Кириллова Тамара
Конспект ОД по познавательному развитию «Пищевые цепочки в лесу» в подготовительной группе детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков
Конспект ОД
по познавательному развитию
«Пищевые цепочки в лесу»
в подготовительной группе детей с ЗПР
Разработчик:
воспитатель: Кириллова Т. Н.
2018 г
Цель:
1. Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
2. Сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса.
Оборудование:
Словарная работа: лесничий,
Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию „Пищевые цепочки в лесу“ в подготовительной группе детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Ход занятия.
1. Вступительное слово воспитателя.
Прежде чем начать разговор о том, кто что ест, я хотела бы рассказать историю о том, как в давние времена люди вздумали навести порядок в одном небольшом лесу.
Главный лесничий рассуждал так. Лес – это деревья, всё остальное – лишнее. И по его приказу вырубили кустарники. Чисто и просторно стало в лесу…
Прошёл год, второй, третий. И вдруг видит главный лесничий, что в его чистом, аккуратном лесу что-то неладно. Куда ни посмотришь, везде торчат высохшие голые деревья. Призадумался лесничий: «Что же случилось? Отчего деревья сохнут?»
А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное жильё. Развелось их видимо-невидимо. Вот деревья и стали сохнуть оттого, что насекомых развелось слишком много : одни листья едят, другие корни грызут. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить. Не срубили бы их, не улетели бы птицы, не развелось бы много опасных для леса насекомых.
- Подумайте, о каких невидимых нитях природы говорится в этом рассказе?
- Как человек нарушил эти нити?
- К какой беде это привело?
1. Кто что ест.
Разные животные питаются разной пищей. Животные, которым нужна растительная пища, называются растительноядными. Те животные, которые едят насекомых, называются насекомоядными. На более крупную добычу охотятся хищные животные, или хищники. Существуют, наконец, и всеядные животные.
- Как называются животные, которым нужна растительная пища?
- Кто такие насекомоядные?
- На какую добычу охотятся хищные животные?
-Что едят всеядные животные?
2. Цепи питания.
Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому учёные говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.
Вот пример. В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Получается цепь питания: осина – заяц - волк
Еще пример. Лесные мыши кормятся желудями дубов. Но сами мыши – добыча сов. Цепь питания получается такая: дуб – лесная мышь – сова.
Цепи питания начинаются с растений. Это первое звено. Второе звено цепи – растительноядные животные. Третье звено - насекомоядные или хищные животные.
- Что такое цепь питания?
- Приведи свой пример цепи питания.
- Жёлудь – белка – ястреб – это цепь питания?
- Жёлудь – мышь – лиса – это цепь питания?
- Подумайте, почему цепи питания начинаются с растений?
- Что произошло бы, если бы на Земле не осталось лягушек, змей, сов, стрекоз?
3. Физкультминутка «Лес»
Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов. (Раз, два, три.)
Сколько здесь у нас игрушек,
Столько сделаем прыжков. (Раз, два, три.)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лесу обхитрим,
На носочках убежим. (Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели.
4. Кто как приспособлен.
Тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы – всё это помогает лисе охотиться. А вот сова. Огромные глаза её прекрасно видят ночью и днём, мягкое оперение делает бесшумным полёт, острые когти и сильный изогнутый клюв помогают удерживать и поедать добычу.
Что и говорить, хищники хорошо приспособлены к тому, чтобы добывать себе еду. Но и те животные, которых они охотятся, по-своему приспособлены к тому, чтобы защищаться. У зайца быстрые ноги – трудно догнать его. Спасает зайца и цвет шубки: летом она серая, зимой белая. У ежа замечательная защита – иголки. Ящерица, если враг схватит её за хвост, оставляет его хищнику, а сама убегает. Потом у ящерицы вырастает новый хвост.
Интересно защищаются и насекомые от своих врагов – ящериц, насекомоядных птиц, хищных насекомых. Кузнечика спасает зелёный цвет – в траве кузнечик становится невидимкой. А божья коровка, наоборот, привлекает к себе внимание яркой окраской. Почему? Кровь у божьей коровки едкая. Коровки яркой окраской как бы предупреждают врагов: «Мы несъедобные! Не прикасайтесь!»
- Как хищные животные приспособлены к добыванию пищи?
- Какие приспособления для защиты от врагов имеются у разных животных?
5. Доброе слово о хищниках.
Ещё совсем недавно люди безжалостно уничтожали хищных животных, думая, что от этого станет больше зайцев, кабанов…
Как же много хищных зверей и птиц было убито. Но вот люди заметили, что там, где хищников не осталось, растительноядных животных – зайцев, кабанов, оленей, тетеревов – сначала становится больше, а потом всё меньше и меньше. Почему?
Оказалось, что хищники ловят в основном больных животных, а здоровых и сильных им трудно догнать и одолеть. Там, где были уничтожены хищники, среди животных распространялись болезни и много животных погибало. Хищники оказались санитарами природы.
Известно также, что лисы и совы питаются грызунами, которые поедают на полях зерно. Одна сова за лето спасает тонну зерна!
Хищные звери и птицы взяты под охрану. Люди должны охранять и хищных насекомых, например, стрекоз, божьих коровок. Стрекозы поедают множество комаров и мух, а божья коровка – тлей. А ещё хищников охраняют потому, что они очень красивы. Беречь их – значит беречь красоту природы.
6. Итог.
Животные бывают растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные. Животные связаны между собой и с растениями в цепи питания.
Подводя итог занятия, я хотела бы прочитать вам добрые стихи Бориса Заходера «Про всех на свете».
Все-все,
Все на свете,
На свете нужны!
И Мошки
Не меньше нужны,
Чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудовищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд!
Плохие дела
У Кошки без Мышки,
У мышки без Кошки
Не лучше делишки!
И, если мы с кем-то
Не очень дружны –
Мы всё-таки очень
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-все
Все на свете,
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!