Елена Аникина
«Удивительный мир электричества». Конспект открытого занятия для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Удивительный мир электричества»
Цель: расширение знаний детей о видах электричества через организацию опытно - экспериментальной деятельности.
Задачи:
• обобщать знания детей об электрических проводах и их назначении;
• познакомить с понятием «статическое электричество»;
• закреплять правила безопасного обращения с электричеством и электроприборами;
• развивать познавательный интерес, стремление к исследовательской деятельности;
Оборудование и материалы:
• схемы для зарисовки проведения опытов
• материал для наблюдения и экспериментирования; колонка, разные виды проводов, шерстяные варежки, фольга, пенопласт, оргстекло, коробка, магниты.
Ход деятельности
Приветствие. Организационный момент.
Воспитатель просит детей начать убирать игрушки для того чтобы прослушать музыкальное произведение Ф. Шопена «Времена года. Зима». После того как игрушки будут прибраны, воспитатель попытается включить колонку, но она не станет играть, не смотря на то, что включена (стоит на зарядке).
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, в чем причина того, что колонка не работает. Я же ее ставила на подзарядку. Помогите мне разобраться. У кого из вас есть какие – нибудь предположения по этому поводу.
Дети: (высказывают свои предположения) нет батарейки, плохо была подключена к розетке, шнур поврежден.
Воспитатель: предлагаю вам вместе разобраться, в чем же все - таки причина? Рассматриваем колонку и шнур, и находим повреждение шнура.
Дети: вот в чем причина, шнур поврежден, поэтому колонка и не зарядилась.
Воспитатель: А можно ли таким шнуром заряжать колонку?
Дети. Нет, таким шнуром нельзя заряжать электроприборы, так как может ударить током.
Воспитатель. Правильно. У нас в детском саду есть журнал, в который мы заносим заявки для электрика. Давайте мы с вами тоже оставим заявку на ремонт нашего шнура.
Дети: да.
Воспитатель: тогда я сейчас запишу в какую группу нужно прийти электрику (пишет заявку)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, благодаря чему происходит зарядка электрических приборов, подключенных к розетке?
Дети: Благодаря тому, что в розетке есть ток.
Воспитатель: Совершенно верно. Все электроприборы работают от тока. А каким способом ток поступает к электроприборам.
Дети: через провода.
Воспитатель: правильно ребята, ток бежит по проводам. Перед вами лежат отрезки проводов. Предлагаю рассмотреть их: какие провода вы видите? Они все одинаковые или отличаются друг от друга?
Дети: Провода разные. Одни толстые, другие тонкие. У толстых проводов внутри находится несколько тоненьких проводов.
Воспитатель: А как вы думаете, почему они разные и для чего служит каждый провод? Попробуем вместе найти ответы на вопросы.
Дети: Есть провода для бытовых приборов, а есть провода, которые несут нам ток от электростанций. (Воспитатель с детьми рассматривают разные виды проводов, делая выводы).
Воспитатель: Ребята, а вы обратили внимание на защитную оболочку? Как вы думаете, зачем она?
Дети: она защищает нас от удара тока.
Воспитатель: вы правы, у каждого провода есть своя «рубашка» защищающая людей от прямого столкновения с частицами тока, а под ней пучок тонких медных проволочек, по которым ток попадает в дом, больницы, школы, детские сады.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, почему у проводов разные рубашки?
Дети: потому что по ним идет разный ток, по одним положительные частицы а по другим отрицательные частицы.
Воспитатель: мы с вами рассмотрели отрезки проводов. Они безопасные для нас, как вы считаете?
Дети: они безопасные, потому что не подключены к розетке и представлены в виде отрезков.
Воспитатель: вы совершенно правы. А если представить, что провод подключен к розетке, что может произойти?
Дети: Если такой провод подключить к розетке он станет очень опасным для нас. По нему пойдет ток, и если мы возьмем его в руки, нас сильно ударит током. А еще может произойти пожар.
Воспитатель: Ребята, а если вы увидите такие провода на улице, как вы поступите?
Дети: если они сорваны, либо просто лежат на земле, к ним нельзя подходить и брать в руки, так как они другим концом могут быть подключены к электричеству. А еще ни в коем случае нельзя играть возле трансформаторных щитов, перелезать за ограждение и кидать на электропровода вещи.
Воспитатель: молодцы, вы совершенно правы. Не забывайте соблюдать эти простые правила. А теперь я вам предлагаю собрать свой провод из нас самих. Мы поиграем в игру «Ток бежит по проводам». Представьте себе, что вы маленькие частицы тока, которые бегут по проводам. Давайте встанем в круг, и когда будем произносить слова игры, будем соединять наши руки, превращаясь в длинный провод.
Игра: «Ток бежит по проводам»
Ток бежит по проводам,
Свет несёт в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принёс.
Воспитатель: посмотрите ребята, мы с вами превратились в один большой провод.
Воспитатель: А вот как вы думаете, ребята, существует безопасное электричество, с которым можно поиграть?
Дети: нет, такого электричества не может быть, оно все опасное.
Воспитатель: А я хотела бы с вами поспорить по этому поводу. Электричество бывает и безопасное. И называется оно статистическим. Оно живёт само по себе, и если его поймать, то с ним можно интересно поиграть. Сейчас мы с вами разберемся, что оно из себя представляет. Статическое электричество – это форма электричества, которое не течет по проводам, как ток, а живет само по себе. То есть оно появляется только тогда когда мы его вырабатываем. Вот вспомните, когда мы одеваемся на прогулку или приходим с прогулки и начинаем снимать вещи, они искрятся и щиплются.
Дети: да у нас это было.
Воспитатель: Это происходит потому что все вещи и предметы сделаны из разного материала и как и провода имеют положительные и отрицательные частицы. Это как магнит, с которым вы очень часто любите играть.
Воспитатель демонстрирует действие магнитов с разными и одинаковыми полюсами и предлагает детям, взяв магниты, объяснить действие магнитов. Как вы думаете, ребята, почему магниты одной стороной притягиваются друг к другу а другой наоборот отталкиваются?
Дети: Магнит имеет две стороны с разными полюсами. Одинаковые полюса отталкиваются; разные полюса притягиваются.
(Если расположить рядом два магнита, они начинают взаимодействовать друг с другом. При этом одинаковые магнитные полюса (-/- или +/+юг) отталкиваются друг от друга, в то время как разные магнитные полюса (-/+) притягиваются друг к другу).
Воспитатель: правильно. Вот так же и статическое электричество легко получить, если потереть один о другой два предмета (сделанные из определенных материалов): при этом частицы с одного предмета переходят на другой, в результате чего один предмет приобретает положительный заряд, а другой отрицательный. Поэтому наши кофты искрятся, а волосы поднимаются сами по себе вслед за снимающейся шапкой. А сейчас я приглашаю вам пройти в нашу лабораторию и провести познавательный опыт со статическим электричеством.
(Воспитатель с детьми подходит к столам, на которых расположены предметы для проведения опытов).
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на столы. Что вы на них видите?
Дети: На них располагаются очень интересные, но не понятные пока для нас предметы, коробки, шарики, фольга. А еще здесь лежит схема.
Воспитатель: Хотите узнать для чего все это нужно?
Дети: Да очень хотим.
Воспитатель: Тогда предлагаю нам всем вместе сначала разобраться со схемой.
Дети: да, мы согласны с вами Елена Алексеевна.
Воспитатель: предлагаю рассмотреть схему и решить, что нам понадобится для проведения опыта.
Дети: Стекло, коробка, фольга, шарик, варежка и рука.
Воспитатель: Предлагаю каждому из вас отобрать необходимые предметы.
Дети отбирают и приносят предметы в соответствии со схемой.
Воспитатель: Ну что, по-моему всё готово, можно проводить опыт. Предлагаю прочитать правила проведения опыта, они написаны под схемой.
Описание как нужно проводить опыт «Шарик трусишка»
Для этого опыта нам понадобится оргстекло (небьющееся, пенопласт, завернутый в фольгу, небольшая коробка с расположенной в ней фольгой (перечисляя, ещё раз осматривают, всё ли готово).
Предварительно подготовим шарики из пенопласта, завернув их в фольгу. Каждый ребёнок готовит свой шарик. Затем натираем оргстекло шерстяной тканью (помогает воспитатель) и кладем на него наш шарик (демонстрирует воспитатель). Теперь попробуем дотронуться до него. Что же происходит?
Дети: Мы видим, что шарик убегает.
Воспитатель: Предлагаю вам самостоятельно проделать то же самое.
Дети самостоятельно экспериментируют. Воспитатель при необходимости помогает.
Воспитатель: Ребята, как выдумаете, а почему опыт называется «Шарик трусишка»?
Какой можно сделать вывод из этого опыта?
Дети: (вместе с воспитателем делают вывод). Шарик и палец имеют положительный заряд частиц, а вот стекло, после того, как его натерли варежкой, приобрело отрицательный заряд частиц. А два предмета имеющие одинаковый заряд не могут притягиваться друг к другу, поэтому шарик убегает от пальца. (У каждого предмета имеется бирка с «-», «+»)
Воспитатель: Предлагаю зафиксировать этот опыт схематически в той последовательности, в какой мы его проводили, чтобы не упустить важные моменты
(воспитатель наклеивает, а дети проговаривают последовательность проведенного опыта).
Воспитатель: Ребята, кто из вас был особенно внимателен и запомнил, как называется электричество, благодаря которому мы провели наш эксперимент?
Дети отвечают, если затрудняются ответить - воспитатель им помогает.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Сегодня мы с вами познакомились с волшебным электричеством, которое называется статическим и научились делать предметы волшебными с помощью такого электричества. А почему мы их называем волшебными? Что происходит с этими предметами?
Дети: К ним все притягивается, они становятся электрическими.
Воспитатель: Это электричество опасно?
Дети: Нет, оно доброе, неопасное, с ним можно играть.
Воспитатель: Скажите, что вам больше всего понравилось?
Дети: Нам больше всего понравилось проводить опыт.
Воспитатель: И мне очень понравилось вместе с вами превращать предметы в волшебные. Мы с вами сделали схему нашего эксперимента и я вам предлагаю сходить в гости к ребятам в соседнюю группу и показать им то, чему мы научились сегодня.