Наталья Синягина
Конспект ОД по познавательному развитию «Природа и мы» с детьми средней группы «Такие разные деревья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжить знакомить детей с многообразием деревьев, учить выделять общие и отличительные признаки деревьев.
Образовательные задачи: выявить уровень сформированности представлений о деревьях, как представителях растительного мира, их строении; закрепить представления о дереве как живом организме; дать детям наглядное представление о разной форме, высоте и толщине деревьев, об отличии листьев, цветов и плодов разных видов деревьев, сформировать представление об особенностях хвойных деревьев, о значении деревьев в жизни человека и животных, о сезонных изменениях в жизни деревьев, упражнять в различении деревьев по особенным отличительным признакам, в запоминании названий деревьев.
Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию „Природа и мы“ с детьми средней группы „Такие разные деревья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Развивающие задачи: развивать основные психические процессы: внимание, память, мышление, речь; навыки исследовательской деятельности; мелкую и общую моторику пальцев рук; двигательную активность детей.
Воспитательные задачи: вызвать у детей эмоциональный отклик на деревья как объекты живой природы, развивать умение внимательно слушать воспитателя и товарищей.
Материалы и оборудование: «цветик-семицветик», корзинки для сбора листьев, декорации: деревья; аудиозапись «Звуки леса», репродукции картин с изображением деревьев, листья, плоды и семена деревьев; иллюстративный материал по теме; скальпели, подложки, лупы для исследовательской деятельности.
Методы и приемы:
1. Словесные: пояснение, вопросы, уточнение, беседа, анализ.
2. Наглядные: рассматривание.
3. Практические: решение проблемных ситуаций, исследовательская деятельность.
4. Игровые: дидактическая игра, подвижная игра.
Предварительная работа:
1. Наблюдение за деревьями на территории детского сада.
2. Рассматривание репродукций картин с изображением деревьев.
3. Рисование деревьев в свободной деятельности.
4. Рассматривание рисунков старших дошкольников по теме.
5. Чтение художественной литературы по теме: Е. Благинина «Красавица какая…», И. Бунин «Листопад».
6. Подвижные игры «Раз, два, три – к дереву беги!», «Листопад» и др.
7. Дидактические игры по теме: «Найди листок, какой покажу!», «Найди дерево по описанию!» и др.
Ход ОД
1. Игровая мотивация.
Воспитатель: дети, вы обратили внимание, что в нашей группе появились деревья?
Дети: да!
Воспитатель: а вы знаете, как они появились? Бабушка из сказки «Цветик-семицветик» подарила мне волшебный цветок, и я загадала желание. Мне очень захотелось попасть в волшебный лес, а вы хотите погулять по этому лесу вместе со мной?
Дети: да!
Воспитатель: а как с помощью цветика-семицветика мы можем это сделать?
Дети: произнести волшебные слова.
Воспитатель: давайте сделаем это вместе.
(Произносят заклинание и отрывают лепесток)
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг!
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!
Вели, чтобы мы оказались в волшебном лесу.
2. Дидактическая игра «Сравни деревья»
Воспитатель: дети, что мы видим на этой поляне?
Дети: деревья.
Воспитатель: вы можете сказать, как называются эти деревья?
Дети: ели, рябина.
Воспитатель: как вы догадались? (Ответы детей)
Воспитатель: эти деревья одинаковые или разные?
Дети: разные.
Воспитатель: а что общего есть у этих деревьев?
Дети: у них одинаковые части: ствол, ветки, листья.
Воспитатель: а чем они отличаются?
– Какое дерево выше?
– У какого дерева ствол толще?
– Чем еще они отличаются?
Дети: у рябины – листья, а у ели – хвоя.
3. Дидактическая игра «С чьей ветки детка?» («Чудесный мешочек»)
Воспитатель: посмотрите, деревья приготовили нам подарки. Но мы сможем их взять с собой, если угадаем, какие деревья нам их подарили.
Дети угадывают, какие плоды и семена какое дерево подарило. (Ягоды рябины, еловые и сосновые шишки, орехи лещины, желуди и др.).
Воспитатель: интересно мы играли,
быстро все мы угадали!
Ответьте на вопрос: могут ли на одном дереве расти разные плоды?
Дети: нет.
Вывод: у каждого дерева свои плоды. У одинаковых деревьев они одинаковые, а у разных – разные.
4. Подвижная игра «Листопад».
Воспитатель: посмотрите, дети, что вы заметили?
Дети: листья лежат под деревьями.
Воспитатель: как называется это явление?
Дети: листопад.
Воспитатель: как вы думаете, эти листья одинаковые или разные? Они слетели с одного дерева или с разных? Почему вы так думаете? (Ответы детей)
С листьями осенними
Будем мы играть.
С листьями осенними
Будем танцевать.
(М. Картушина)
(Исполняется «Танец с листочками»)
Листопад, листопад!
Листья по ветру летят!
Желтые листочки кружатся, кружатся,
И на землю тихо падают, ложатся. (Действие выполняют дети с желтыми листочками)
Листопад, листопад!
Листья по ветру летят!
Красные листочки кружатся, кружатся
И на землю тихо
Падают, ложатся. (Действие выполняют дети с красными листочками)
Листопад, листопад
Листья по ветру летят.
Разные листочки
Кружатся, кружатся
Разные листочки
Падают, ложатся (Действие выполняют все дети) (Собирают листья в корзину; игра «Такой листок, беги ко мне!»).
Воспитатель: как вы думаете у одинаковых дерева листья одинаковые или разные? А у разных деревьев? (Ответы детей)
5. Дидактическая игра «Назови части дерева!»
Воспитатель: Посмотрите, перед нами стоит дерево уже без листьев. Как вы думаете, оно живое?
Ответы детей.
Воспитатель: да, дерево после листопада не умирает. Оно отдыхает. Находится в состоянии покоя. Весной и летом деревья трудились. Они выращивали плоды и семена. Теперь пришла пора отдохнуть, набраться сил к следующим весне и лету.
Воспитатель: у этого дерева нет листьев, зато очень хорошо видны другие его части.
– Какие части есть у дерева? (Ответы детей)
6. Возвращение в детский сад.
Воспитатель: волшебный цветок мне подсказывает, что пришла пора нам возвращаться в детский сад. Что нужно сделать, чтобы вернутся обратно?
Дети: произнести волшебные слова.
(Произносят заклинание и отрывают лепесток)
Лети, лети лепесток,
Чрез запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг!
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!
Вели, чтобы мы оказались в детском саду. (Дети рассаживаются за столы.)
7. Исследовательская деятельность: «Плоды и семена»
Воспитатель: вот мы и вернулись в детский сад, принесли подарки от разных деревьев. А как вы думаете, как появились деревья?
Дети: из семян.
Воспитатель: а что такое семена? Откуда они берутся? Что внутри плодов? (Ответы детей)
Воспитатель: вот мы сейчас это и проверим.
Практическая деятельность по рассматриванию плодов и семян.
Выводы: у деревьев есть семена, у удинаковых деревьев они одинаковые, у разных – разные. Семена разных деревьев отличаются по форме, цвету, размеру.
8. Дидактическая игра «Угадай время года!»
Посмотрите, какие картины здесь ждут нас с вами. Сразу можно догадаться, какое время года на них изображено. Кто из вас самый догадливый? (Называют время года, изображенное на картине).
9. Итоги организованной деятельности.
– Вам понравилась прогулка в волшебный лес?
– Что нового вы узнали?
– Что понравилось больше всего?
– Что для вас было самым интересным?
Литература
1. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста / О. А Воронкевич. – СПб. : Детство-Пресс, 2008. – 496 с.
2. Гризик, Т. И. Познавательное развитие детей 2-8 лет: мир природы и мир человека: метод пособие для воспитателей / Т. И. Гризик. – М. : Просвещение, 2015. –208 с.
3. Николаева, С. Н. Юный эколог : программа и условия ее реализации в детском саду / С. Н. Николаева. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 218 с.