Наталья Поветкина
Конспект ОД по познавательному развитию для детей средней группы «Путешествие в прошлое одежды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД по познавательному развитию – ознакомление с окружающим миром для детей средней группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ОНР).
Тема ОД: «Путешествие в прошлое одежды».
Форма работы: «Путешествие по реке времени».
Вид ОД: познавательно-исследовательская.
Темочки:
- История предметов, путешествие в прошлое
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. История, путешествие в прошлое одежды
- Одежда. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» - ознакомление с окружающим миром - предметное окружение», «Речевое развитие», физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Возрастная группа : средняя группа. Форма организации воспитанников: подгрупповое занятие. Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 20 минут.
Тема ОД: "Путешествие в прошлое одежды". Цель: успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 4–5 лет с окружающим миром – предметным окружением: представлениями о том, как человек создает предметы для своей жизни. Развивать ретроспективный взгляд на эти предметы, учить ориентироваться в прошлом и настоящем предметов одежды.
Образовательные задачи: создать условия для введения понятия: «Одежда». Знакомить детей с назначением и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к пониманию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности. Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды.
Коррекционно – развивающие : 1. Создать условия для развития временного представления, зрительного восприятия в процессе рассматривания картинок.
2. Развивать произвольное внимание через умение слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней, память – через актуализацию прошлого опыта, словесно-логическое мышление через ответы на вопросы. 3. Активизировать речь с помощью игр и упражнений. Стимулировать речевую активность.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к своей одежде.
Методы и приемы: словесные (беседа, инструкция, художественное слово, наглядные (показ, игровые (игра-путешествие, проблемно–практические, познавательно-исследовательские.
Предварительная работа: для реализации технологии были подобраны: игры, литературные произведения, дидактический материал на тему: «Одежда», схемы, символы метки – «Древность» - «Старина» - «Современность». Рассматривание иллюстраций на тему: «Одежда».
Словарная работа: портной, швея, иголки, швейная машинка, художник – оформитель.
Оборудование: Нарядная кукла; иголки, нитки, ткань, пуговицы, кружева, ножницы. Дидактическое пособие – панно: «Река времени», кусочек кожи, иголка из кости рыбы, иллюстрация растения лен, немного шерсти животных, вязанные на спицах шерстяные изделия; кукла в юбке из листьев, кукла, одетая в шкуру и кукла в простейшей рубахе; образцы различных тканей, большой кусок какой-либо ткани, разнообразная современная одежда; бумажные силуэты платьев, цветные карандаши.
Ход ОД.
1. Организационный момент, начало ОД.
Цель: Создание положительного эмоционального настроя, условий для формирования позитивной мотивации воспитанников, восприятия новой информации.
Дети заняты свободной деятельностью, включаются в занятие добровольно из интереса к предложению взрослого, стремления быть вместе со всеми. Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам в гости пришла красавица-кукла Настя. Воспитатель берет в руки красавицу-куклу. Настя – большая мастерица. Попробуйте угадать, чем она больше всего любит заниматься. Настя принесла с собой вот эти предметы. (Демонстрирует иголки, нитки, ткань, пуговицы, кружева, ножницы.) Что между ними общего? (Это предметы для пошива одежды). Молодцы! Вот что любит делать Настя – шить. Наверное, и платье себе сшила сама. Как называют людей, шьющих одежду? Вы знаете, как люди научились шить одежду?
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие по «реке времени». Да, именно по реке, оказывается, течет не только вода, но и время.
Давайте вспомним и назовем наши остановки на реке времени. Да, первая остановка называется: «Древность», вторая – «Старина», третья – «Наше время».
Чтобы начать путешествие по реке времени, скажем, волшебные слова: «Путешествие нас ждет, река времени несет. В древности мы побываем – много нового узнаем».
Садимся поудобнее в наши скоростные лодки и в путь.
( Карта-панно: «Река времени» символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.
На панно небольшие иллюстрации — «метки» каждой остановки во времени: кочевники у костра и шалаша, жители средневекового города-крепости, обитатели современного города. Остановка на «реке времени» от мероприятия к мероприятию обживается — заполняется соответствующим иллюстративным материалом. Рассказ и обсуждение подкрепляем не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии: удобна ли юбочка из листьев).
2. Основная часть. Изученного нового материала.
Цель: Развивать ретроспективный взгляд на эти предметы, учить ориентироваться в прошлом и настоящем предметов одежды. Развивать произвольное внимание через умение слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней, память – через актуализацию прошлого опыта, словесно-логическое мышление через ответы на вопросы.
Дети располагаются на стульчиках за столами перед доской.
Рассказ воспитателя: По реке времени мы попали в древность. Посмотрите на карту: люди жили в лесу в шалашах, в пещерах, и не было у них никакой одежды. Нечем было прикрыться от ветра, от дождя. А вокруг росли деревья с большими и маленькими листьями, высокая трава, лопухи, цветы. Красота! Но ведь растениями можно не только любоваться. Можно нарвать листочки, собрать на гибкую веточку – и прикрыться. (Показывает куклу, одетую в юбку из листьев.) Хорошо придумано? Как вы думаете. листья – ненадежная защита? Почему не надежная защита? Стали люди думать, искать, чем прикрыться от непогоды.
В лесах, рядом с людьми, жили разные животные. Животным не страшны ни дождь, ни ветер, ни холод. Раз животным так удобно в своих шкурах, значит и мне будет хорошо – подумал человек. Так появилась одежда из шкур животных. Иглы не было и ее древние люди придумали из твердой кости рыб. Такой иглой можно было только сделать дырочки в шкуре животных и закрепить шкуры на человеке прочными жилами. Эта одежда удобнее одежды из листьев? Почему? (Она плохо держится на теле, тяжелая, летом в шкуре жарко). Люди стали задумываться о более удобной одежде.
Динамическая пауза (физминутка).
Ох, испачкалась одежда, мы её не берегли, обращались с ней небрежно. Мяли, пачкали в пыли. Надо нам её спасти и в порядок привести. В тазик воду наливаем, порошочку насыпаем. Всю одежду мы замочим, пятна тщательно потрём, постираем, прополощем, отожмём её, встряхнём. А потом легко и ловко всю развесим на верёвках. А пока одежда сушится. мы попляшем и покружимся. Дети выполняют действия в соответствии со смыслом стихотворения.
Воспитатель: Мы плывем до следующей остановки: «Старина». В старину люди были очень наблюдательные, они заметили: растет в поле трава – лен. Если ее стебли помять, то из них можно спрясть пряжу, а из пряжи сделать полотно – ткань. Такой тканью люди обматывали себя. Давайте и мы попробуем. (Обматывает двух детей тканью). Удобно вам ходить? А что-нибудь делать? Почему? (Ответы детей). Мастерицы стали сшивать с помощью иголок и ниток края ткани и получились вот такие рубахи. (Показывает куклу в рубахе). Люди научились делать нити и из другого растения – хлопка, а из нитей – ткани.
Из шерсти овец стали делать шерстяные ткани. (Показывает образцы тканей и изделий из шерсти). Мастерицы все время старались сделать одежду более удобной и красивой.
Ребята, вы поняли, как люди научились шить одежду?
И мы плывем до следующей остановки: «Современность». Кто знает, как шьют одежду в наше время? Одежду шьют в ателье или на швейной фабрике и продают в магазинах. Для шитья используют швейные машины. Чтобы одежда была удобная и красивая нужен труд многих людей на фабрике. Поэтому нужно свою одежду беречь : аккуратно застегивать пуговицы и замочки, не рвать и не марать.
А теперь Настеньке пора домой. Она хочет сшить платья своим подружкам-куклам. Давайте поработаем художниками – оформителями: придумаем и нарисуем новые узоры для их платьев, подарим их нашей кукле.
Педагог раздает детям бумажные силуэты платьев и цветные карандаши. Дети приступают к рисованию. В конце занятия ребята дарят кукле свои рисунки с узорами для платьев.
3. Заключительная часть. Итог занятия.
Ребята, что вы узнали нового? Что было интересно? Что вас удивило?