Анастасия Малкова
Конспект ООД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Секреты русской избы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Секреты русской избы»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель: познакомить детей с бытом русской избы.
Образовательные задачи:
1) закрепить знания детей о русском народном костюме;
2) научить изображать элементы узора в полоске;
3) закрепить умения и навыки работы с гуашью.
Развивающие :
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы „Секреты русской избы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
1) развивать творческие способности в изобразительной и игровой деятельности;
2) развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
1) воспитывать любовь к русской старине, фольклорным традициям
Демонстрационный материал: прялка, сундук, русская печь, чугунок, ухват, деревянные ложки, самовар, дымковские, филимоновские и городецкие игрушки, расписная посуда, хохломские изделия, полоски с орнаментом.
Раздаточный материал: гуашь, куклы (заготовки, стаканы - непроливайки, подкладные клеенки, салфетки для промакивания, кисти №3, листы-образцы с изображением мальчиков и девочек в костюмах.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, слушание русской народной музыки, разучивание хороводных песен и русских народных игр.
Области интеграции: социально-коммуникативное развитие, художественноэстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Ход ООД:
I Вводная часть.
Под русскую народную песню «Светит месяц, светит ясный» в избу входят дети. Их встречает педагог в русском народном костюме.
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие, званные.
Рада я всем гостям, как добрым вестям!
Всех привечаю, тепло встречаю,
Полюбоваться русской избой приглашаю!
Ребята, посмотрите вокруг – мы с вами находимся в русской избе.
2. Основная часть.
Обратите внимание на мой костюм. Это традиционный русский костюм. Он состоит из рубахи, сарафана и кокошника. Вам нравится мой костюм?
Дети: да!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где в старину хранилась одежда?
Дети: в сундуке.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что там внутри.
Сарафан, косынка и косоворотка. (дети рассматривают).
Воспитатель: Ребята, как выдумаете, что это такое? (воспитатель показывает на печь)
Дети: Русская печь.
Воспитатель: А для чего нужна печь в доме?
Дети: Чтобы было тепло. Воспитатель: Правильно. А еще на печке сушили грибы, ягоды и разные травы. Но это еще не все чем служила печь человеку много лет назад. Печь не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Хозяин плел лапти или валял валенки, а хозяйка пряла пряжу.
В каждой крестьянской семье была прялка. Посмотрите, в нашей горнице она тоже есть. (воспитатель показывает детям прялку). Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи.
Да, раньше крестьяне не только сами пряли пряжу, но и ткали ткань, чтобы сшить себе одежду. А как назывались люди, которые шили одежду? (Портные) В старину и женскую и мужскую одежду называли порты или портища.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам загадаю загадку:
Выпускает жаркий пар,
древний чайник ….
Дети: Самовар. (Воспитатель показывает самовар)
Воспитатель: Правильно, дети! Кипятили чай в самоварах. Пили из блюдечка, с баранками-бубликами, прикусывая кусочками сахара.
-Отгадайте и эту загадку:
Деревянная подружка
Без нее мы как без рук,
На досуге – веселушка.
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не дает.
Дети: ложка
Воспитатель:Правильно, дети, это ложка. В крестьянской семье у каждого была своя ложка, которую вырезали из дерева. Даже в гости всегда ходили со своей ложкой. А еще на ложках можно было играть. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках и поплясать под русскую народную музыку.
(Дети вместе с воспитателем придумывают движения под русскую народную музыку и играют на ложках.).
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь присаживайтесь на лавки. Ребята, а ведь сундук наш не простой, волшебный. Закройте глаза и произойдет волшебство. Посмотрите, кто появился, да в каких нарядах!
Дети к празднику готовы,
Посмотрите на обновы
– Сарафаны расписные
Да рубашечки льняные.
Мальчика зовут Иван
А на Марье сарафан.
Ребята, посмотрите, во что нарядились наши куклы. Во что одета Марья?
Дети: сарафан, рубаха, передник, лапти, кокошник.
Воспитатель: А Иван?
Дети: штаны, рубаха, лапти, картуз.
Воспитатель: Вам нравятся их наряды? Посмотрите внимательно, чем украшены костюмы
Дети: тесьмой.
Воспитатель: А на тесьме изображен орнамент. Орнамент - это повторяющийся в определенном ритме узор. Посмотрите, я приготовила заготовки орнаментов нескольких видов. (показ полос с орнаментом)
Воспитатель: Ребята, а у нашего Ивана да Марьи есть братишки и сестренки, это нарисованные куколки.
Но вот беда!
Не танцует, не поет
Наш игрушечный народ.
Сарафан у них простой
Однотонный, а не расписной.
Не украшена рубашка
Нет и вышивки на ней.
Все исправить, все украсить
Просят куколки детей.
Ребята, поможем украсить одежду куколкам? Давайте украсим их наряды, сделаем их более яркими и красивыми.
Посмотрите на кукол, чьи наряды я украсила сама. Вам они нравятся?
Дети: Да.
Воспитатель: А теперь посмотрите на заготовки, которые я для вас приготовила.
Ребята, давайте пальцы быстро разомнем и работу мы начнем.
Вот помощники мои
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так
Не обидятся никак.
Наши пальчики готовы, будем рисовать узоры.
Дети рисуют. (Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла»)
А теперь ребятки, дадим высохнуть нашим куклам.
Физминутка
А мы с вами поиграем в хороводную игру «Лавата»
Правила игры:
Дети, идут по кругу держась за руки, произнося
Дружно танцуем мы - тра-та-та, тра-та-та,
Танец любимый наш - это "лавата".
Ведущий говорит:
«Мои пальчики хороши, а у соседа лучше".
Дети берут друг друга за мизинцы и повторяют слова снова.
Затем поочередно водящий дает другие задания:
Мои плечи хороши, а у соседа лучше;
Мои уши хороши, а у соседа лучше;
Мой животик хорош, а у соседа лучше;
Моя спинка хороша, а у соседа лучше;
Мои коленки хороши, а у соседа лучше
Воспитатель: Давайте посмотрим какие красивые куколки у нас получились.
А теперь наши куколки заведут хоровод.
Давайте, ребята построим их в круг.
Вот как наши куклы нарядились
Вот как наши куклы в пляс пустились.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Где мы с вами сегодня были?
Дети: в русской избе.
Воспитатель: Ребята, что мы сегодня с вами делали?
Дети: украшали одежду куклам.
Воспитатель: Молодцы, дети, здорово поработали, Ивана да Марью порадовали – куколкам наряды украсили! А вот вам и гостинцы, от меня, от хозяюшки! Сладкие петушки на палочках. (сюрпризный момент).
И в избе вы побывали,
прялку с печкой увидали.
Куклам платья украшали
и на ложках поиграли.
В группу вам теперь пора
До свидания, детвора! (звучит песня «Светит месяц»)