Лучший педагог года

Конспект ООД по обучению грамоте «Звук [Ж]. Буква Ж» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 2 уровня

Наталья Березина
Конспект ООД по обучению грамоте «Звук [Ж]. Буква Ж» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 2 уровня
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж.

Коррекционно-образовательные задачи:

1. закрепить умение выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;

2. упражнять в определении места звука в слове (начало, середина слова);

3. упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

4. закрепить в речи детей понятие «слог»;

5. упражнять детей в делении слов на слоги;

6. учить детей преобразовывать слова;

Публикация «Конспект ООД по обучению грамоте „Звук [Ж], Буква Ж“ для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 2 уровня» размещена в разделах

7. совершенствовать звуковой анализ;

8. совершенствовать навык чтения слогов, слов;

Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух, внимание.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятию; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника, взрослого.

Оборудование:

предметные картинки: бабочки, жуки; листы для индивидуальной работы; пособие для звукового анализа; тетради, карандаши; пособие «Слоговые домики», счетные палочки; карточки с изображением букв Ж, К, У, О, А, И.

I. Организационный момент: дети стоят в кругу.

Логопед: Дети, давайте поприветствуем, друг друга, улыбнёмся друг другу и представим, что мы все вместе оказались на лесной поляне, а вокруг нас очень много красивых цветов и насекомых. Каких вы заметили (Бабочки)

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - присела,

А четыре - улетела…

Дети выполняют движения в соответствии с текстом, затем логопед предлагает присесть на стулья. (Бабочки улетели на свои цветочки)

Логопед: Каких насекомых можно встретить на лесной поляне? (ответы детей)

Логопед: Отгадайте загадку:

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Дети: Жук. Рассматривание картинки с изображением жука.

Логопед: С какого звука начинается слово жук?

Дети: Слово жук начинается со звука [ж].

Логопед: Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ж.

Для того, чтобы правильно произносить звук, надо сделать гимнастику для язычка и самомассаж:

Руки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим мы обогреваем.

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А теперь погладим пальцами мы щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались.

Губки пожуем мы, чтобы улыбались.

Мы почистим зубки, чтобы улыбаться,

Сядем на качели, чтобы покачаться.

Давайте вместе дадим характеристику звуку [ж]. Произнесите звук [ж].

Дети: Ж-ж-ж.

Логопед: Звук [ж] можно пропеть?

Дети: Звук [ж] нельзя пропеть. Он согласный.

Логопед: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук [ж]. Что происходит с горлышком?

Дети: Горлышко вибрирует.

Логопед: Если горлышко работает, значит, звук [ж] - какой?

Дети: Звук [ж] звонкий.

Логопед: Молодцы, все правильно. А еще звук [ж] всегда твердый.

Дети самостоятельно дают полную характеристику звука [ж].

Логопед: Кому сейчас жук сядет на плечо, тот пожужжит соседу на ушко.

2. Логопед: Ребята, приготовьте свои ладошки.

Поиграем в игру «Поймай звук». Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ж], слог со звуком [ж], слово со звуком [ж].

Ж, Ш, Ш, Ж, Ш, Ж, З, Ж, Ж, С, Ж

ЖА, ША, ЗУ, ЖИ, ЗИ, ЖУ, ЗА

ЖУК, ШУБА, ЖИВОТ, ЗОНТ, ЖИРАФ, ШИПЫ, ПИРОЖОК.

Логопед: Молодцы, все были очень внимательными.

3. Логопед: А теперь следующая игра:

Будь внимательным, смотри:

Слова со звуком [ж] - назови

И место звука в слове укажи.

Дети: На этой картинке изображен желудь. В слове желудь звук [ж] находится в начале слова. ( аналогично со словами: ужи, ежевика, ножницы, жаба, жираф, ежи, лыжи, моржи, крыжовник, жилет, дождик, баклажан, художник, флажок, пирожки).

Логопед: Молодцы. Вы очень хорошо выполнили это задание.

4. Логопед: Ребята, что такое слог?

Дети: Слог – это часть слова, в которой обязательно есть гласный звук. Сколько в слове гласных звуков, столько же слогов.

Логопед: Буду я сейчас водить,

Буду слоги говорить.

Слоги нужно так поставить,

Чтобы слово получить.

Логопед: ЖИ, ЛЫ

Дети: ЛЫ – ЖИ (ЖИК, НО НИК, КРЫ, ЖОВ РАФ, ЖИ ЖОК, ЛУ ЖА, ПИ, МА ЖИК, Ё ЖОК, ФЛА ДИК, ДОЖ ЦЫ, НОЖ, НИ ЖОК, КРУ РАВЛЬ, ЖУ)

Логопед: Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Раздели слово на слоги» ( Карточка с заданием: дети по очереди выходят к доске и определяют количество слогов в словах).

Логопед: Молодцы, ребята. Встаньте в круг, отдохнем.

Физминутка:

Вот к нам жук прилетел,

Зажужжал он и запел: «ж-ж-ж».

Вот он вправо полетел –

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел –

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос нам хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился,

Жужжа, закружился:

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Хлопнем вместе:

Хлоп-хлоп-хлоп.

Чтобы улететь он смог.

Логопед: Сядет на место тот, кто назовет ласково:

Флаг – флажок (снег, берег, друг, сапог, шаг, пирог, круг, утюг, творог, луг).

Логопед: У меня для вас есть еще игра. Называется «Новое слово».

Я назову вам слово, а вы замените в слове первый звук на звук [ж].

(лук, баба, мир, мало, пакет, билет, пучок, Веня).

Логопед: Дети, мы с вами играли в игры со звуком [ж], а сейчас познакомимся с буквой Ж.

Эта буква широка

И похожа на жука.

Да при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук.

Логопед: Дети, что это: буква или звук?

Дети: Это буква.

Логопед: Правильно. А чем буква отличается от звука?

Дети: Буквы мы видим, читаем и пишем. Звуки мы произносим и слышим.

Логопед: Ребята, возьмите листочки. Я сейчас расскажу вам одну историю. Однажды жук сидел на цветке. Подул сильный ветер, оторвал лепесток и унес далеко через поле вместе с жуком. Поможем ему вернуться к цветку. Идти можно только по дорожке с буквой Ж. Берем карандаш и проводим дорожку от жука к цветку.

Логопед: Молодцы, помогли жуку вернуться на цветок.

Звук [ж] согласный и петь песенки не может. Стало ему грустно. Давайте поможем ему и познакомим с гласными звуками.

(выходят дети с табличками на шее с буквами Ж, О, У, А, И.)

Дети читают слоги.

Слушает ЖУК внимательно,

Как вы слоги читаете старательно.

Дети: ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ, АЖ, ОЖ, УЖ, ИЖ

Логопед: Хорошо, молодцы.

А сейчас посмотрите на буквы. Надо поменять их местами так, чтобы получилось слово (буквы У, Ж, К)

Дети: Жук.

Логопед: Правильно. Возьмите разноцветные символы звуков. Выкладываем схему слова ЖУК. Ребенок выкладывает схему слова на доске.

Логопед: Почему первый синий символ?

Дети: Звук [ж] твердый согласный звук, поэтому обозначаем его синим цветом.

Аналогичная работа со звуками : [у], [к].

Логопед: Отлично! Все справились с заданием.

Скороговорку повторите, на звук [ж] сильней нажмите :

«Жутко жуку жить на суку». (Дети проговаривают скороговорку несколько раз, четко выделяя звук[ж])

Логопед: Давайте напишем букву Ж в воздухе, затем выложим из счётных палочек. Откройте тетради и напишите букву Ж в тетрадях.

(дети выполняют задание в тетрадях)

Итог:

Логопед: Дети, пора возвращаться в детский сад. Где мы с вами сегодня побывали? Кого повстречали? Что нового узнали? (ответы детей)

Вспоминаем характеристику звука [ж]. Какой звук [ж]?

Дети: Звук [ж] – согласный, глухой и всегда твердый.

Логопед: Правильно, отлично!

Звук и букву Ж мы изучили и жука не огорчили!

Воспитатель дарит детям игру «Разрезные картинки со звуком [ж]»

Цель которой: собрать картинку, назвать слово, чётко произносить звук[ж], определить его место нахождения в слове.

Литература:

С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц «Учим ребенка говорить и читать» М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 184 с.

Е. А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – М., 1999. – 216 с.

Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке» - М. : Баласс, 2002. – 128 с.

Г. А. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно» СПб. : Издательский Дом «Нева», 2004. – 304 с.

Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова «Обучение грамоте детей с нарушениями речи» М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [л]-[л’], буква Л» Цель: закрепить знания детей о букве Л и звуке Л и ЛЬ. Задачи: развивать умение определять место звука Л в словах, запоминать и воспроизводить.

Конспект ОД по обучению грамоте «Гласный звук Я, буква Я»Конспект ОД по обучению грамоте «Гласный звук Я, буква Я» Тема: Гласный звук Я, буква Я. Цель: закреплять представление детей о звуке, букве, слоге, слове; познакомить с буквой Я; развивать фонематический.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве X (ХЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве К (КЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве М Материал: демонстрационный материал,картинки со звуком М,Елена Астафьева: Играем, читаем,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве О Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком О, рабочие тетради Елена Астафьева:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У» Цель: познакомить детей с звуком [у] и буквой У. Грибы (съедобные, несъедобные) Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве З Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по обучению грамоте «Звук [Ж]. Буква Ж» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 2 уровня
Опубликовано: 10 апреля 2020 в 18:43
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД по обучению грамоте «Звук [Ж]. Буква Ж» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 2 уровня» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Березина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД