Мадаминова Гульнара
ООД по развитию речи «Пересказ сказки «Как лиса птицам помогала»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», ««Социально-коммуникативное развитие», Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Формы занятия (ООД) : игровая деятельность, беседа, сюрпризный момент, двигательная деятельность.
Публикация «ООД по развитию речи „Пересказ сказки „Как лиса птицам помогала“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Цель: Обучение детей пересказу небольшой сказки с опорой на мнемотаблицу.
Задачи: Образовательные: Закрепить умения делить слова на слоги. Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшую сказку с опорой на мнемотаблицу («Речевое развитие») Актуализировать и пополнять представления детей о жизни птиц зимой. («Познавательное развитие). Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками («Социально-коммуникативное развитие»)
Развивающие :
Развивать координацию речи с движениями рук( «Физическое развитие»).Развивать умение отгадывать загадки. («Художественно-эстетическое развитие») Развивать логическое мышление, память.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к птицам, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому, что нас окружает. («Социально-коммуникативное развитие»)
Виды детской деятельности в ООД:
Игровая, коммуникативная, двигательная активность.
Методы и приемы реализации содержания занятия: Словесные наглядные игровые.
Планируемые результаты: Сформированы навыки составления рассказа по мнемосхемам. Сформированы умения устанавливать простейшие связи между изменениями в природе. Испытывает потребность оказывать помощь птицам.
Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) : Картинки с изображением птиц, кукла принцесса снежинка, картинки предметные, мнемотаблицы к сказкам («Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Волк и лиса», «Как лиса птицам помогала»). Атрибуты для инсценировки сказки (маски лисы, белки, мышки, медальоны с изображением птиц, бусы, колоски пшеницы, шишка)
Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты: Наблюдение за птицами на прогулке, чтение художественной литературы рассказы и стихи о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц, загадывание загадок, разучивание пальчиковой, малоподвижной игры.
Ход занятия: 1. Введение в тему Психогимнастика «Здравствуй, дружок»
В-ль:
Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)
Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)
Скорей становитесь со мною в кружок!
Давай улыбнё мся и скажем: "Привет!"
Солнцу: "Привет!"
Гостям всем: "Привет!"
В-ль. Ребята, сегодня к нам пришли гости. Но у нас еще одна гостья, а вот кто? расскажу-ка все по порядку. Я прихожу на работу рано утром. Проветриваю нашу группу. И вот сегодня, как обычно, открыла окошко. В воздухе кружились снежинки. Одна из них залетела к нам в окно. А потом случилось чудо! Она превратилась в принцессу Снежинку. Посмотрите, какая она красивая, как блестит её корона! Снежинка везде летает, много видела, много знает и прилетела к нам, чтобы сказку рассказать. Сказка называется «Как лиса птицам помогала». Даже не верится, что такое может быть. Обычно лиса в сказках какая?
Дети: хитрая, жадная, не очень то хорошо поступает с другими героями сказок).
В-ль: Вы бы хотели послушать эту сказку.
Дети: да
II. Актуализация ранее приобретенных знаний
В-ль: Только перед тем, как рассказать сказку, принцесса Снежинка хочет с вами поиграть. Ну, что согласны поиграть с принцессой Снежинкой. (ответы детей)
Игра называется «Отгадай загадку». А загадки будут про…. А впрочем догадайтесь сами.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку
Длинный клюв и два крыла
Прилетит-плохи дела
А кого паук боится
Угадали? Это (птица)
В-ль: Значит загадки принцессы Снежинки будут про ….
Дети. Про птиц. В-ль:
1. Маленький мальчишка в сером армячишке по двору шныряет, крохи собирает. (Воробей.) 2. Окраской – черноватая, повадкой – вороватая, крикунья хрипловатая – известная персона. Кто она? (Ворона.) 3. Он по-рабочему одет – удобно, просто и красиво. На нем малиновый берет и пестрая спецовка. (Дятел.) 4. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока.)
5. Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать. С первым снегом на рябине, он появиться опять. (Снегирь.) 6. Спинкою зеленовата, животиком желтовата, черненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица.) 7. Сизокрылая птичка любит семечки и крошки. У окна она сидит и тихонечко воркует. (Голубь. 8. Всю ночь летает-мышей добывает, а станет светло спать летит в дупло. (сова)
9. Что это за птица мороза не боится, хоть снег лежит везде, у нее птенцы в гнезде? Клест В-ль: Как можно назвать одним словом этих птиц?
Дети: зимующие.
Следующая игра называется «Куда пойдёт слово?». В этой игре вам нужно будет разделить слова на части или на слоги. Но для этого давайте вспомним секреты деления слова на части: Дети: 1. Слово можно прохлопать (уложить хлопками на ладошку) 2. Слово можно прошагать (протопать ногами по дорожке) 3. Прикладываем руку к подбородку, произносим слово по слогам. 4. Сколько в слове гласных, столько и слогов. У нас в группе картинки кормушки с цифрами. Давайте назовем цифры. (1.2,3) Возьмите любую картинку, посмотрите на нее, и посчитайте любым способом количество слогов в названии картинки. Каждый из вас подойдет к той кормушке, где цифра соответствует количеству слогов в названии картинки. У кого картинка название которой состоит из 1 слога идет к кормушке цифрой один Ну и у кого картинка название, которой состоит из 2 слогов идет к кормушке с цифрой 2 и т. д.
В-ль: Назовите свою птицу? (клест) Сколько слогов в слове клест? (1) Назовите своих птиц? (дятел, сова, снегирь, голубь) Сколько слогов в названиях птиц? (2) Назовите своих птиц? (ворона, синица, сорока) Сколько слогов в названиях ваших птиц(3)
Подумайте и ответьте какой должна быть кормушка для птиц?
Дети: Кормушка для птиц должна быть с кормом!
В-ль: Ну, давайте, играть дальше. Одна игра кончается, другая – начинается.
Принцесса Снежинка предлагает поиграть в игру «Скажи наоборот»
В-ль: Скажу я слово высоко, А ты ответишь – низко.
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь – близко. Игру продолжай Слова наоборот называй: Ворона большая, а синица… (маленький) У сороки длинный хвост, а у воробья… (короткий) Голубь тяжелый, а воробей… (легкий)
У синицы клюв тонкий, а у вороны… (толстый) Сова спит днем, а охотится… (ночью) Потрудились мы друзья, Отдохнуть пришла пора.
Физминутка
Мы немного отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём. Руки в сторону, вперёд, Нас на ветке ворон ждёт. Воробей по веткам прыгал Приглашая нас к себе. (Прыгают на одной ножке, потом на другой и на двух сразу.) Руки вниз, на пояс вверх Улетаем мы от всех. (Машем рукам Полетим скорее на место Там послушаем мы сказку
В-ль: Давайте присядем, пришло время сказку принцессы послушать. Сказка называется «Как лиса птицам помогала». Слушайте внимательно.
Увидела лиса на рябине красные ягоды. Сорвала их, сделала яркие бусы и надела на шею. Очень красиво получилось. А зима в тот год выдалась суровая. Стали птицы голодать в лесу. Даже петь перестали. Решили звери помогать птицам. Мышка зерна принесла. Белка орехов притащила. А лиса решила бусы рябиновые отдать. Жалко ей было с такой красотой расставаться. Да только без птичьего пения скучно было в лесу.
Беседа по содержанию текста:
В-ль: Понравилась вам сказка? Расскажите, какая лиса в этой сказке? Что можно сказать о ее поступке (лиса поступила хорошо). Почему она поступила хорошо? (потому что скучно без птичьего пения в лесу. А какой лес без птичьего пения. Скажите вам все слова в сказке понятны? Как вы поняли слово «Притащила»? (принесла). Что значит Суровая? Как сказать это другими словами?
Дети: (холодная, невыносимая, трудная, тяжёлая).
В-ль: Скучно. Как можно сказать по другому?
Дети: Тоскливо, невесело, неинтересно, нерадостно
Вопросы по сказке :
1)Что увидела лиса на рябине (красные ягоды)
2) Что лиса сделала с ягодами (бусы)
3) Какая выдалась зима (суровая)
4) Что случилось с птицами? (Стали птицы голодать в лесу даже петь перестали)
5) Кто решил помочь птицам (звери)
6) Что принесла мышка? (Зерна)
7) Что принесла белка? (Орехи)
8) Как вы думаете, почему лисе было жалко расставаться с бусами? Красивые были
9) Почему лиса отдала рябиновые бусы? Скучно в лесу без пения птиц.
А теперь давайте послушаем сказку еще раз и затем вы попробуете ее рассказать.
Повторное чтение сказки.
В-ль: Чтобы легче было вам рассказать сказку воспользуемся схемой.
Внимательно посмотрите и скажите, поможет ли эта схема рассказать сказку «Как лиса птицам помогала»? Может каких-то картинок в схеме не хватает? (ответы детей). Какими фигурами мы обозначим героев?
Как вы считаете, как можно обозначить лису? (оранжевым овалом)
Как белку? треугольник коричневый с кисточкой наверху
Как мы обозначим мышку? (длинная линия). Как мы обозначим зиму? На какой звук начинается слово «Зима»? (ответы детей) Значит можно нарисовать букву З и снежинки.
Как мы обозначим слово скучно? можно обозначить смайликом? Какой из этих смайликов подойдет к слове скучно? Как вы думаете теперь можно по этой схеме рассказать сказку? Как сказка называлась? (ответы детей)
Кто хочет пересказать по схеме, выходите (рассказы 4-5 детей по мнемотаблице).
Если позволит время предложу детям организовать инсценировку сказку.
III. Анализ и самоанализ деятельности детей Ребята вам понравилось играть со снежинкой. Что больше всего вам понравилось? Какое задание было самым трудным,какое задание мы выполняли первым? В какую игру научим дома играть папу? Мне понравилось (имя, потому что громче всех отвечал, руку поднимал, не выкрикивал и т. п.) Принцессе Снежинке понравилось с вами играть, но к сожалению ей пора улетать и она просит вас не забывать кормить птиц и дарит вам раскраски с птицам. А сейчас давайте скажем до свидание нашим гостям и принцессе Снежинке.
Дальнейшая разработка темы:
Выставка детского рисунка «Зимующие птицы» Совместно с родителями