Хомякова Нелли Евгеньевна
Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «А. С. Пушкин — великий русский поэт»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
ОД по познавательному развитию в старшей группе
«А. С. Пушкин — великий русский поэт»
ГБОУ «Школа №1002»
Воспитатель Хомякова Нелли Евгеньевна
Цель: познакомить дошкольников с некоторыми страницами биографии великого русского поэта.
Задачи:
• Продолжать прививать интерес к художественной литературе
• Совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении стихотворений.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
• Продолжать знакомить детей с иллюстрациями художников.
• Пробудить у детей интерес к творчеству поэта, расширить кругозор детей.
• Развивать образное мышление, творческие способности, воображение, способность воспринимать различные виды искусства.
• Воспитывать любовь к поэтическому слову, формировать интерес к классическому искусству.
Оборудование:
1. Компьютер и мультимедийный проектор.
2. Выставка книг (детские издания стихов и сказок А. С. Пушкина).
3. Выставка рисунков на тему: «Моя любимая сказка А. С. Пушкина».
4. Иллюстрации художников к сказкам А. С. Пушкина.
5. Костюмы и маски для сценок.
6. Грамзапись песни «Зимний вечер».
Предварительная работа:
Чтение стихотворений и сказок А. С. Пушкина.
Демонстрируется слайд с надписью «А. С. Пушкин — великий русский поэт».
Воспитатель: Дорогие ребята! Мы продолжаем неделю детской книги. Сегодняшнее наше занятие посвящено великому русскому поэту — А. С. Пушкину.
Демонстрируется слайд с портретом А. С. Пушкина.
Сообщения детей.
1. Родился Пушкин в Москве 6 июня 1799 г. Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать, Надежда Осиповна, — внучка «арапа Петра Великого» Абрама Ганнибала.
Демонстрируется слайд с изображением родителей Пушкина.
2. Детство будущего поэта прошло в Москве. У него были старшая сестра и два младших брата. Отец Пушкина любил сочинять стихи. Писатели, поэты любили бывать в доме Пушкиных. Смышлёного мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали там свои произведения. Саша начал писать стихи, когда ему было три года.
Демонстрируется слайд, на котором изображены родственники А. С. Пушкина. (Бабушка поэта — Мария Алексеевна, родители, сестра и брат).
3. Русскому языку мальчика учили бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. Няня знала много песен, сказок, замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил слушать. Сидя рядом с Ариной Родионовной, мальчик часто просил её ещё и ещё повторить их. Бабушка Пушкина родилась в Тамбовской губернии с Покровское, сегодня это с. Коренёвщино Липецкой области.
Демонстрируется слайд с надписью» Сказки Пушкина» и рисунки художника И. Билибина.
4. У каждого возраста свой Пушкин. Для маленького читателя Пушкин, прежде всего поэт-сказочник, специально для детей он сказок не сочинял, но все его сказки стали любимы русским народом и детьми.
Появляется надпись «Что за прелесть эти сказки.
— Каждая есть поэма….»
5. Воспитатель: Поэт брызгал гусиным пером, торопливо записывал нянины сказки. Пушкин перенё с в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу-белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глупых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр. Каждый, кто прочитает сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне.
Демонстрируется слайд с иллюстрациями к сказкам А. С. Пушкина художников И. Билибина, Б. Дегтярёва, В. Конашевича, Т. Мавриной и самого А. С. Пушкина.
Демонстрируется слайд «Дуэль Пушкина с Дантесом».
Воспитатель: Погиб А. С. Пушкин очень рано : в 37 лет он был убит на дуэли французом Дантесом.
Демонстрируется слайд с местом захоронения поэта.
А. С. Пушкин был похоронен в Псковской губернии, в ограде Святогорского монастыря, недалеко от Михайловского. Многие люди приезжают сюда поклониться могиле великого русского поэта.
Стихотворение А. Плещеева «Памяти Пушкина».
Мы чтить тебя привыкли с детских лет
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрёшь, возлюбленный поэт.
Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла.
Кто волновать умел людей сердца.
И в них будить стремленье к идеалу;
Кто сердцем чист средь пошлости людской,
Средь лжи кто верен правде оставался
И кто берёг ревниво светоч тот,
Когда на мир унылый мрак спускался.
И всё ещё горит нам светоч тот.
Всё гений твой пути нам освещает,
Чтоб духом мы не пали средь невзгод;
О красоте и правде он вещает.
Все лучшие порывы посвятить
Отчизне ты зовёшь нас из могилы,
В продажный век, век лжи и грубой силы
Зовёшь добру и истине служить.
Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный.
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной.
Демонстрируется слайд с надписью «Парад сказочных героев».
Дети о сказках.
1. Сказки Пушкина мы знаем :
Любим очень и читаем,
Изучаем наизусть.
В них живёт наш русский дух!
В сказках любим буйство свежих красок
Торжество добра над тёмным злом
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
2. Кто не любит сказок? — спросим у ребят.
Мы таких не знаем - хором закричат.
Как прекрасно слушать целый день.
Пушкинские сказки. Это нам не лень.
3. К нам приходят пушкинские сказки.
Яркие и добрые как сны,
Сыплются слова, слова-алмазы,
На вечерний бархат тишины.
4. Шелестят волшебные страницы,
Всё скорей нам хочется узнать,
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
5. Лукоморье мы найдём
В царстве тридевятом.
Чтоб явилась в каждый дом
Сказка вновь к ребятам.
Пусть дорога тяжела
Знаем без подсказки
Что добро сильнее зла
Наяву и в сказке.
Появляется кот учёный.
Кот учё ный: Мур-р-р! Здравствуйте!
Мальчик: Здравствуйте. А ты кто?
Кот: Я тот самый кот, который живёт под дубом у лукоморья и знает много песен и сказок.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт – направо – песнь заводит;
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там на заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой.
Идёт, бредёт сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Появляется старуха : Ой, ничего не помню. Хотя постойте, кое –что начинаю вспоминать! Вроде бы жила я в какой – то книжке со стариком – недотёпой у самого синего моря ровно 30 лет и 3 года. Старик ловил неводом рыбу, а я день деньской пряла свою пряжу.
Только недавно я куда - то полетела и вдруг на полу оказалась, а сверху на меня корыто свалилось. В общем выпала я из толстой книжки и пришла сюда. Кто я такая, не знаю. Может быть вы мне поможете? Как называется моя сказка?
Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке».
Появляется царица.
Царица: Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее?
Всех румяней и белее?
Ах, ты глупое стекло,
И молчишь ты мне на зло!
Подать мне трон!
Старуха : А ты кто такая?
Царица: Точно знаю, что я царица, а это зеркальце не простое, а волшебное: раньше, до того как мы откуда – то упали, оно говорить умело, а теперь почему – то молчит.
Старуха : Может быть, ты тоже из книжки выпала? Отгадайте ребята, из какой она сказки?
Дети: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Старуха : Эй, а вы куда? Здесь литературные персонажи собрались.
Герои: А мы тоже персонажи!
1. Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом,
Белка в нём живёт ручная,
Да затейница какая.
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт.
2. А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
Демонстрируется слайд А. С. Пушкин в Болдино с надписью «Стихи А. С. Пушкина».
Воспитатель: Стихи А. С, Пушкина прекрасны. Читать их надо не спеша, представляя, как будто видишь все, что рисует автор. Чаще всего он писал стихи в деревне - Болдино или Михайловском. Многие его стихи посвящены различным временам года. Но самое любимое время года - конечно же, осень! Давайте вспомним замечательные стихотворения.
Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Читая пушкинские строчки, как будто видишь перед собой замечательные картины зимней природы.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки – зимы.
Воспитатель: Ещё одно стихотворение о зиме - «Зимнее утро». Оно и веселит, и бодрит, и создаёт праздничное настроение.
Отрывок из стихотворения «Зимнее утро».
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленее,
И речка подо льдом блестит
Демонстрируется слайд «Арина Родионовна — няня А. С. Пушкина».
Воспитатель: Няня Пушкина — А. Р. Яковлева рассказывала маленькому Саше сказки, пела русские народные песни. Она стала другом поэта на всю жизнь. И когда он жил в Москве, Петербурге, он часто вспоминал Арину Родионовну, скучал по ней и посвящал ей свои стихи.
Стихотворение «Няне».
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдалённый путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
Воспитатель: Вспомним ещё одно стихотворение, которое тоже рисует тёплые взаимоотношения Пушкина и Арины Родионовны.
Воспитатель: Ребята, стихотворение «Зимний вечер» и многие другие стихотворения Пушкина были положены на музыку.
Грамзапись песни «Зимний вечер».
Демонстрируется слайд «Викторина по опорным словам».
• море, бочка, лебедь, коршун, белка
• царедворцы, землянка, корыто, невод, рыбка
• шатёр, мудрец, петушок, колесница
• зеркальце, яблоко, богатыри, хрустальный гроб
• полба, верёвка, поп, попёнок, базар
Викторина на лучшего знатока сказок Пушкина.
• Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»
• Какими словами обращался старик к золотой рыбке?
• Как А. С. Пушкин начинает сказку о царе Салтане?
• Какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу?
• Что кричал петушок, сидя на спице?
Конкурс «Волшебный сундучок».
Воспитатель показывает детям предметы (лебедь, яблоко, зеркальце, цепь, верёвка, рыбка, а дети называют сказку и владельца вещи.
Демонстрируется слайд «Имя Пушкина бессмертно».
Воспитатель: А. С. Пушкин получил всенародное признание ещё при жизни Не случайно, его называют «солнцем русской поэзии». Его имя носит город Пушкин, бывшее Царское село, площади и улицы в Москве, Санкт – Петербурге. Именем Пушкина названы театры, библиотеки, школы, парки.
Слайд «Музей в Берново».
Слайд «Музей в Торжке».
Воспитатель: Во всех местах, где бывал А. С. Пушкин созданы музеи. В них собран интересный материал о жизни и быте поэта.
Демонстрируется слайд «Памятник А. С. Пушкину.
«Великим быть желаю
Люблю России честь».
Ведущий: В Москве на Пушкинской площади стоит бронзовый памятник великому поэту, он создан архитектором Опекушиным на средства собранные народом. Пророческими стали строки стихотворения:
…Я памятник воздвиг себе нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа…
Стихи Пушкина переведены на многие языки мира, они легли в основу прекрасных музыкальных произведений.
Стихотворение «Мой Пушкин».
Что Пушкин для меня?
Средь дней однообразных вереницы
Он для меня, как дивная жар – птица,
Как дар волшебный счастья и добра.
Мой Пушкин море красоты,
Волшебных грёз очарованье.
Он факел на моём пути,
Несущий свет, добро и состраданье.
В минуты радости, тоски или печали
Он рядом, он со мной.
Утешит, усладит пленительной строфой
И позовёт в неведомые дали.
Чем дольше жизнь,
Тем Пушкин мне родней,
Милей, дороже, ближе и понятней.
Быть русской, как и он,
Читать его стихи.
Что может быть
И слаще и приятней?
Воспитатель: Мы говорим А. С. Пушкину : «До скорого свидания». Вас ждёт много прекрасных встреч с его творчеством. Я вас благодарю за участие в нашем разговоре об А. С. Пушкине.
Литература:
1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 12 1994г.
2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6 1999г.
3. Материалы Интернета.