рассматривание книг и школьных принадлежностей;
Виртуальная экскурсия в школу;
Просмотр мультфильма о школе;
Развивающая игра «Цифры»;
Детско – взрослые проекты: «Скоро в школу»;
Дидактическая игра «Состав числа»;
Составление описательных рассказов по тематическим иллюстрациям;
Игровые упражнения: «Построй фигуру из счетных палочек Кюизенера», «Составление и решение арифметических задач», «Опиши по схеме»;
Выставка школьных принадлежностей совместно с родителями «Скоро в школу».
Ход деятельности
Элементы методической структуры совместной и самостоятельной образовательной
деятельности Содержание этапов занятия
(действия педагога, действия дошкольников)
Прогнозируемый результат
Действия педагога
Действия дошкольников
1 этап.
Организационный
Воспитатель задаёт положительный эмоциональный настрой
Круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево.
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем
И здороваться пойдем!
Предлагает детям поздороваться с гостями
Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, Давайте с ними поздороваемся. Дети заходят в группу и встают в круг. Выполняют движения в соответствии со словами
Дети приветствуют гостей, делясь своим теплом Дети настроены на общение
Проявляют доверие к гостям
Проблемная ситуация.
Создаёт проблемную ситуацию, показывает и свою заинтересованность
Ребята, мы сегодня отправляемся, а вот куда отправляемся мы узнаем, когда разгадаем ребус, который вы видите на доске.
Ребята, на доске написано какое-то слово. Кто сможет его прочитать и составить?
Я даю вам подсказку, нужно расставить буквы согласно их номеру, тогда получится нужное слово.
(магазин)- (з-5, и-6,м-1,г-3,а-4,н-7,а-2)
Сегодня мы с вами отправимся в магазин. А в какой магазин могут пойти, будущие школьники? Магазин школьных принадлежностей. Хотите там побывать?
Только вот беда – денег у нас нет. Что будем делать?
Как вы считаете, какой из предложенных вариантов самый достойный и правильный?
Направляет детей на правильное решение.
Сегодня мы сами будем зарабатывать фишки на покупки, используя свои знания, сообразительность и взаимовыручку. Ребята вы согласны?
Ребята, а сейчас я вам предлагаю выбрать листочки с примерами и решить их те, у кого в ответе получится 6, 7, 8 или 9, займут место за столом в соответствии с полученным ответом.
Проверьте, все ли заняли место в своей команде. Молодцы!
Дети разгадывают ребус и составляют слова.
Ответы детей.
Пытаются прочитать
Дети высказывают свое мнение
Дети обсуждают возможные варианты.
Ответы детей.
Дети решают примеры
Прочитали слово
Проявляют интерес к предстоящей деятельности
Находят пути решения проблемы
Умение решать примеры.
2 этап.
Мотивационно – ориентировочный Деление детей на группы (команды). Способствует индивидуальной работе.
Ребята, мы разделились на 4 команды – «Шесть», «Семь, «Восемь» и «Девять».
За каждый правильный ответ команда будете получать фишки. Это будут ваши деньги для покупок в магазине школьных принадлежностей.
За разгаданный ребус каждая команда получает по 5 фишке.
(Фишки складываются в командную копилку).
Задание разминка.
Придумайте в командах названия магазина школьных принадлежностей и соберите слово при помощи умных кубиков.
Дидактическая игра
«Состав числа 6, 7, 8, 9»
1 фишка команде
Способствует индивидуальной работе детей.
Итак, для вас первое задание.
Составить число из двух меньших чисел и заселить домики.
Первая команда составляет число 6 из двух меньших.
Вторая команда составляет число 7 из двух меньших.
Третья команда составляет число 8 из двух меньших.
Четвертая команда составляет число 9 из двух меньших
Ребята, какие вы молодцы!
Кто быстрее сделает работу в команде, идёт работать к ларчику.
Дети составляют число из двух меньших чисел. Заселяют домики.
Закрепление умения составлять число из двух меньших чисел.
3 этап.
Актуализация субъектного опыта детей, мотивация,
целеполагание Игровое задание с палочками Кюизенера.
По 1 фишке за ответ
Ну что, переходим к следующему заданию. Это задание общее для всей команды. Вам нужно из счётных палочек Кюизенера составить геометрические фигуры. Ну что готовы?
За правильное выполнение задания вы можете получить 5 фишки.
За ошибку только по 1 фишку.
Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).
Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).
Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).
Постройте ромб.
А теперь – трапецию.
А теперь постройте круг.
Воспитатель ходит по подгруппам и проверяет правильность выполнения задания. Молодцы!
Дети выкладывают фигуры из палочек Кюизенера и называют их.
(Дети отвечают, что из палочек не получается сделать круг, т. е. круг не имеет углов).
Дети выкладывают фигуры из палочек Кюизенера
Игровое задание для устного счёта.
По 1 фишку за ответ
А сейчас я предлагаю вам построить круг на ковре.
И поиграем с мячом.
Дети, я вам кидаю мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете на вопрос и возвращаете мяч мне обратно.
Воспитатель задаёт вопросы и проводит игру.
1. Последующее число 1.
2. Предыдущее число 3
3. Число на один больше 5ти.
4. Соседи числа 3х.
5. Сколько пальцев на 2х руках.
6. Сколько ушей у 2х кошек.
7. Назови число на 2 больше 5ти
8. Назови число на 1 больше 8.
9. Какое число стоит между числами 4 и 6. Дети строят круг.
Дети играют в игру и отвечают на вопросы.
Дети отвечают на вопросы, играя в игру
4 этап.
Планирование деятельности Воспитатель даёт инструкцию, эмоционально помогает расслабиться
Ну а сейчас я вам предлагаю немножко отдохнуть и подвигаться
Физ-минутка
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.
Раз-два, раз-два, раз-два-три, (Дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу)
Да не упади, смотри.
Наклоняемся вперед.
Кто до пола достает?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счету.
(Наклоны вперед)
Полетели, полетели,
Вперед руками завертели.
А потом наоборот –
(Вращение прямыми руками вперед и назад)
Назад помчался самолет.
Давай с тобой попрыгаем
И ножками подвигаем.
Раз прыжок и два прыжок
Поактивнее, дружок.
(Прыжки на месте)
Все, закончилась разминка.
Мы пройдемся для порядка. (Ходьба на месте)
Остановимся и снова
Мы к занятиям готовы.
(Дети садятся за столы) Демонстрируют физическую активность.
Умение слушать, выполнять задания.
Имеют чувство ритма. Развивают пластику
Задание на составление и решение арифметических задач.
1 фишку за каждую составленную задачу
Активизирует детей на данный вид деятельности.
А сейчас предлагаю вам составить задачи по схеме, опираясь на картинки-подсказки (школьные принадлежности). Или использовать свои школьные предметы.
Перед детьми развивающая игра «ЦИФРЫ»
Задачи составляют все участники команды самостоятельно. Дети самостоятельно составляют задачи и выкладывают решения наиболее интересных задач на столе с помощью цифр и знаков.
Дети озвучивают решение и ответ.
Умение правильно составить условие задачи, записать её с помощью набора цифр и знаков.
5 этап.
Предметно – преобразовательная деятельность Задание на сравнение чисел.
По 1 фишке каждой команде за выполнения задания.
Воспитатель вовлекает детей в познавательную деятельность и привлекает участников к выполнению задания.
Ребята возвращаемся к нашим столам и здесь нужно будет поставить правильные знаки между числами. А какие мы с вами знаем математические знаки?
Участники команды №6, выполняет задание со следующими числами:
6 8 7 5 4 3
Участники команды №7, выполняет задание со следующими числами:
7 5 3 3 2 4
Участники команды №8 выполняет задание со следующими числами:
5 8 6 4 2 2
Участники команды №9 выполняет задание со следующими числами:
7 7 8 5 3 6
Проверяем правильность ответов. Дети отвечают на вопрос и выполняют задание.
Проявляет активность в процессе самостоятельной деятельности;
Умение делать логический вывод;
Закреплять знания о количественном отношении между числами в пределах 10, «записывать» при помощи знаков «,» или =
Графический диктант
По 1 фишке, если с ошибкой и 2 фишки на команду, если без ошибки выполнено задание.
Воспитатель диктует схему графического диктанта.
Ну что, а сейчас мы с вами проверим, как вы ориентируетесь в пространстве.
Предлагаю вам и нашим гостям написать графический диктант. Внимательно, слушаем задание.
(от красного крестика, 4 клетки вправо вверх по диагонали, 4 клетки в право в низ по диагонали,
5 клеток вниз,
8 клеток влево, 5 клеток вверх)
Дети, какие вы молодцы!
Какой предмет у вас получился? Дети выполняют задание.
Дети выполняют задание.
Умение ориентироваться на листе бумаги.
6 этап.
Контроль Ребята, ну что, а сейчас давайте посчитаем, сколько фишек заработали команды для похода в магазин школьный принадлежностей (считаем всей командой).
Воспитатель обозначает количество заработанных фишек на стенде.
7 этап.
Коррекция
8 этап.
Рефлексия
Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии.
Мне очень понравилось, как вы работали на занятии и заработали фишки, чтобы сделать себе покупки в магазине школьных принадлежностей.
Воспитатель задаёт вопросы: Дети, а вам понравилось выполнять задания? Что вам больше всего понравилось? Что было самое интересное? А что самое трудное?
Ну что, предлагаю вам посетить магазин школьных принадлежностей. И купить каждому ребенку по 1 предмету для школы за ваши фишки.
Дети, а кто работает в магазине?
(продавец, кассир, охранник). Выбрали.
Как они общаются с покупателем?
(вежливо, доброжелательно)
И сейчас мы с вами пойдем в «Магазин». Будем вежливыми и доброжелательными. И пригласим наших гостей посетить наш магазин.
Воспитатель предлагает предмет и его цену (в фишках) Дети оставляют фишки в своей команде.
Воспитанники отвечают на вопросы.
Дошкольники делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; высказывают эмоциональный отклик.
Дети обсуждают, что им нужно купить в магазине.
Различные варианты ответов на вопросы
Дошкольники делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; высказывают эмоциональный отклик.