Ирина Новикова
Конспект НОД по творческому развитию детей старшей группы в процессе экспериментирования «Волшебница-соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по творческому развитию детей старшей группы в процессе экспериментирования.
«Волшебница - соль»
Подготовил: воспитатель МБДОУ
«Детский сад №1 «Алёнушка»
Новикова Ирина Сергеевна
Цель: расширять представление детей о соли и ее свойствах через познавательно — исследовательскую деятельность и художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по творческому развитию детей старшей группы в процессе экспериментирования „Волшебница-соль“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Обучающие: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для развития творческих способностей детей, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
Развивающие: Развивать умения обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.
Воспитывающие: воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли, аккуратность в работе, испытывать радость от опытов, открывая новое в знакомом; желание экспериментировать, творить.
Предварительная работа:
• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».
• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли».
• Наблюдение «Как мама использует соль?».
Вид деятельности: познавательно - исследовательский, творческий.
Форма работы: опытно - экспериментальная деятельность с элементами творческой деятельности.
Возраст детей: старшая группа (5-6 лет)
Методы и приёмы:
1. Практический: опыты с солью, декорирование баночек цветной солью.
2. Наглядный: презентация, наблюдение.
3. Словесный: беседы, рассказ воспитателя, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы.
Интеграции образовательных областей:
«познавательное развитие»; интеграция с образовательными областями: «художественно-эстетическое развитие»; социально-коммуникативное развитие; «речевое развитие»; «физическое развитие».
Словарная работа: лаборатория, кристаллы, растворилась, солёная, рассыпчатая.
Оборудование: ноутбук, экран.
Демонстрационный материал: презентация, образец поделки с цветной солью.
Раздаточный материал: клеёнчатые фартуки для каждого ребенка, ёмкости с солью, одноразовые тарелки, одноразовые стаканы с водой, соль, жидкая гуашь, ложки, увеличительные стёкла, воронки, пластмассовые пипетки, влажные салфетки, цветная соль, ёмкости для поделки.
Ход занятия:
Воспитатель: - Здравствуйте, дорогие ребята, меня зовут Ирина Сергеевна. Посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
(дети здороваются). Ребята у меня сегодня хорошее настроение и я хочу с вами им поделиться.
(Дети становятся в круг)
Становитесь дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Крепче за руки держитесь
И друг другу улыбнитесь
- А теперь, ребята, передайте своё хорошее настроение гостям и улыбнитесь им. Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. А чтобы попасть в гости к сказочной Фее нужно разгадать загадку:
Загадка:
Отдельно – я не так вкусна
Зато бела и солона
И в пище - каждому нужна. (соль)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, мы с вами очутились в сказочной стране, где живёт не простая фея, а Фея Соли. Посмотрите, какой у неё прекрасный замок (слайд 2)
- А вот и сама хозяйка этого замка, но что- то Фея Соли грустная, что же могло случиться? (слайд 3)
(На экране мультимедиа Фея рассказывает, о том, что во Вселенной была страна Соли с зелеными лесами, красивыми цветами, голубыми озерами и солнечными городами. Жители этой страны были очень счастливы, потому что им никто ничего не запрещал. Они могли, есть конфеты, кататься на каруселях, бегать по лужам, разговаривать с необычными животными, птицами и цветами, дружить с гномами, петь и танцевать. Но однажды злой волшебник уничтожил все в стране Соли. И страна стала белой и безжизненной.)
Воспитатель: - Ребята, готовы ли вы помочь фее вернуть красоту в ее страну? Тогда давайте произнесем волшебные слова:
«ХЛОП-ХЛОП, ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ,
И В ВОЛШЕБНОЙ ЛОБОРАТОРИИ ОЧУТИСЬ!»
(Воспитатель и дети подходят к столам, на которых стоят тарелочки с солью)
Воспитатель: - Ребята, мы с вами очутились в лаборатории, но не в простой, а в волшебной и первое задание у нас будет, узнать, что же такое соль. Прежде чем приступить к работе в лаборатории я вам расскажу о правилах безопасности.
При работе с солью надо соблюдать :
1. Не трогать руками глаза
2. Соблюдать тишину
3. Не толкать соседа во время работы
4. Сначала посмотри, а потом повтори
5. Выполнил и положи на место
Воспитатель: - Теперь мы разомнём свои пальчики, что бы они нас слушались и правильно выполняли задания.
Пальчиковая гимнастика
Крепко пальчики мы сжали.
Очень холодно зимой, мерзнут руки ой, ой, ой.
Надо руки нам погреть, посильнее разогреть!
Будем снова их сжимать, ну а после разжимать.
Воспитатель: - Ну, а теперь приступим к работе. Я думаю, раз мы находимся в волшебной лаборатории, значит и соль не простая. Она может чувствовать прикосновения. Давайте все вместе ее потрогаем. Положите ладошку на соль и погладьте её. Какая соль? (сухая, шершавая, рассыпчатая).
Воспитатель: - Теперь определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её. (у соли нет запаха). Как вы думаете, какая она на вкус? (соленая). А теперь рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки). Возьмите стаканчик с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет). А как вы думаете, какой стал вкус у воды? (солёная).
Воспитатель: - Ребята, что бы помочь Фее нам надо сделать страну Соли яркой и красочной. А для этого нам понадобиться разноцветная соль, только где мы её возьмём, у нас её нет, но мы же с вами в волшебной лаборатории и можем сделать её сами. Перед вами тарелочки с солью и жидкая гуашь. Давайте капнем краску на соль с одного края тарелочки и понаблюдаем, что с ней станет.
Дети наблюдают, как кристаллы соли окрашивают друг друга, делают выводы, делятся впечатлениями.
Воспитатель: Я вас поздравляю, мы справились с заданием Феи, и страна Соли снова стала яркой и красочной. Вы знаете из такой красивой соли можно сделать множество красивых поделок. Для этого соль окрашивают в различные цвета с помощью гуаши, как сделали это мы. Затем её нужно просушить, растолочь и засыпать в красивые ёмкости. (Воспитатель показывает поделку). Но у нас на это совсем нет времени и Фея Соли решила нас отблагодарить, и подарила нам уже готовую окрашенную соль, из которой мы сейчас и сделаем красивую поделку. Прежде чем, приступим к работе, мы немножечко с вами отдохнём.
Физкультминутка
Быстро встаньте – улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну – ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь
Сели – встали, сели – встали
И на месте побежали
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора.
Воспитатель: - Теперь ребята перейдем к самому интересному. Созданию рисунков из соли. Для этого мы возьмем воронки, вставим в ёмкость и с помощью ложек и будем поочередно засыпать окрашенную соль.
(Дети засыпают соль в ёмкости).
Воспитатель: -Ребята, мы сегодня с вами молодцы! Выполнили просьбу Феи Соли и освободили ее страну от злого волшебника. Страна Соли снова стала счастливой! Ну, а нам пришла пора прощаться и возвращаться обратно в детский сад. В память о нашем путешествии у нас останутся наши красочные сувениры. Давайте произнесём волшебные слова:
«ХЛОП-ХЛОП, ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ,
И В ДЕТСКОМ САДУ ОЧУТИСЬ!»
Итог:
Вот мы и вернулись обратно в детский сад.
- С каким настроением мы вернулись?
-Где мы сегодня с вами побывали?
-Что нового узнали о соли?
А теперь давайте попрощаемся с гостями.