Наталья Соловетская
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе для детей с ТНР «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе
Тема: «Звуки [Л], [Ль]. Буква Л»
Коррекционно-образовательные задачи:
- познакомить детей со звуком и буквой Л;
- закрепить правильное произношение звука Л;
- учить выделять звук Л из ряда звуков, слогов, слов;
- учить детей определять место звука в слове;
Коррекционно-развивающие задачи:
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе для детей с ТНР „Звуки [Л], [Л’], Буква „Л“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- ТНР, заикание. Конспекты
- Темочки
- развивать зрительное и слуховое внимание и память, мышление;
- развивать речевое дыхание;
- развивать мелкую моторику;
- развивать личностные качества: любознательность, активность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способность к самооценке и самоанализу, самостоятельность.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать устойчивый интерес с образовательной деятельности, самостоятельность в принятии решений;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Демонстрационный материал Картинки: Лунтик, Мила, лук, луна, ложка, лиса; лавочка, лопата, лампа, лак, скалка, скакалка, ёлка, белка, бокал, пенал, вол, кинжал, буква Л, картина с символами Л,
Раздаточный материал: символ синего цвета, карточка-слово, счетные палочки.
Ход занятия:
I. Орг. момент:
Дети стоят в кругу. Здороваются с гостями.
- Сегодня у нас занятие по обучению грамоте, на котором мы повторяем выученные буквы, знакомимся с новыми звукам и буквой, учимся слышать этот звук среди других, определять место звука в словах, учимся строить новую букву.
- Скажите, на какие 2 группы делятся звуки? (гласные и согласные)
- Чем они отличаются? (одни поются и нет преграды во рту)
- Повторение алфавита.
- Какие звуки всегда твердые? (Ж,Ж,Ц)
- Какие звуки всегда мягкие? (Ч,Й,Щ)
-2. Ребята к нам сегодня на занятие заглянул необычный гость. Кто это?
Знают взрослые и дети, что упал с другой планеты
Фиолетовый зверёк- детям маленьким дружок.
Ты узнал, кто это? Лунтик.
Лунтик принес загадки, и хочет чтобы вы их угадали.
Дид. игра «Отгадай загадки»
Сидит в земле сердитый дед.
В шубу желтую одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (ЛУК)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам… (ЛУНА)
По моей тарелке лодочка плывёт.
Лодочку с едою отправляю в рот. (ЛОЖКА)
Пушистый хвост – краса,
А зовут её … (ЛИСА).
3. Какой один и тот же звук повторяется в словах-отгадках?
- Верно, это звук [ Л]. Сегодня на занятии мы будем закреплять произношение этого звука.
- Лунтик хочет вас покатать на лодке, но для этого нужно научиться правильно произносить новый звук. Для этого придвиньте к себе зеркала, слушайте и выполняйте, что я буду вам говорить.
Растяните губы слегка в улыбку, зубы сблизьте, но не смыкайте, между ними есть щель. Кончик языка поднять и упереть в верхние передние зубы, горлышко «работает».
Попробуйте произнести звук. (л-л-л)
Ребята, попробуйте пропеть этот звук. Получилось? Что вам помешало его спеть? (язык и сближенные зубы)
Если, мы не можем его спеть, значит какой это звук? (согласный)
Теперь поставьте ладонь к горлу и проверьте, пляшет оно или спит? (пляшет, значит этот звук – звонкий.
А теперь вспомним еще раз отгадки и послушайте, в этих словах звук Л слышится одинаково или по разному? (мягко и твердо)
Так, что мы узнали про наш новый звук? (от согласный, звонкий, может быть твердым и будем обозначать его фишкой синего цвета или мягкий – тогда зеленого цвета)
4. Игра Лунтик предлагает вам поиграть в игру «Внимательные ушки» Развитие фонематического слуха)
Я называю звуки, а вы если услышите звук Л, то показывайте рукой как плывет лодка по волнам:
-к-с-т-л-м-л-п-л-з-т-л-к-л
Слоги: -Ла-ка-со-то-ло-му-лу-пу-лу-зы-ли
Слова: -лапша-окно-лимон-лампа- нос - машина-стол
5.(Работа со звуковым символом и карточкой – словом)
Лунтик принес картинки и просит нас распределить их по схемам: звук Л в начале, середине и конце слова)
(лавочка, лопата, лампа, лак, скалка, скакалка, ёлка, белка, бокал, пенал, вол, кинжал).
6. Игра «Рассели картинки». (Деление слов на слоги)
А теперь эти слова поделите на слоги и распределите по вагонам.
7. Лунтик предлагает выучить песню, которую он любит петь :
• Ла-Ла-Ла — Мила молоко пила.
• Ло-Ло-Ло — Миле стало вдруг смешно.
• Лу-Лу-Лу — Для Милы достану луну.
• Лё-Лё-Лё— Миле позвоню «алё»
8. Физминутка:
Вот со звуком Л слова :
Лоб, затылок, голова, (показывать на себе части тела)
Кулаки, ладошки, локти, (вращать кулачками, хлопок в ладоши, локти вперед)
Звука Л нет в слове ногти. (показать ногти)
Глазки, тело и лопатки, (поморгать глазами, погладить туловище, свести лопатки)
Звука Л нет и в слове пятки. (присесть, дотронуться до пяток)
9. А теперь пора познакомиться с буквой Л.
На что она похожа? постройте букву Л из счетных палочек)
10. Мы с вами познакомились с буквой, теперь прочитаем слоги с ней.
Знакомим с соседями (повторяем изученные буквы).
Гласные пошли в гости, посмотреть, как устроилась новая буква
А-Л Е-Л
У-Л Ё-Л
О-Л И-Л
Ы-Л Э-Л
потом буква Л идёт в соседний домик - читаем слоги.
Л-А Л-Е
Л-Ё Л-И
Л-Э Л-У
Л-О Л-Ы
11. Итог. С каким звуком сегодня познакомились? Что вы запомнили про этот звук? Какие картинки вы запомнили со звуком Л.
Пропишем в воздухе букву Л.