Ирина Алексеева
Конспект НОД по познавательному развитию «Волшебница вода» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения: экскурсия на выставку "Волшебница вода"
Цель: закрепить знания детей о разных состояниях воды в природе /вода- это иней, град, дождь и т. д. /, о круговорот воды в природе.
Уточнить, что водные растения и животные могут обитать только в воде.
Воспитывать интерес к природе, продолжать учить детей необходимости бережного отношения к водоемам.
Развивать сообразительность, речь, умение самостоятельно делать умозаключения, отгадывать загадки, решать кроссворды.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Волшебница вода“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Проведение занятий по теме "Вода" /авторская программа Н. А. Рыжовой Чтение познавательной литературы "Почемучка "- авт. А. Дитрих, Г. Юрмин "Я познаю мир" экология авт. Чижих, отгадывание загадок о природных явлениях, рассматривание модели "Река-озеро".
Материалы и оборудование:
Иллюстрации по теме "Вода", глобус, карта, магнитофонная запись, кроссворд, модель "Река-озеро", шапочки капелек, мамы-тучи, указка.
Сегодня в нашей группе произойдет открытие выставки. Хотите побывать на выставке, узнать чему она посвящена?
Попробуйте догадаться с помощью кроссворда. Я буду загадывать загадки, а отгадки вписывать в клетки, если вы решите кроссворд правильно, то в выделенных клетках прочитаете, чему посвящается выставка.
1. По морю идет, идет.
И до берега дойдет-
тут и пропадет.
/Волна/
2. Шёл долговяз, в землю увяз.
/Дождь/
3. Рассыпался горох
На семьдесят семь дорог.
Никто его не подберет. /Град/
4. Белая вата,
Плывет куда-то.
/Облака/
Значит чему посвящена выставка?
Давайте прочтем -ВОДА.
"ВОЛШЕБНИЦА ВОДА" - Так называется наша выставка.
К сожалению, экскурсовод, который должен был приехать из музе"Мир воды", заболел, придется мне быть экскурсоводом.
Вы мне поможете, если я что-нибудь забуду?
1. ПРИГЛАШАЮ ВАС НА ВЫСТАВКУ / подходят к первому экспонату/
Как вы думаете, почему на плакате нарисованы - облака, дождь, снег - РАЗВЕ ЭТО ВОДА?
/Расскажите. Почему вы считаете, что снег - это вода? Дождь-вода, облака - вода/.
ПРАВИЛЬНО, вода бывает разной, она как волшебница умеет превращаться.
Я предлагаю Вам поиграть.
Если назову одно из состояний воды в природе, вы поднимаете капельки, если это не вода, капельки опущены.
/дождь, снег, ветер, иней, зонт, лед, туман, молния, облако, дым, туча, плащ/.
2. ПРИГЛАШАЮ ВАС ДАЛЬШЕ / переходят к следующему экспонату/
Ребята, что это? / глобус- модель Земли, Карта/.
О чем рассказывает нам голубой цвет на глобусе? /это вода на Земле/
Чего на Земле больше, воды или с уши? /воды/
Представьте, что мы плаваем по морю на корабле -
. Вдаль кораблик плыл упрямо,
За кормою пенный след.
Берегов в помине нет.
Вдруг воскликнул рулевой:
Мель растет передо мной.
Поднялась она со дна,
Над водой уже видна.
/отрывок из сказки "Сказка о том, как Великан решил выпить море"/
РЕБЯТА, откуда на таком глубоком месте мель? Вот и гора появилась.
Да это вовсе не гора, это сказочный ВЕЛИКАН-ВЕЛИКАНИЩЕ, Решил выпить океан.
/голос Великана -запись /
ВЕЛИКАН: ". УФФ! Сейчас дух переведу- остальное допью. Вам же лучше, я Великан добрый, не станет океана, будет ходить по дну собирать сокровища затонувших кораблей, сажать капусту, Чем плохо?
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята! Что же произойдет, если Великан выпьет океан? /будет засуха, все погибнет/.
А Великан считает, что животные и растения водные не погибнут, ведь живут растения и животные на суше.
ОБЪЯСНИТЕ, почему не смогут жить без воды ВОДНЫЕ ОБИТАТЕЛИ?
/показывает карточки водных животных и растений, ответы детей/.
А еще Великан считает, пусть не будет океана, дождик пойдет из туч и наберется вода в океан.
РАССКАЖИТЕ, ему, как и где образуются тучи?
/самые крупные тучи образуются над океаном, солнце пригревает, вода испаряется, поднимается к небу, затем идет дождь, бегут ручейки в реки, затем в моря, а потом и в океан/
(ответы детей с опорой на схему круговорот воды в природе)
ВЕЛИКАН: А теперь понял, вода из океана в небо, с неба на сушу, с суши опять в океан. И так без конца. Одним словом –ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ, спасибо объяснили.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот какие неожиданные встречи бывают на нашей выставке.
Продолжаем, есть на Земле большие участки воды, как они называются? /Океаны/
А эти маленькие пятна голубого цвета и тоненькие "ниточки" линии, что? /моря, озера, реки/
Еще на глобусе есть участки белого цвета. Что это? /Льды, снега, которые никогда не тают/
А чем отличается вода морей, океанов от воды рек и озер? / В морях и океанах вода соленая, а в реках и озерах пресная/
Какой воды больше, пресной или соленой? /соленой, вон какие большие океаны/
ВЫВОД:
Много воды на планете, но пресной, питьевой на много меньше, чем соленой.
3. НА СЛЕДУЮЩЕМ ЭКСПОНАТЕ ИЗОБРАЖЕНА РЕКА.
Какая в ней вода? /пресная/
А почему с права на рисунке реки не стало? / ответы детей по стихотворению Б. Заходера"Река"/
ВЫВОД: Пресную воду надо беречь.
4. СЛЕДУЮЩИЙ ЭКСПОНАТ-это иллюстрация к рассказу "Как люди речку обидели", авт. Н. А. Рыжова.
Что нарисовано слева?/чистая река/.
А что случилось с ней после посещения отдыхающих? Почему нельзя загрязнять реки? Как надо вести себя на водоемах? (ответы детей)
ВЫВОД: Водоемы надо охранять. Делать уборку после посещения водоемов.
5. ТЕПЕРЬ взгляните сюда, о чем рассказывают картинки в рамках? / водоохранные и водоразрешающие знаки, дети рассказывают о них/.
ВЫВОД: Значит ребята, нужно беречь природу. Охранять водоемы. Без воды - Не будет жизни.
Давайте поиграем.
Я "МАМА-ТУЧКА", а вы мои детки "КАПЕЛЬКИ"/надеть бумажные короны/.
Пора "Капелькам - деткам" в путь отправляться.
Посылаю вас, "капельки" на землю, пролейтесь веселым дождем. Напойте землю, деревья и цветы. А затем ко мне возвращайтесь. Полетели "капельки" на землю. Попрыгали, поиграли, скучно им стало, поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли веселыми ручейками.
/капельки составляют ручеек, взявшись за руки/
Встретились ручейки и стали большой речкой.
/капельки соединяются в одну цепочку/
Плывут "капельки" в большой реке, путешествуют.
Текла -текла речка и попала в большой – пребольшой океан.
/дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу/
Плавали, плавали" капельки" в океане, а потом вспомнили, что мама – тучка наказывала. Тут как раз солнышко пригрело. Стали "капельки" легкими, потянулись вверх, испарилась под лучами солнца, вернулись к маме.
ЗВУЧИТМУЗЫКА.
6. УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ ВЫСТАВКИ!
Просим пройти к действующей модели "Река-озеро".
Сейчас состоится ее открытие.
На модели вы видите не большой кусочек Земли, здесь встретите воду во всех ее состояниях. Можно по наблюдать путешествие"капельки" / демонстрация модели/.
СПАСИБО ВАМ ЗА ПОСЕЩЕНИЕ ВЫСТАВКИ.
СПАСИБО, ЗА ПОМОЩЬ В ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСКУРСИИ.
Дети читают стихотворение "В природе путешествует вода"/авт. Н. А. Рыжова