Любовцева Ирина
Конспект ООД по экологии «Волшебница — вода» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Познавательное развитие» интеграция: «социально-коммуникативное», «речевое», «физическое», «художественно-эстетическое».
Цель: расширение и уточнение представлений детей о природном явлении — вода
Задачи:
Обучающие:
-Дать представление детям о природном явлении - круговорот воды в природе.
-Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, состоянии и местонахождении воды в природе.
-Дать понятие детям о том, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное
Публикация «Конспект ООД по экологии „Волшебница — вода“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
редставление о процессе фильтрации.
- Закреплять знания детей о технике безопасности при проведении опытов; правилах пользования водой.
Развивающие:
-Развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного
материала, создания проблемных ситуаций.
- Развивать умение обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные зависимости в процессе экспериментальной деятельности.
-Развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами.
-Развивать воображение и логическое мышление, умение входить в образ состояния воды (лед, пар).
-Развивать речь детей, расширять словарный запас, формировать умение правильно строить предложения, развернуто отвечать на поставленный вопрос.
Воспитывающие:
-Воспитывать бережное отношение к природе.
Оздоровительная:
-Создание психологического комфорта, положительного эмоционального фона. Снижение утомляемости; укрепление глазных мышц; развитие правильного дыхания.
Словарь: круговорот воды в природе, текучесть, парообразное, хлорировать
Предварительная работа: Беседа «Вода вокруг нас», проведение отдельных опытов по исследованию свойств воды, рассматривание фото альбома «Кругом вода», работа с панно «Вода в природных явлениях», игра-превращение «Росинка»
Используемые технологии: игровая, поисково-исследовательская, ИКТ, проблемного обучения, здоровьесберегающие.
Материал и оборудование: коробка с загадкой, глобус, капелька для игры «Где живёт вода», панно «Путешествие капельки»; для опытов: таз с водой, термос с горячей водой, зеркало, оргстекло для детей, ложечки и тарелочки пластмассовые, стаканчики с чистой и грязной водой, картинка «Злючка-Грязючка», схемы «Правильного пользования водой»; слайды, музыкально-танцевальная песенка «Капелька прыг-прыг», развивающий мультфильм «Круговорот воды в природе, путешествие Капельки»
Ход:.
В группе дети замечают коробку, на ней загадка.
Воспитатель: Хотите узнать, что в ней, разгадайте загадку.
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Дети: Глобус
Воспитатель: Что такое глобус? (Это модель Земного шара)
Воспитатель: Какого цвета вы видите больше на нём? (Больше всего на глобусе голубого цвета)
Воспитатель: Ребята, кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом. (Это реки, озера, пруды, водоемы, океаны, моря, ручьи, родники).
Воспитатель: «Кто знает, что на глобусе обозначено белым цветом?» (Это льды и снега)
Воспитатель: Как все это можно назвать одним словом? (Это вода) Появляется капелька
Воспитатель: Поиграем с ней в игру
Игра «Где живет вода?» (воспитатель передаёт капельку, а дети должны сказать, где встречается вода в природе? (дождь, туман, роса, иней, облака, пар, град, снег)
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Вот и наша капелька воды тоже путешествует? Я вам сейчас расскажу сказку про капельку, и какое путешествие она совершает в природе.
Рассказ воспитателя с использованием панно «Путешествие капельки»
Воспитатель: Одна веселая капелька жила с подружками в речке. Но вот однажды выглянуло солнышко и стало своими лучами нагревать воду. От такой жары капелька воды с подружками стали превращаться в пар и подниматься все выше и выше. Капелек собралось много, и они протянули друг к другу руки, превращаясь в легкое облачко. Вдруг прилетел ветер — озорник и подул на облачко. Оно соединилось с другими облачками, и превратились они в большую тучу. Эта туча закрыло солнышко, стало прохладно и капли пара стали остывать. И когда они остыли, снова превратились в капельки воды. Из тучки пошел сильный дождик, наша
знакомая капелька снова попала в свой дом-речку.
Вот какое путешествие совершила наша капелька. Оно называется круговорот воды. Повторите, как называется движение капелек по кругу? (ответы детей)
Упражнение для глаз. Слайд 1
Воспитатель: А сейчас проследите глазками за движением капельки.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю снова посетить нашу лабораторию и провести новые опыты с водой.
Но сначала вспомним правила поведения в лаборатории:
- быть аккуратными
- не спешить
- внимательно слушать
- не толкаться
Опыт № 1 Возьмём кусочек стекла (оргстекла, нальём ложечкой на него немного воды. Что получилось? (лужа, речка, маленькое озеро) А теперь наклоним стекло? (речка потекла).
Если слегка наклонить стекло (вода потекла медленно, а если сильно? (быстро)
Вывод: Вот так и в природе. Если речка течёт с гор, то (быстро). Если по равнине (медленно) Вода имеет свойство – текучесть.
Но вот пригрело солнышко и стало нагревать водичку. Вместо солнца у нас есть вот такой предмет. Как он называется? (термос)
Представьте, что в нём вода нагрелась от солнца.
Опыт №2 проводит воспитатель (на столе термос с горячей водой и зеркало)
Дети находятся на 0,5 м от стола.
Я открою его и посмотрим, что происходит (при нагревании воды выходит пар, чтобы лучше было, видно поставим зеркальце. Что мы видим? (Мы видим, что паринки, когда их становится много собираются на прохладном зеркальце охлаждаются и опять превращаются в воду).
Вывод: пар-это тоже вода. Такое состояние воды называется парообразным.
Игра (физминутка + дыхательная гимнастика) «Лед-пар-вода»
Воспитатель: давайте поиграем, я буду рассказывать о состоянии воды, а вы должны назвать его и показать.
-Лед растает, и тогда будет из него. (вода)- дети «плавают»
-Если сильный-сильный жар, из водички будет. (пар) - дети изображают
пар движением рук, поднимают руки вверх делают вдох носом и вращают кистями, а на выдохе произносят (ф-ф-ф)
- Если пар вдруг охладится, превратится пар в ….(водицу)- дети «плавают»
- Если холод вдруг придет из водицы будет. (лед) -дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются
- А сейчас расслабили ручки и потрясли.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас стакан с водой. В нём поселилась Злючка – Грязючка. Подумайте, почему у нее такое имя? (потому что она грязная, в ней веточки, водоросли, камушки) Как она к нам попала? (из речки, водохранилища)
Воспитатель: Можно пить воду из реки, стирать ей? (Нет нельзя, потому что можно заболеть) А откуда мы берём воду? (из крана)
Воспитатель: Для того чтобы вода стала пригодной для питья и для общего использования, – из нее должны быть удалены микробы, а также вещества, придающие воде неприятный вкус или внешний вид.
Воду забирают из озер, рек или водохранилищ с помощью насосов, и по огромным трубам она поступает на водоочистные сооружения. Здесь воду очищают - фильтруют, чтобы удалить мусор, ветки, рыб. После этого убивают в ней микробы - хлорируют. И только после этого она по трубам идёт в детский сад, дома. Слайд 2
Воспитатель: А какой она становится после применения, после стирки, мытья рук, мытья посуды? (грязной) Куда же она девается? (опять в очистные сооружения и только потом опять в реку)
Воспитатель: Почему нельзя спускать грязную воду в реку? Кому она может принести вред? (она может навредить жителям водоёма)
Опыт №3 Что мы можем сделать с этой водой? (очистить)
Воспитатель: Давайте проведем Злючку - Грязючку через «лечебницу» - через фильтр,
и когда, она очистится и подобреет отпустим ее в реку. Согласны?
Для этого я возьмём сито и марлю, сложенную в несколько раз и пропустим через нее грязную воду. (мальчик помогает девочке) Что у нас получается? (Вода становится чистой) А что стало с марлей? (Грязная стала)
Вывод: Вот почти также работают очистные сооружения и фильтры. Они очищают воду и она становится чистой.
Воспитатель: Посмотрите на глобус, сколько воды на земле? (много). Сейчас в мире воды столько, сколько было всегда. Но сегодня на планете живёт людей во много раз больше и значит, воды используется (больше).
Как нам сохранить её, ведь пользуемся мы чистой, а выливаем в раковину? (грязную)
Правила пользования водой (схемы)
-закрывать кран с водой
-набирать столько воды, сколько необходимо
-не пускать воду сильной струёй
-не засорять природные водоёмы
Рефлексия.
Воспитатель: А сейчас ребята давайте отдохнем и поиграем.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
(под танцевальную песенку «Капельки прыг-прыг»)
Я ваша мама Тучка, а вы мои детки - капельки. Вам пора отправиться в путь. (Попрыгали, покружились, побегали легко). Скучно стало поодиночке бегать, собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками ( побежали по двое: мальчик приглашает девочку). Встретились ручейки и стали извилистой рекой (все друг за другом змейкой). Плавали капельки в большой реке, путешествовали и вдруг попали в огромный океан (перестраиваются в хоровод, движутся по кругу). Плавали – плавали а, потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх, испарились под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.
Воспитатель: Но прежде чем превратить Вас в ребят, давайте вспомним, как называется движение воды в природе? (круговорот воды в природе)
- А превращение воды в пар? (парообразное состояние)
-С каким новым свойством познакомились? (ответы детей)
-Как мы помогли воде?
Капелька дарит развивающий мультфильм «Круговорот воды в природе, путешествие Капельки»