Ольга Александрова
Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну звуков и букв»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: совершенствование звукового анализа слова, составление предложений из заданных слов.
Задачи:
Образовательная задача:
Упражнять детей в составлении звукового анализа слова (последовательность звуков в слове, характеристика согласных звуков; выделение ударного звука в слове, в слоговом анализе слова и составлении предложений с заданными словами;
Развивающая задача: Развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух;
Воспитательная задача: Воспитывать интерес к русскому языку.
Публикация «Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе „Путешествие в страну звуков и букв“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Словарная работа: «звук», «слог», «ударение», «предложение», «схема звукового анализаслова».
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Материал и оборудование: рабочие тетради, простые и цветные карандаши, фишки синие, зеленые, красные; предметные картины (по выбору воспитателя 2-х и 3-х слоговые слова, карточки с наклеенными синими и зелеными шарами, слоги с мягкими и твердыми согласными; конверт с письмом и чистый конверт, прищепки.
Предшествующая работа:
1. Изучение методической литературы:
«Детство: комплексная образовательная программа дошкольного образования»/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева (и др.).-СПб. ; ООО «Издательство «Детство – Пресс»,2016.-352с.
Драгунова О. В. «Программа воспитания ребенка – дошкольника».-Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1995.-232с.
Ельцова О. М. «Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте».- СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.- 320с.
Журова Л. Е., Варенцова Н. С., Дурова Н. В., Невская Л. Н. «Обучение дошкольников грамоте».- М. : Школьная Пресса, 2002.- 144с.
2. Изготовление карточек: звуковой анализ слова, предметные картинки;
3. Работа в тетради: составление схемы звукового состава слова;
4. Изготовление дидактических игр: «Отгадай загадки», «Назови слово», «Не ошибись» (на мягкие и твердые согласные); «Звуковой анализ слова».
Методы и методические приемы:
Вводная часть:
1. Сюрпризный момент: на столе лежит письмо.
2. Игровая мотивация: путешествие в страну звуков и букв.
Основная часть:
1. Дидактическая игра «Отгадай загадку»;
2. Практическое упражнение «Составление схемы звукового анализа слова»;
3. Фонетический анализ слов;
4. Физкультпауза «Листопад»;
5. Подвижная игра «Живые слова»;
6. Дидактическая игра «Подбери по цвету»
Заключительная часть:
1. Обобщение, итог.
Ход НОД:
Вводная часть: Организационный момент – в группе висят плакаты с буквами, картинки предметные на разные буквы, на столах кубики- буквы, в центре книг – книги «Букварь», «Азбука» (несколько видов). Для детей – столы и стулья полукругом с раздаточным материалом: предметные картинки, карандаши, тетради, фишки трех цветов, схемы слов. (слышен стук в дверь)
-Ребята, слышите, кто-то стучит. Может посмотрим? (открываем дверь, на дверной ручке – конверт). Что это? (ответы детей). Да, похоже это письмо. Но от кого же оно? На конверте адрес. Почитаем? (читаю адрес). Так значит это письмо точно к нам. Но от кого оно может быть? (предположения детей). Не будем гадать. Если письмо адресовано нам, значит, мы имеем полное право его открыть и почитать (открываю и читаю).
«Дорогие ребята! Я приглашаю вас всех в страну звуков и букв. Надеюсь, вам очень понравится». И больше ничего. И от кого не написано, и для чего не написано. А вы, ребята, как думаете, для чего нас приглашают в такую интересную страну? (предположения детей). Я знаю много стран, например, Россия, Америка, Италия, вы слышали про них? Да, слышали. А вот то, что есть страна звуков и букв, слышу первый раз. Но если нас пригласили, то отказываться неудобно. Как вы, готовы отправиться в неизвестную страну? Тогда, поехали!
- «Вокруг себя обернись, в стране букв окажись!» (дети кружатся вокруг себя с закрытыми глазами. Останавливаются и открывают глаза).
Основная часть: Вот мы и оказались в стране звуков и букв. Чтобы дальше двигаться по ней, нам нужно ответить на один очень простой вопрос: что такое буква и что такое звук (Ответы детей. Воспитатель напоминает о том, что дети должны отвечать предложением, а не одним словом). Правильно, звуки мы слышим, а буквы – видим, а еще мы их можем читать, писать. Звуков в природе, вокруг нас очень много, например: едет машина, шелестит листва, гудит пароход, кричит гусь, летит птица (дети подсказывают, перечисляют вместе с воспитателем). А вот слова – это совсем другое. В каждом слове – свое сочетание букв. Например: дом (произносится протяжно). Какие звуки слышны в этом слове? (ответы детей). Правильно: звук (д, звук (О, звук (М). Сколько всего звуков? Верно, в слове «дом» три звука (д, (о, (м). Звуки мы вспомнили, что такое буквы – тоже. Я сейчас хочу с вами поиграть в другую игру, называется «Отгадай загадку». Слышали про нее? Хорошо. Я загадываю, ну а вы – отгадываете. Внимание, первая загадка.
1. «Хитрая плутовка, рыжая головка,
Пушистый хвост – краса. Кто это?» (лиса).
-Все верно, ответ принимается. Это лиса. Лиса – это. (слово). Правильно, это слово, которое обозначает дикое животное. Верно? А из чего состоит слово «лиса»? Конечно же из звуков. Сколько в слове «лиса» звуков? (слово произношу медленно, протяжно). Правильно, в слове четыре звука. Это: звук (ль, (и, (с, (а). Какой звук в слове первый? Второй? Третий? Четвертый? (повторы индивидуальные и хоровые). Все звуки мы назвали. Но подумайте, какими бывают еще звуки? (если затрудняются, подсказываю). Они бывают гласные и. согласные. Гласные бывают: удраные и безударные, а согласные - мягкие и твердые, например: лллиса, лллампа; звонкие и глухие: зззима, ссснег; (зз, (сс). В слове «лиса» назовите гласные звуки? (и,а). Верно. А теперь пора вспомнить правило. У нас ведь слова делятся не только на звуки, но еще (ответы детей. Если дети не смогли ответить, произношу слово «лиса» по слогам). Что это (ли, (са? Молодцы. Конечно, это слоги. Как делится слово на слог? Кто помнит? Правильно, сколько в слове гласных, столько и слогов. Например: в слове «лиса» два слога – (ли, (са, так как в слове два гласных звука (и, (а, слово обязательно делится на два слога. Если в слове три гласных звука? Правильно, слово делится на три слога. А еще в слове есть ударение. Вспомните, для чего оно нужно? Чтобы правильно произносить слова и ударение ставится только на гласный звук. В слове «лиса» ударение ставится на звук (а) : ли-са. А теперь берете карандаши и рисуете звуковой анализ слова. Каждый звук мы обозначаем кружочком, закрашиваем и ставим ударение. (Каким цветом какой звук – повторяем с детьми. Аналогично со словами – отгадками еще трех загадок).
2. «Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет она знать дает».(Собака)
3.«Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу». (Белочка)
4. «Кто на свете ходит в каменной рубахе?
В каменной рубахе ходят.» (Черепахи).
-А сейчас, ребята, немного отдохнем. На дворе у нас осень, поиграем в игру «Листопад».
«Желтый, красный, золотойВыполняются по
Вьется листик надо мной. тексту.
Вот листочки высоко.
Вот листочки низко.
Вот листочки далеко,
Вот листочки близко.
Спрятались листочки!
Где же листочки? Вот они!»
-Поиграли, отдохнули, дальше поехали.
-На столах у вас лежат карточки. Посмотрите, с чем? Да, там написаны слоги. Все прочитали? А у меня приготовлены шары: один шар – синий, другой – зеленый. Как вы думаете – почему? (предположения детей). А фишки у вас на столах какого цвета? (ответы детей). Конечно, зеленые – это мягкие согласные. Вспомним, с какими гласными рядом стоят мягкие согласные? Правильно, вот они (и, (е, (ё, (ю, (я). А если согласный звук стоит рядом с гласными (а, (у, (о, (ы, (э) то это – твердый согласный звук, и обозначаем мы его синим цветом, такой холодный цвет, а зеленый он и цвет мягкий. Вот и шары также. Зеленый ищет себе слоги с мягкими согласными, а синие шары – с твердыми согласными. Вы должны их у себя найти и правильно разделить, а к шарам будем их прикреплять прищепками (дети выполняют задания, воспитатель контролирует). Внимательно посмотрели, нет ли где ошибки, проверьте. Если есть, исправьте (дается время).
-Молодцы. А на столе у меня появились еще карточки. И на карточках написаны слова. Они для следующей игры. Игра называется «Живые слова». Кто желает? ( На каждое слово вызывается по одному ребенку: он повторяет ясно, четко свое слово и запоминает его. Задание: перестроиться так, чтобы получилось предложение. Дети пробуют, а остальные помогают. По необходимости помогает воспитатель. Играем 3-4 раза. Слова: Мальчик, идет, по, дорога; Желтые, листья, падает, осень;).
-Вот и вспомнили мы предложения. В предложении у каждого слова свое место. Иначе оно звучит неправильно, нескладно.
-Вот и все, путешествие в страну звуков и букв у нас закончилось. Пора возвращаться в детский сад. Готовы? «Вокруг себя повернись, в детском саду очутись».
Заключительная часть: Как быстро! Понравилось вам путешествие? (ответы детей. Итог воспитателя: кто отличился, а кому еще стоит потрудиться).