Кириллова Тамара
Конспект ОД по познавательному развитию «Что такое погода?» в подготовительной группе детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков
Конспект ОД
по познавательному развитию
«Что такое погода?»
в подготовительной группе детей с ЗПР
Разработчик:
воспитатель: Кириллова Т. Н.
2018 г
Цель:
1. Дать детям знания, что такое погода.
2. Систематизировать знания детей о явлениях погоды.
Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию „Что такое погода?“ в подготовительной группе детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
3. Научить пользоваться термометром, соблюдая при этом правила пользования термометром.
4. Дать понятие о метеорологии.
5. Познакомить с народными приметами, которые помогают предсказывать погоду.
Оборудование: презентация.
Словарная работа: температура, термометр, метеорология, метеорологическая станция.
Ход занятия.
1. Вступительное слово воспитателя.
Утром, собираясь в детский сад, вы спрашиваете маму и папу:
- Какая сегодня погода?
- Сегодня тепло отвечают вам,- ярко светит солнышко, дождя и ветра нет.
А бывает и по-другому.
- Сегодня холодно, говорят папа и мама, - небо закрыто серыми облаками, идёт дождь и дует сильный ветер…
Иногда родители говорят просто:
- Сегодня хорошая погода.
Или:
- Сегодня плохая погода.
- Скажите, зачем вам нужно знать, какая сегодня погода?
Вот сегодня мы и будем говорить на занятии о погоде : что такое погода, от чего зависит хорошая или плохая погода, что такое температура воздуха, чем её можно измерить.
2. Игра «Выбери слова, которыми можно охарактеризовать погоду».
Я называю вам слова. Вы, услышав слово, которым можно охарактеризовать погоду, поднимаете вверх сигнальную карточку. Будьте внимательны.
Большая, маленькая, холодная, тёплая, жаркая, широкая, узкая, сухая, дождливая, сырая, короткая, длинная, солнечная, облачная, квадратная, круглая, спокойная, ветреная.
3. Рассказ воспитателя «Что такое температура и термометр?»
Когда мы говорим «тепло», «холодно», «потеплело», «похолодало», мы имеем в виду температуру и её изменения.
Для растений, животных, человека особенно важна температура воздуха. Растениям для роста требуется тепло. Животные тоже нуждаются в тепле. Люди при разной температуре воздуха по-разному одеваются, зимой отапливают помещения. Для растений, животных, человека опасны и сильная жара и сильный мороз.
Для измерения температуры воздуха служит прибор – термометр.
Давайте рассмотрим термометр.
Главные части термометра – стеклянная трубка, наполненная жидкостью, и шкала (пластинка с делениями). Каждое деление на шкале обозначает один градус.
Возле больших делений стоят цифры, которые показывают число градусов. В середине шкалы вы видите нуль. Это граница между градусами тепла и градусами мороза. Коней столбика жидкости в трубке термометра указывает на число градусов.
Чтобы понять, как работает термометр, проделаем опыты.
Опыт №1. Опустим термометр в стакан с тёплой водой. Что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра?
Опыт №2. Перенесём термометр в стакан с холодной водой. Что теперь происходит со столбиком жидкости в трубке?
Отсчёт градусов тепла ведут от нуля вверх. Отсчёт градусов мороза – от нуля вниз. При определении температуры ваши глаза должны быть на том уровне, где кончается столбик жидкости в трубке термометра.
4. Беседа «Основные явления погоды».
- Подумайте, только ли температура воздуха, которая показывает – холодно, тепло, жарко - называется погодой? (Ответы детей).
- Вспомните, наблюдая за погодой на прогулке, что ещё мы обязательно отмечаем? (Ответы детей).
Действительно, мы обязательно определяем, какой ветер – сильный, порывистый, слабый. Всегда отмечаем наличие осадков – дождя, снега, если они в этот день идут. И никогда не забываем сказать – ясно, облачно или пасмурно сегодня.
- Давайте уточним, что значит сегодня - ясно? (Ответы детей – небо чистое, солнечное).
- Объясните, что значит сегодня – облачно? (Ответы детей – небо частично закрыто облаками).
-Что значит сегодня – пасмурно? (Ответы детей – небо закрыто облаками).
Напомню, что понятия - ясно, облачно, пасмурно - это показатели облачности.
Давайте подведём итог нашей беседы.
- Что же является основными явлениями погоды? (Ответы детей - изменение температуры воздуха, облачность, дождь, снег, ветер).
Так как мы знаем основные явления погоды, то можем сказать, что погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.
5. Физкультминутка «Ветер дует с высоты»
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево - вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны.)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки.)
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте.)
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора. (Дети садятся.)
6. Дидактическая игра «Представь себя дождём»
Дети делятся на пары. Один ребёнок из пары закрывает глаза и вытягивает вперёд руки ладошками вверх. Другой ребёнок, стуча пальчиками по ладошкам своего друга, должен изобразить тот или иной дождь: мелкий грибной, тёплый, ласковый, осенний, летний, ливень и т. д. Первый ребёнок должен угадать, какой идёт дождь. Время от времени дети в парах меняются ролями.
7. Как предсказывают погоду?
Погода очень переменчива. Она различна не только в разные сезоны года, но может меняться в течение на одного дня и даже часа. Учёные ведут постоянные наблюдения за погодой. Они составляют прогнозы – то есть предсказания погоды на завтра, на несколько дней или недель вперёд.
- Как вы думаете, для чего это нужно?
Наука о погоде называется метеорология. Во многих местах на земле есть метеорологические станции (метеостанции, где ведутся наблюдения за погодой. В космосе работают метеорологические спутники. В море устанавливают специальные метеобуи, на которых находятся приборы для наблюдения за погодой. Есть даже специальные метеорологические самолёты и корабли, оснащённые необходимым оборудованием. Все собранные сведения учёные обрабатывают с помощью компьютеров и составляют прогнозы погоды.
8. Народные приметы – предсказатели погоды.
Народные приметы тоже иногда предсказывают погоду.
Ласточки низко летают – к дождю.
Если солнце садится в облака – жди дождя.
Ясная луна зимой – к морозу.
Если днём соцветия одуванчиков закрылись – будет дождь.
Зимой вороны и галки садятся на верхушки деревьев – к морозу, на нижние ветви – к ветру, на снег – к оттепели.
9. Итог.
- Назовите основные явления погоды.
- Скажите, туман, метель – это явления погоды?
- Есть ли и другие явления погоды?
- Расскажите, что вы о них знаете?
- Как называется наука о погоде?
- Где ведутся наблюдения за погодой?
- Назовите народные приметы, предсказывающие погоду.