Ольга Наджарьян
Конспект ОД по нравствено-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие маленьких казачат»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Наджарьян О. Ю.
Задачи приоритетной образовательной области: коммуникативно-познавательное развитие
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- социально-коммуникативное развитие
Программные задачи:
закрепить понятие Родина, семья, родственники, предки, герб семьи; совершенствовать знания детей о жизни казаков, традициях, быте, одежде; закрепить знания детей о домашних животных, домашних птицах, временах года; формировать представления о весенних работах на земле (посадка чеснока, лука, проращивание картофеля); упражнять, в умении лепить вареники;активизация и обогащение словаря детей : хата, папаха, бешмет, шаровары, черкеска, газыри, бурка, рубель, люлька, кувшин, рушник; - воспитывать патриотические чувства, приобщить к фольклорному искусству: колыбельные, потешки
Публикация «Конспект ОД по нравствено-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие маленьких казачат“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: прослушивание аудиозаписи песен «Кубанского казачьего хора»; просмотр видеозаписи выступления «Кубанского казачьего хора»;просматривание фотоальбомов «моя семья»; изготовление гербов семьи;рассматривание фотографий казаков и казачек, Кубанской вышивки, беседы с детьми
Оборудование:
Флаг и герб Краснодарского края, папахи, платки, Кубанская хата, куклы казака и казачки, сундучок, костюм казака, рубель, люлька, куклы из тряпок, подворье с домашними животными и домашней птицей, картошка для опыта, чеснок и лук для посадки, рушники, фартуки, тесто, начинка для вареников с картошкой, приготовленные вареники, 2 чугунка, аудиозапись Кубанского казачьего хора «Варенички», сервированный стол, 2 корзинки.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Люблю тебя.
Мой солнечный простор.
Мое неповторимое сказанье, Размашистые станы синих гор,
Степная даль желтеющей Кубани!
(И. Ф. Варавва.)
- Ребята, каждый из человек любит свою Родину. Как называется наша малая родина?. /Ответы детей. / (Кубань или Краснодарский край).
- А, что такое Кубань?. /Ответы детей. / (Кубань - это плодородные земли, целебные воды, богатые рыбой моря и реки, леса и заповедники, пшеничные поля, виноградники, сады, города, станицы и хутора)
Воспитатель: Дети, назовите пожалуйста, что это такое?. (Показываю на флаг на стене).
Дети: Флаг Краснодарского края.
Воспитатель: Дети, а что это?. (Показываю на герб в центре флага).
Дети: Герб Краснодарского края.
Воспитатель: Правильно. А, какие гербы вы знаете?. (Герб России, герб г. Краснодара) Недавно вы дома вместе со своими папами и мамами придумывали и рисовали герб своей семьи. И мы сделали такую красивую выставку на фоне нашего Кубанского флага. А, что это за альбомы лежат?. Это выставка ваших семейных фотоальбомов с вашими фотографиями и фотографиями вашей семьи. - А, что такое семья?. (мама, папа, брат, сестра, близкие люди). - Скажите, как можно назвать близких вам людей?. (семья, родственники). - Правильно, близкие люди это: мама, папа, бабушка, дедушка – это родственники. А, у бабушки и у дедушки были свои мамы и папы – это дальние родственники, родичи, предки. - А, это что?. (показ на дом).
Дети: Дом.
Воспитатель: Да это дом. Но мы с вами, где живём?. (На Кубани, где живут казаки). - Так вот в старину дом казаки называли хатой. Это Кубанская хата. А теперь давайте отправимся в прошлое. Но, для этого нужно нам надеть на голову казачьи головные уборы папахи наденут мальчики, а платочки девочки, я тоже накину платок вместе с вами. Затем обернёмся вокруг себя и произнесём волшебные слова: «Как юла я закручу, в прошлое перелечу». (Дети надевают папахи, набрасывают на плечи платки, кружатся вокруг себя, приговаривая слова). - Вот теперь я кто?. (Казачка.) А вы?. (Казачата.) - Мы попали в прошлое казаков. - Кто это? (Показ куклы «казак»).
Дети: Казак.
Воспитатель: Чем, занимался казак?. (Добывал пищу, работал в поле, защищал свою Родину, обучал боевого коня (показ фото). - Посмотрите, в казачьей хате для нас есть сюрприз (достаю сундучок). Но, чтобы он открылся, нужно сказать волшебные слова: «Чок, чок, чок – ты откройся сундучок»(дети повторяют) - Посмотрите, вот настоящий костюм казака, красивый костюм?. (Да.) - Что казак надевает на голову?. (Папаху.) - Что надевает на себя?. (Рубаху, шаровары.) - Правильно, а ещё черкеску с двумя рядами газырей для хранения патронов. - В холодное время года казак на плечи накидывал бурку (показ фото, или одевал бешмет (показ фото, чтобы было тепло. - А как называют жену казака?. (Показ куклы «казачки».)
Дети: Казачка.
Воспитатель: Чем занимается казачка?. (Ходит за водой к колодцу, стирает, готовит, гладит.) - Ребята, а вы знаете, как казачка в старину гладила бельё? Ведь раньше не было утюгов с паром, как сейчас, а гладили казачки вот таким необычным предметом. (Показываю рубель.) - И название у него очень интересное - «Рубель». (Дети повторяют.) - Настенька, назови этот предмет (Рубель.) - Вова, что у меня в руках?. (Рубель.) - Александра, чем гладили в старину?. (Рубелем.) - Посмотрите, какой он ребристый. На скалку наматываю мягкое полотенце, с нажимом провожу по нему рубелем, бельё становится гладким. (Дети пробуют сами гладить рубелем.) - Давайте заглянем в хату. - Что, это?. (Люлька.) - Для чего она нужна?. (Чтобы деток качать.) - Моя малышка уснула, посмотрите, как она спит. Я покачаю люлечку, чтобы она не проснулась, посмотрите, как качается люлечка, ну, а чтобы Анечке сладко спалось, я спою ей колыбельную песенку. Дети казаков спали вот в таких люлечка, а играли вот такими куклами. Вы возьмите кукол и покачайте их вместе со мной. (Качаю в люльке малышку, и поём колыбельную песню вместе с детьми.)
А баю – баю – баю дед ушёл за рыбою,
Бабушка коров доить, а отец дрова рубить.
А – а – а - ааааааа. Берёзонька у окна,
Расшумелась она. Берёзонька скрип да скрип,
Наша Таня сладко спит. А – а – а – ааааааа.
- Доченька уснула, ваши куколки тоже отнесите их на кровать. (Дети укладывают кукол.) - Ребята, я совсем забыла, расшумелось, проголодалось во дворе моё богатое хозяйство. Хотите посмотреть? Пойдёмте, посмотрим. А ну-ка, скажите мне, кто живёт на моём подворье?. (Свиньи, куры, утки, коровы, козы, овцы, лошади.) - Посмотрите, какое время года на этом дворе?. (Весна.) - Вы рады приходу весны?. (Весной просыпается природа, возвращаются перелётные птицы, становится теплее, радостно и весело.) - Давайте выйдем на полянку и порадуемся приходу весны.
Инсценировка потешки: «Картошка».
Дети: Как под горкой под горой,
Торговал старик золой (поют с усмешкой).
Старик: Картошка моя, вся поджаренная (нахваливает картошку).
(Старик злится на детей и догоняет их. Дети убегают. Повтор 2 раза.)
Воспитатель: Чтобы картошка была крупная, вкусная, её нужно правильно посадить и старательно ухаживать. Картошку сажают весной в землю, отбирают на семена клубни здоровые с крепкими ростками, которые проращивают на свету. (Беру картошку с длинными ростками и показываю детям) – такую картошку не высаживают, т. к. у неё длинные и слабые ростки, они дадут слабые растения или погибнут.) - Картошку сажают вот с такими крепкими ростками (показ детям). - Ну, а что кроме картошки можно посадить на огороде?. (Огурцы, помидоры, чеснок, лук и т. д. - овощи.) - А, вот я уже, кое - что вы вырастила на своём огороде. Хотите узнать что? Ну, тогда добро пожаловать на мой огород! Что за растение вы видите?. (Лук.) - Он какой?. (Зелёный, сочный, густой.) - Давайте, рядышком на грядке посадим ещё лучок. (Посадка лука.) - Будем сажать в бороздку, закроем корни луковицы почвой или песком и польём водой.
Ты расти, расти лучок,
Золотой ты наш бочок.
Хорошо тебя польём,
Витамины соберём.
(Дети проговаривают слова.)
Воспитатель: Алина, неси кувшин с водой, мыло, потрудились, помоем ручки.
Теки вода не туда, а сюда.
Не на рубашку, не к стене.
А в ладошки ко мне.
(Дети проговаривают слова.)
Воспитатель: Миша, подай нам рушники, вытрем руки. Ну что ж, спасибо вам за помощь, будем с вами наблюдать, как будет расти наш лук. За ваш труд мне хочется вас угостить настоящим казачьим блюдом – варениками с картошкой. Любите вареники?. (Да.)
- Тогда быстренько, мои помощники, подкатывайте рукава, надевайте фартуки, будем вареники лепить. Из чего лепят вареники?. (Из теста.) - Какое тесто?. (Белое, мягкое, нежное, воздушное.) - Вот моё тесто полежало, подошло. Мы сейчас его разомнём, сделаем лепёшки. (Дети делают лепёшки.)
- Вы пока делайте лепёшки, а я подброшу дровишек в печь, чтобы вода в чугунке быстрее закипела. Внутрь вареника положим что?. (Начинку.) - А, что у нас за начинка?. (Картошка с лучком.) - Положим начинку и слепим красивый вареник, пальчиками прищипываем края. Зачем нужно прищипывать края?. (Чтобы вареник не расклеился и картошка не выпала из него.) - Складываем вареники на блюдо и несём к печке. Вода в чугунке уже закипела. Опустим наши вареники, пусть варятся. А пока они готовятся, давайте расскажем, как нужно лепить Кубанские вареники.
Пальчиковый игротренинг.
Взяли мы стакан воды, в мисочку налили.
А потом, яичко вбили. Чуть - чуть посолили.
Мы просеяли муку. Тесто замесили.
Для начинки, мы картошку с луком положили.
Скалкой тесто раскатали. И кружочки делать стали.
Нет, мы вовсе не шалили, мы вареники лепили.
Воспитатель: Ребята, рассаживайтесь за столы, а я схожу за варениками. (Включаю песню в исполнении Кубанского казачьего хора «Варенички».)
(Дети угощаются варениками, делятся впечатлениями.)
- Покушали? Кто покушал, потанцует.
(Выключаю музыку).
- А теперь, ребята, подойдите все ко мне. Вам понравилось наше путешествие в прошлое?. (Да)
- А что самое интересное вам запомнилось?. (Дети называют запомнившиеся моменты путешествия.)
- Нам уже пора возвращаться в детский сад. Мы сейчас снимем наши кубанские головные уборы, повернёмся вокруг себя и скажем: «Время, время, повернись, в наше время возвратись»….(Дети повторяют слова).