Светлана Алтухова
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Ефремов МКДОУ №21. Алтухова С. Ю.
конспект непосредственно-образовательной деятельности
в старшей группе по познавательному развитию.
Тема: «Город на Красивом Мече».
«Наш город пусть не прогремел ничем
Но путь большой прошёл, осилив,
Наш скромный город на Мече
Кровинка клеточка России».
Программные задачи:
1. Образовательные.
Закреплять знания дошкольников об истории города Ефремов. Его достопримечательностях.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе» размещена в разделах
Учить детей любить свою малую Родину, формировать умение выражать свои мысли.
2. Развивающие.
Развивать речь, мышление, воображение; тренировать память.
3. Воспитательные.
Зажечь огонек любви к родному краю, воспитывать чувство любви, гордости за свой край, родной город, воспитывать уважение к людям, живущих в нем.
Предварительная работа.
Прослушивание музыкальных произведений, рассматривание фотографий, заучивание стихов, поговорок и пословиц, посещение музея, экскурсии в парк имени Бунина.
Словарная работа: символ, герб.
Оборудование: фотографии пейзажей города, герб города Ефремова.
Интеграции образовательных областей:
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое;
-физическое развитие.
Ход НОД:
1. Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране.
Как она называется?
Дети: Наша страна называется Россия.
Воспитатель: Правильно ребята, в нашей стране удивительно красивое, звучное имя Россия.
«Мы живем в стране большой,
Матушке-России
В ней так много городов
И все они красивы.
Но среди родных просторов
Есть одно местечко
Все зовут его Ефремов
Здесь мое сердечко».
Воспитатель: А вы знаете, что такое Родина!
Дети: Родина- это место, где человек родился, где его дом – предполагаемые ответы.
Воспитатель: Да, действительно (это место где человек родился).
«Поклонись своей Родине в пояс
И прими ты наш низкий поклон
Наша Родина- Тульская область,
Наша Родина- Ефремов родной».
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте поговорим о нашем родном, прекрасном городе.
(Использовать презентацию).
Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что город наш называется Ефремов, а люди, живущие в нем?
Дети: Люди- Ефремовцы.
Воспитатель:
«Мы город свой любим,
Мы здесь родились
По праву Ефремовцами мы нареклись».
2. А ещё наш город и прилежащие к нему деревни, леса, поля, луга называют: Красивомечьем, как вы думаете почему? (по названию речки, которая протекает-Красивая меча).
Воспитатель: город Ефремов один из самых старинных городов России.
Расположен на берегу реки Красивая Меча. Изначально он был заложен, как крепость на холме возле реки Красивая Меча для защиты южных рубежей.
Память о городе-крепости хранят названия пригородных деревень: Стрельцы, Пушкари, Иноземка. На холме, где некогда была размещена деревянная крепость, стоит Храм Святой Троицы, но Красивая Меча, как и 380 лет назад, струит у подножья холма свои воды, устремляясь к Дону.
Окрестности нашего города очень живописны много лесов, лугов, полей. (презентация Красивой Мечи в Ишутино, Шилово и т. д.).
Дети, так уж повелось, что каждый город имеет свой герб. И наш родной город Ефремов тоже имеет. Герб- это эмблема города.
Посмотрите.
Герб Ефремова изображён в форме щита зелёного цвета. На щите серебряными красками нарисованы сошники.
Всё это не случайно. Щит-это защита от внешних врагов Ефремовцами земли русской. А сошники показывают совсем не воинственный характер жителей Ефремова, которые в мирной жизни занимались возделыванием земли.
Как же возник наш город? Зачем?
Ефремов появился ребята на окраине Московского государства на реке Мече (ныне Красивая Меча, как пограничный пост, город-крепость, как город защитник от вражеских набегов на Москву, и всё Московское государство.
Название своё город получил от купца (так раньше называли богатых торговых людей) проживающего неподалёку. Офрема. (потом стал город Ефремов).
Ну, что ж об этом мы узнаем, чуть позже, а пока давайте подвигаемся.
3. Физкультминутка.
«Мы по городу шагаем (идут)
То, что видим, называем:
Светофоры и машины (поворот головы влево)
Ярмарки и магазины (поворот вправо)
Скверы, улицы, мосты
И деревья и кусты!. (Потянулись вверх - присели)
Дети сели. Презентация.
Давайте ещё раз вспомним, как называется наша река? А вы задумывались почему? (версии детей).
А вот послушайте легенду, которая гласит, что давным-давно уронил в реку один воин свой меч, и сколько он не пытался его достать, не смог, не отдала река этот меч, так, как воин был злой, жадный и жестокий. Но это легенда!
Есть ещё одна версия о названии нашей реки, и мне она, кажется более правдоподобной.
Послушайте: как в старину называлась наша река- Мече. (это значит мечется из стороны в сторону т. е. извивается). Давайте посмотрим.
Презентация.
Живописные окрестности Ефремова по берегам Красивомечья получили название «Русская Швейцария». Много замечательных мест на нашей земле.
Посмотрите на чудо конь-камень, который лежит на берегу реки Красивая Меча близ села Козье. Это творение природы, он лежит здесь очень давно, издалека он напоминает всадника на коне: отсюда и пошло название этого уникального исторического памятника под открытым небом.
«Хороша наша речка
Хоть она не Ока и не Волга,
Но по зарослям ивняка
Соловьи поют без умолку».
(звучит трели соловья).
4. Как красиво поют соловьи, просто заслушаешься.
Птичьи трели можно услышать в самых любимых местах нашего города.
Ребята, назовите любимые места нашего города.
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Воспитатель: Замечательно ребята, вы хорошо знаете свои любимые места. А теперь тихонько встаньте и подойдите ко мне. Образуйте круг. Давайте поиграем в игру «Назови улицу на которой ты, живёшь». Я вам дам сердечко, вы будите по очереди передавать и называть улицу.
6. Воспитатель: Но, а нашем городе жили и работали многие знаменитые люди, которые прославили Россию.
Д/ И: «Назови знаменитых людей, которые жили или гостили в нашем городе».
(Владимир Михайлович Мясищев – выдающийся авиаконструктор; - Константин Константинович Иванов народный артист России, главный дирижер Большого Государственного симфонического оркестра, Лауреат Государственной премии; русские, советские писатели и поэты: И. С. Тургенев- В. А. Жуковский,- Л. Н. Толстой - И. А. Бунин-предварительная работа).
7. Воспитатель:
Ой, ребята к нам кто-то стучится. Да это же Почтальон Печкин к нам пожаловал.
Почтальон Печкин:
Здравствуйте ребята!
У меня сегодня много писем
В сумке на боку-
Из Ташкента,
Из Таганрога,
Из Тамбова
И Баку.
В семь часов я начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам
Все разнес по адресам.
Дети, а какой адрес вашего детского сада?
Дети: ул. Ленина27а
Почтальон Печкин: Да, действительно ул. Ленина27а
Молодцы! Посылка ваша.
Почтальон Печкин: Примите. Но сначала от вас я хочу услышать рассказ о вашем городе Ефремов.
Рассказ о городе. (рассказ детей, воспитатель может задавать наводящие вопросы).
Итог. Подводит педагог.
Наш город хорош в любое время года. Здесь живут замечательные люди. Мы очень любим свой город!
Почтальон Печкин: Молодцы ребята, я понял, что вы замечательно знаете свой родной город. А мне пора. До свидания!
Воспитатель: Ребята, вам интересно, что лежит в посылке? Давайте откроем и посмотрим. Ой, ребята, да это же новые фотографии нашего города.
(Примите их на память).