Елена Ребякина
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Ознакомление с окружающим миром» по теме: «Волшебница вода»
Цель: учить детей проводить опыты.
Задачи: - закреплять знания детей о свойствах воды (нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса,
-познакомить детей с самым простым способом очистки воды,
-развивать у детей умение использовать знания и способы исследовательской деятельности для изучения новых свойств воды,
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
-развивать у детей способность самостоятельно размышлять и логически рассуждать.
Материалы и оборудование: иллюстрации природных явлений, стеклянные баночки; вата для фильтрования, воронка; вода, соль, сахар, мука, деревянные палочки, мерные стаканы с водой, подносы.
Словарная работа: фонтан, фильтр, лаборатория.
Предварительная работа: знакомство с лабораторией, со свойствами воды, заучивание стихотворения Н. Рыжовой «Волшебница вода», отгадывание загадок, беседа «Мы в лаборатории».
Методические приемы: словесный: вопросы воспитателя, ответы детей,
наглядный: использование иллюстраций, картинок.
Содержание организованной деятельности детей
1. Вводная часть.
Воспитатель: Сегодня ребята, мы вспоминаем все, что знаем о воде. Устроим праздник «Волшебницы воды»! Для этого отправимся в необычное путешествие на волшебную полянку. Раз путешествие необычное, то транспорт должен быть необычным. Я предлагаю Вам отправиться на ковре – самолете, который перенесет нас на волшебную поляну. Закройте все глаза и полетели (Дети закрывают глаза).Мы летим над полями и лугами…Вот и лес! Медленно опускаемся на поляну. Открываем глаза. Здесь нас ждут интересные загадки, которые помогут попасть нам в лабораторию. Попробуйте их отгадать. Слушайте первую загадку. Будьте внимательны!
Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
(Дождь)
Вы ответили правильно. А вот вторая загадка.
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем.
(Роса)
Верно! Теперь следующая загадка. Будьте внимательны!
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко-
Видно стало далеко.
(Туман)
А что объединяет между собой эти три природных явления? Правильно –капельки воды. Давайте вспомним стихотворение Рыжовой Н. «Волшебница вода» с помощью мнемосхемы:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте,
В лужайке, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам ни умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
2. Основная часть.
Воспитатель: Молодцы! Дети, обратите внимание на стол, как Вы думаете, что это может быть?
Дети: Фонтан.
Воспитатель: А что льется в фонтане?
(ответы детей)
Верно, вода. Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем?
(ответы детей)
Верно. Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.
А теперь я хочу Вас пригласить в нашу лабораторию. Что делают в лаборатории? (ответы). Правильно. Проводят опыты. Представьте себе, что Вы юные ученые. Наденьте фартуки! Вспомните, как нужно работать в лаборатории (повторяют правила: нужно быть аккуратным, внимательным и работать осторожно). Дети, садитесь все на стульчики. Все готовы к работе? Тогда скажите, какие свойства воды мы уже знаем?
Дети: Вода не имеет собственной формы, прозрачная, без запаха и вкуса.
Воспитатель: Какие Вы молодцы! Сегодня мы с Вами еще одну тайну воды. У нас на столе подносы с баночками, в которых находятся разные вещества. Будьте внимательны: в баночке с розовой полосой находится сахар, в баночке с желтой полосой –соль, а в баночке с зеленой полосой-мука. Запомнили, в какой посуде что находится?
(Воспитатель напоминает о том, что нужно соблюдать правила безопасности. Например, нельзя пробовать вещества на вкус (можно отравиться, нюхать их нужно осторожно).
Воспитатель: Обратите внимание, у Вас на столе находятся мерные стаканы с водой. Попробуем растворить вещества в воде. В баночку с солью налейте воду и хорошо размешайте палочкой. (Самостоятельная работа детей).
Дети: Соль растворилась в воде.
Воспитатель: Теперь налейте воду в баночку с сахаром и размешайте. Что случилось с сахаром? (Самостоятельная работа детей).
Дети: Он растворился в воде.
Воспитатель: А теперь налейте воду в баночку с мукой и размешайте. Что произошло с мукой?
Дети: Мука тоже растворилась в воде.
Воспитатель: Значит соль, сахар в воде растворяются. Но при этом какая вода в баночке?
Дети: Вода в баночке прозрачная.
Воспитатель: Верно! Мука тоже растворилась в воде. Какая вода при этом в баночке?
Дети: Вода в баночке мутная.
(Во время работы дети пользуются салфетками, чтобы вытереть нечаянно пролитые лужицы воды)
Воспитатель: Да, вода мутная, но ее можно очистить с помощью ваты, которая лежит на подносах. Это самый простой способ очистки воды. Давайте проведем опыт (показ, как положить кусочек ваты в воронку, затем вставить воронку в чистую банку).
Воспитатель: У всех все получилось правильно. Какие Вы молодцы! Понаблюдаем, как работают наши фильтры. Осторожно, понемногу будем лить мутную воду в баночку с фильтром. (Самостоятельная работа детей).
Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала прозрачной, чистой.
Воспитатель: Куда делась мука?
Дети: Вся мука осталась на вате.
Воспитатель: Дети, как же мы ее очистили?
Дети: С помощью фильтра.
Воспитатель: Что помогло нам очистить воду?
Дети: Фильтр.
Воспитатель: Мы провели опыты. О каком свойстве воды Вы сегодня узнали? Какую тайну воды открыли?
Дети: Вода растворяет соль, сахар, муку.
Воспитатель: Воду можно очистить по-разному. Мы узнали самый простой способ очистки воды. Но с чистой водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая течет из крана в наши квартиры тоже очищенная. Сначала воду берут из реки, затем она попадает на специальные станции, где с помощью фильтров, похожих на наши, воду очищают от песка и грязи. И только после этого вода попадает в кран квартир. Человек не может жить без воды.
Итог:
Воспитатель: Вода – самое удивительное вещество на планете. Вспомним еще раз чудесные свойства воды.
Дети: Вода – жидкость. Она не имеет собственной формы, прозрачная, без запаха и без вкуса. Может растворять вещества. Ее можно очистить с помощью фильтра.
Воспитатель: Вода-добрый друг человека. Я предлагаю Вам поиграть в игру «Вода-это хорошо…Вода-это плохо…» (ответы детей). Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и не загрязнять.