Екатерина Новикова
Конспект ООД по развитию речи «Звуковая культура речи. Работа над предложением»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы
Тема: Звуковая культура речи. Работа над предложением.
Цель: продолжать формировать фонетическое восприятие у детей, умение определять место звука и количество слогов в слове, умение определять последовательность слов в предложении, учить составлять схему предложения, продолжать работу с детьми над смысловой стороной речи; развивать слуховое внимание, интерес к художественному слову, воспитывать у детей желание помогать тем, кто испытывает затруднения.
Публикация «Конспект ООД по развитию речи „Звуковая культура речи, Работа над предложением“» размещена в разделах
Материалы и оборудование: звуковые линейки для определения места звука в слове, домики с изображением окошек, которые соответствуют количеству слогов в слове, по 3 прямоугольника на каждого ребенка для составления схемы предложения, карточки с изображением хрустальных предметов, портрет поэта Ф. Тютчева.
Ход организованной образовательной деятельности:
- Ребята, сегодня по дороге в детский сад я нашла вот такой красивый конверт. Давайте посмотрим, что в нем лежит. Воспитатель по одной карточке прикрепляет к мольберту, дети называют предметы.
- Стакан, бокал, люстра, салатница, конфетница.
- Какие это предметы? Из чего они сделаны?
- Это хрустальные предметы, они сделаны из хрусталя.
- Правильно. А мяч из резины - какой он?
- Резиновый.
- Ложка из дерева – какая?
- Деревянная.
- Машинка из пластмассы – какая?
- Пластмассовая.
По аналогии игра проводится дальше, воспитатель перечисляет разные предметы : ножницы, чашка, кастрюля, книга и т. д.
- Ребята, а как вы думаете, может быть день хрустальным?
- Послушайте, что об этом написал русский поэт Федор Тютчев.
«Есть в осени первоначальной,
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера».
- Как вы понимаете слово «первоначальной»?
- Это значит начало осени.
- Как понимаете слов «дивная пора»?
- Удивительная.
- Как вы думаете, каким словом можно заменить слов «дивная»?
- Красивый, изумительный, великолепный.
- А что говорится в стихотворении о вечерах, какие они?
- Лучезарные. (Хоровое и индивидуальное проговаривание)
- Лучезарные – это значит сверкающий, полные блеска.
- А теперь послушайте еще раз отрывок из стихотворения. Воспитатель читает первые две строчки.
- Сколько слов со звуком «Р» вы услышали? Назовите их.
- Первоначальная, пора, короткая.
- Молодцы. А теперь поиграем в игру «Поймай звук». Если в словах вы услышите звук «р», то вы должны поймать звук – хлопнуть в ладоши. Воспитатель перечисляет слова : рыба, небосвод, карамель, мороженое, стрекоза, капуста, радуга, диван, кровать, сыр и т. д.
- Какие вы внимательные, не пропустили ни одного звука. А теперь давайте поможем словам найти свой домик. Возьмите по одной карточке и определите, в каком домике живет слово. Количество окошек в домике соответствует количеству слогов в слове.
- Давайте назовем слова, которые живут в домике с одним окошком, двумя, тремя окошками. Дети называют слова, проверяем количество слогов в слове, если допущена ошибка.
Физкультурная минутка «Быстро встаньте, улыбнитесь». После этого дети проходят за столы.
- А сейчас мы поиграем с вами с нашими звуковыми птичками. Я буду называть слово, а вы должны определить место звука «р» в словах.
- Первое слово – радуга. В каком месте вы разместили фишку? Почему?
- На головке у птички?
Потому что звук «р» в слове радуга стоит в начале слова.
По аналогии проводится игра со словами мороженое, крокодил, гром.
- Ребята, а вы знаете, из чего состоит предложение?
- Из слов.
- Правильно. Послушайте, я вам прочитаю предложение. Мама варит суп.
- Ребята, сколько слов в этом предложении? Назовите первое слово, второе, третье. А теперь с помощью прямоугольников составьте схему предложения. Одно слово мы обозначаем одним прямоугольником.
Дети составляют на столах схему предложения.
- Сколько прямоугольников вы использовали? Почему?
- А сейчас я вам прочитаю еще одно стихотворение об осени. Послушайте его. Чтение стихотворения К. Бальмонта «Осень»
- Ребята, какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему?
- А теперь поиграем в игру «Путаница» Дети выходят на ковер. Послушайте первое предложение стихотворения. «Поспевает брусника, стали дни холоднее».
- Ребята, сколько слов в предложении? Сейчас я буду вам раздавать слова, а вы запоминайте свое слово. Воспитатель называет слова из предложения и ребенка. А теперь постройтесь в том порядке, в котором стоят слова в предложении. Игра проводится 2 – 3 раза.
- Молодцы. Вы были сегодня очень внимательными на занятии и справились со всеми заданиями. А что вам понравилось больше всего? Что вызвало у вас затруднение?