наталья лиханова
Конспект ООД по ФЭМП «Космическое путешествие» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
по разделу «Познавательное развитие»
Конспект организованной образовательной деятельности
«Космическое путешествие
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (ФЭМ»
Образовательная область: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений)
П, «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, речевая, продуктивная.
Публикация «Конспект ООД по ФЭМП „Космическое путешествие“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Форма проведения: подгрупповая.
Программное содержание:
Цель: создание условий для:
• формирования представлений об объектах Солнечной системы;
• закрепления знаний детей о цвете и форме геометрических фигур;
• решения проблемных ситуаций через активизацию мыслительных операций.
Задачи:
• формировать и расширять представления детей об объектах Солнечной системы (названия центральной звезды, планет, частей ракеты, соотнося их с геометрическими фигурами);
• закрепить знания детей о цвете и форме геометрических фигур;
• развивать мелкую моторику, мышление, фантазию, творчество, навыки счета и умение:
- решать логические задания в «Волшебном квадрате», используя последовательность;
- ориентироваться на листе бумаги;
- соединять разрозненные части в целое;
• формировать навыки совместного взаимодействия в подгруппе;
• воспитывать чувство гордости за успехи страны в освоении космоса.
Предварительная работа: наблюдение за солнцем, луной, рассматривание набора картинок по теме «Космос», работа с демонстрационным материалом «Исследования космоса», «Солнечная система», просмотр видеоряда «Космос» из серии «Вундеркинд с пеленок»; беседы по теме «Гагаринский урок», продуктивная деятельность (лепка, рисование, конструирование, работа с родителями по изготовлению поделок по теме.
Материалы и оборудование: картины с изображением объектов космического пространства, космонавтов, затонированный черным цветом лист ватмана, круги разного цвета и размера, символизирующие планеты солнечной системы и солнце, прямоугольник, треугольники и круг серебристого цвета (на обратной стороне закреплены кусочки двухстороннего скотча, на столах эти же наборы и картон черного или фиолетового цвета, мольберт с «Волшебным квадратом», магниты, цифровой ряд от 1до 10, презентация «Цветотерапия», музыкальное сопровождение.
Методы: словесные – пояснение, беседа; метод групповой работы,, поощрение, методы активизации познавательных процессов – внимания, мышления, метод рефлексии.
Приемы: беседа, показ приема решения задачи, нахождения закономерности и приема работы по алгоритму.
Динамика Ход ООД
Дети входят в группу
Дети становятся полукругом у мольберта. Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня к нам пришли. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждет увлекательная игра – путешествие. Чтобы понять: на чем и куда мы будем совершать путешествие, я предлагаю вам решить ребус в «Волшебном квадрате». Обратите внимание на закономерность: в первой строке «Волшебного квадрата» изображены: (дети перечисляют, что изображено: ракета, звезда, изображение Земли. Воспитатель показывает на картинки указкой).
Воспитатель: Во второй строке мы видим такие же предметы, но одна клеточка пустая. Как вы думаете, что мы должны дорисовать в пустой клеточке? (ответы детей с возможной подсказкой педагога)
Правильно! А теперь внимательно посмотрите на третью строку и решите, что должно быть нарисовано в последней пустой клеточке? (дети рассуждают, педагог помогает, если дети потеряли последовательность рассуждения). Подумайте, ребята, какое путешествие нас ожидает?
Дети: (выдвигают предположения). На ракете! К звездам!
Воспитатель: Все правильно. Мы отправляемся в космическое путешествие. 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики! Это особенный день – первый раз человек полетел в космос! Вы знаете, кто это был?
Дети: Этим человеком был Юрий Алексеевич Гагарин!
Воспитатель: А вы хотите быть космонавтами? Давайте поиграем вместе!
Дети рассаживаются за столы и выполняют работу по инструкции педагога Воспитатель: Для путешествия в космос нужна ракета, но наши ракеты пока еще не готовы. Я предлагаю их создать, согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Внимательно посмотрите на мою ракету. (На доске закреплен лист ватмана черного цвета с изображением ракеты, на которые педагог показывает указкой). Давайте назовем ее части и названия геометрических фигур, на которые они похожи.
Дети: (перечисляют части ракеты и называют геометрические фигуры, на которые они похожи). Нос – треугольник, корпус ракеты – прямоугольник, сопла – прямоугольные треугольники, иллюминатор – круг.
Воспитатель: Теперь с опорой на эту ракету вам предстоит создать свои ракеты, начинаем.
Дети наклеивают детали изображения, которые лежат перед каждым ребенком.
Воспитатель: На листе черного картона в верхнем правом углу расположите равносторонний треугольник, под ним – прямоугольник, слева и справа от него – прямоугольные треугольники, под ними – полукруги красного цвета, в центре прямоугольника расположите самый маленький круг. Далее возьмите самый большой круг. Какого он цвета?
Дети: Желтого.
Воспитатель: Его расположите в левом нижнем углу. Какого размера и цвета фигуры у вас остались?
Дети: Большой голубой круг и маленький желтый круг.
Воспитатель: Большой голубой круг расположите в центре листа, а маленький желтый круг – над ним. (На доске тоже располагает круги в этой последовательности). Как вы думаете, что они будут обозначать?
Дети: Это наше Солнце – звезда! А это наша Земля и ее спутник – Луна!
Воспитатель: Замечательно! Ракеты на старте, начинаем отсчет! (показывает указкой на цифры).
Дети: ведут счет в прямой последовательности от 1 до 10 и в обратной от10 до 1. Пуск!
Дети становятся полукругом у доски
Хлопают в ладоши Воспитатель: Вот мы и в открытом космосе, а почему он черного цвета?
Дети: Здесь нет воздуха.
Воспитатель: Правильно. Ребята, перед нами модель нашей солнечной системы. Как вы считаете, все на месте или чего- то не хватает?
Дети: Не хватает других планет.
Воспитатель: Предлагаю их разместить на свои места. Самая маленькая и близкая планета к Солнцу -…
Дети: Меркурий!
Воспитатель: (предлагает детям по очереди, либо тем, кто называет названия планет, выбирать круги определенного размера и цвета из ряда кругов, расположенных на столе рядом с доской и располагать их на листе ватмана в выделенных двойным скотчем местах. Если детей больше, чем количество «планет», то можно расположить изображения комет, спутников планет). Какая замечательная наша солнечная система!
Давайте сделаем космическую пальчиковую гимнастику.
Воспитатель: показывает указкой на планеты.
Дети:
Раз, два, три, четыре, пять!
Планеты будем мы считать!
Загибают пальцы на каждое название планеты К Солнцу ближе всех Меркурий.
На Венеру полюбуюсь,
Вот Земля – наш дом родной,
Шар любимый голубой.
Мимо Марса пролетаю
И Юпитер наблюдаю.
Вот Сатурн и Уран
Показали кольца нам.
Вот Нептун,
А вот Плутон,
Дальше всех от Солнца он.
Хлопают в ладоши, далее пальцы сжаты, большие пальцы – вверх, прыжки Все планеты хороши,
Полетаем от души!
Воспитатель: Что такое солнце?
Дети: Звезда.
Воспитатель: Почему наша планета из космоса кажется голубой?
Дети: Большая площадь покрыта водой.
Воспитатель: Как называется спутник нашей планеты?
Дети: Луна.
Воспитатель: Как звали первого космонавта?
Дети: Юрий Алексеевич Гагарин.
Воспитатель: Ребята, а какую форму имеют Солнце и все планеты?
Дети: Форму шара.
Выходят на середину групповой комнаты, становятся в круг Воспитатель: Дорогие космические путешественники, я предлагаю вам размяться и сделать зарядку для космонавтов, ведь все космонавты занимаются спортом на Земле и в космосе, согласны?
Дети: Да!
Ходьба на месте Раз, два, три, четыре, пять
Соединить руки над головой В космосе мы летим опять.
Присесть и постепенно вставать Надевали мы скафандры,
Подпрыгнуть Отрывались от Земли.
Руки в стороны, покружиться Долетели до Луны.
Покачать руками вперед, назад На орбите повисели
Ходьба на месте И поесть мы захотели.
Подходят к столу, на котором стоит контейнер, становятся вокруг него Воспитатель: Ребята, здесь находится космическое печенье. Ой, оно необычное – необходимо каждой частичке найти свою половинку, назвать цвет и форму получившегося печенья.
Дети: (частей по счету детей в группе) разбирают половинки «печенья», ищут пару, соединяют их методом подбора, кладут на стол, называют цвет и форму получившихся геометрических фигур. Оранжевый овал, желтый квадрат, зеленый треугольник, синий прямоугольник, красный круг.
Воспитатель: Скажите, какое печенье самое маленькое и какое само большое.
Дети: Самое маленькое – синее квадратное, а самое большое печенье – красное круглое.
Воспитатель: Давайте сосчитаем получившееся космическое печенье.
Дети: Раз, два, три, четыре, пять.
Выстраиваются в круг
Бегут по кругу, покачивая руками
Рассаживаются за столы Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, чем вы занимались в «космическом путешествии»?
Дети: делают свои высказывания, делятся впечатлениями: что больше всего понравилось, что вызвало затруднение.
Воспитатель Ребята, вы такие молодцы! Решили ребус в «Волшебном квадрате», создали ракеты, модель солнечной системы, собрали части в единое целое. Теперь пора возвращаться домой. (Звучит музыкальная пауза)
Сидят за столами
Пьют кислородный коктейль Воспитатель: Посмотрите, какая красивая наша планета – Земля! (Демонстрируется презентация «Цветотерапия»)
А еще на Земле вернувшихся маленьких космических путешественников ждет волшебный коктейль для восстановления сил.
Выходят из группы
Воспитатель: Я предлагаю ваши работы представить на нашем вернисаже, чтобы все могли вами гордиться!
Дети: берут свои работы, прощаются с гостями.