Кириллова Тамара
Конспект ОД по познавательному развитию «Март зиму кончает, весну начинает» в подготовительной группе детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков
Конспект ОД
по познавательному развитию
«Март зиму кончает, весну начинает»
в подготовительной группе детей с ЗПР
Разработчик:
воспитатель: Кириллова Т. Н.
2018 г
Цель:
1. Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе (ярче светит солнце, днём с крыш капает капель, появляются проталины).
Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию „Март зиму кончает, весну начинает“ в подготовительной группе детей с ЗПР» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
2. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи изменений в неживой природе.
3. Сформировать у детей знания о сезонных изменениях в жизни животных, связанных с изменениями в неживой природе.
Оборудование: презентация.
Словарная работа: проталина.
Ход занятия.
1. Вступительное слово воспитателя.
Отгадайте загадку:
Тает снежок,
Зеленеет лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
(Весной).
Наступила Весна - красна! Так весну назвали потому, что она красивая, и все ей радуются. Отступает холодная зима. Солнышко поднимается выше и греет всё лучше. Дни становятся длиннее, а небо - голубее. Днём с крыш капает капель.
Сегодня на занятии мы будем говорить о весне, о том, что март зиму кончает, а весну начинает.
2. Весенние изменения в природе.
Весна пока ещё борется с зимой за право наступить по-настоящему. Есть такая поговорка: «Февраль силён метелью, а март капелью». Капель – один из вестников того, что наступила весна.
а). Мы уже наблюдали на прогулке за весенней капелью, рассматривали сосульки. Сейчас можно вспомнить всё, что мы знаем о сосульках.
- Почему растут сосульки?
- Бывает ли капель в морозную и пасмурную погоду?
- Почему на одной стороне здания детского сада сосулек больше?
- Почему днём сосульки блестят и падают?
- Вспомните, мы брали сосульки и держали их в руках, чтобы увидеть, что с ними произойдёт?
- Какой вывод мы сделали, увидев, что с ними произошло? (Ответы детей : сосульки – это замёрзшая вода, от тепла они тают).
- Бывает ли капель утром, вечером?
- Зависит ли таяние сосулек от температуры воздуха?
Запомните пословицу: хотя с крыш в марте капает, а за нос ещё крепко цапает!
Дидактическая игра «Подбери определение к слову сосульки»
(Ледяные, холодные, сверкающие, блестящие, мутные, длинные, хрустальные, весенние).
«Подбери действие: что делают сосульки?»
(Звенят, блестят, капают, тают, текут, льют, свисают, падают, разбиваются).
б). Давайте подойдём к окну и посмотрим на солнце. Сделать это непросто.
- Почему непросто посмотреть на солнце? (Ответы детей : солнце яркое и ослепительное).
А теперь наденьте солнцезащитные очки и посмотрите на солнце ещё раз.
- К какому решению вы пришли? (Ответы детей : солнце весной светит ярче, чем зимой).
- Как вы думаете, отчего тает снег? (Ответы детей : от тёплых солнечных лучей становится теплее, изменяется температура воздуха).
в). Сегодня утром, когда я шла в детский сад, заметила в нашем уголке леса у самого крайнего дерева приствольный чёрный круг. Это первая проталина.
- Что такое проталина? (Ответы детей : проталина — место, где стаял снег, и открылась земля).
- Подумайте, почему первая проталина образовалась около ствола дерева? (Ответы детей : вокруг одиноких стволов проталины образуются в виде воронок).
Сегодня на прогулке мы подойдём к этой проталине, и вы сами увидите приствольный чёрный круг около дерева.
3. Дидактическая игра «Придумайте определения к слову весна».
(Тёплая, красивая, ранняя, добрая, поздняя, чудесная).
4. Дидактическая игра «Подбери антонимы».
Ребята, а вы зиму с весной не перепутаете? Давайте проверим.
Зима ушла, а весна - … пришла.
Зима холодная, а весна - …тёплая.
Зимой солнце светит, а весной - …греет.
Зимой сугробы высокие, а весной - …низкие.
Зимой надевают шубы, а весной - …куртки.
Зимой ветер злой, а весной - … ласковый.
Правильно ответили, молодцы!
5. Пальчиковая гимнастика «Снеговик».
Раз, два, три, четыре (дети загибают пальчики).
Мы с тобой снежки лепили («лепят снежки»).
Получился снеговик – и не мал, и не велик (опускают вниз сцепленные руки, затем поднимают руки вверх и разводят в стороны).
Солнце припекает (поднимают над головой растопыренные ладошки, шевелят пальчиками-лучиками).
Снеговик наш тает (приседают, обнимая колени, затем делают волнообразные движения руками).
6. Сезонные изменения в жизни животных.
- Скажите, какие изменения происходят со зверями весной? (Ответы детей : они линяют, меняют тёплую шубку на более лёгкую).
- А кто из зверей линяет? (Ответы детей : заяц, медведь, белка).
Я расскажу вам, как линяет медведь.
Заворчал в берлоге мишка:
- Что-то мокро стало слишком…
Лапы мой, проспишь обед.
Как только солнце и вода разбудят мишку в берлоге, он выходит бродить по лесу, трётся спиной о деревья, потому что спина у него чешется. Мишка линяет, старая густая шерсть у него выпадает, а к лету вырастает редкая шерсть, чтобы ему не было жарко.
- Догадайтесь, о ком эти стихи?
Длинно ухо, глаз косит,
Коротышка хвост дрожит,
И наряд в два цвета –
На зиму и на лето.
- О каких двух нарядах зайца идёт речь в стихотворении?
Представьте себе: сойдёт весь снег, земля станет серой, а заяц – беленький, - всяк его увидит, захочет поймать.
- Но что сделала весна с шубкой зайца? (Ответы детей : поменяла белую шубку на серую).
Давайте проведём с вами, на первый взгляд, неожиданное наблюдение.
Я приготовила и положила перед вами два вида одежды – зимнюю и весеннюю.
- Предлагаю выяснить, чем отличаются зимние куртки, шапки, сапоги от весенних курток? (Ответы детей).
- Почему существуют эти отличия? (Ответы детей).
- Для чего одна куртка теплее другой, одна шапка толще другой? (Ответы детей).
Задумайтесь: в природе устроено точно так же, как у людей. Зимние шубки меняются на весенние, более лёгкие, потому что животным тоже будет жарко в зимних шубках.
7. Итог.
- Какой месяц весну начинает?
- Можно ли сказать, что весна идёт?
- Расскажите о весенних изменениях в природе, которые уже произошли, и мы их видим.
- Какие сезонные изменения произошли в жизни животных, связанные с изменениями в неживой природе?
Закончить занятие я хочу четверостишием о ранней весне, которая уже стоит на дворе:
В синем небе солнце кружит,
Тает снег, сверкают лужи,
Веет тёплый ветерок,
Знать весне приходит срок.