Юлия Кудливская
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Мой любимый город Наро-Фоминск»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
Тема: «Мой любимый город Наро – Фоминск»
«Для того, чтобы патриотизм был крепким,непоколебимым,
нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине:
родному городу, родной природе, селу, краю».
И. Эренбург
I. Вводная часть:
Темочки:
- Мой город. Проекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Проблема: Взрослые, а тем более дети имеют недостаточно знаний о своём родном городе. В наш современный виртуальный век люди считают эту проблему неважной, не уделяют ей внимания в силу своей занятости. Не достаточно времени они уделяют и своим детям, а тем более не находят времени погулять по родному городу, рассказать детям о нём. Да и рассказать то им нечего, ведь они сами не имеют этих сведений. В сложившейся ситуации очень трудно сформировать у подрастающего поколения уважительное отношение к своей малой Родине.
Актуальность: В Законе РФ «Об образовании» говорится о необходимости уже в дошкольном возрасте формировать самосознание ребенка, как члена семьи, гражданина страны, города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. Для этого необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть красоту окружающей жизни, желание больше узнать об особенностях родного края, его природе и истории. Актуальность данной проблемы состоит ещё и в том, что в дошкольных учреждениях нет системы по ознакомлению детей с родным городом, его историей, достопримечательностях и боевых и трудовых заслугах. Наш город Наро – Фоминск уникален, ему есть о чём рассказать и чем гордиться. В этом году ему исполняется 90 лет. Уважительное отношение к своей малой Родине, патриотизм нужно формировать с любви к своей Отчизне.
Этот проект поможет детям узнать свой родной город, научит гордиться им, его жителями. Знания о родном городе – начало формирования основ патриотизма личности.
Гипотеза: чем больше дети будут знать о Наро - Фоминске, тем сильнее будет любовь к своей малой Родине, тем сильнее будет сформировано чувство патриотизма и личностного самосознания. А значит, будет меньше проблем в приобщении к социальному миру и полноценнее будет сформирована личность.
Новизна проекта: Данный проект стал эффективным в формировании системного подхода по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному городу, патриотизма. В период подготовки жителей города к празднованию юбилея наши воспитанники не остаются в стороне от общественной жизни города и сами принимают в этом непосредственное участие.
Цель проекта: Развитие познавательных интересов, патриотизма дошкольников в процессе исследования своей малой родины.
Задачи проекта:
Задачи для педагогов:
Образовательные:
- Дать первоначальные знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, улицы, памятники;
- Расширить знания детей о родном городе;
- Познакомить с прославившими его людьми;
- Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий.
Развивающие:
- Формировать интерес к родному городу;
- Формировать представление о значимости города для страны;
- Формировать потребность в самостоятельном изучении его;
- Развивать коммуникативные умения;
- Развивать у детей социальные умения и навыки поведения;
- Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления прославить свой город;
- Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности;
- Развивать воображение, фантазию, мышление;
- Активизировать и расширять словарный запас детей.
Воспитывающие:
- Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им;
- Воспитывать уважение к людям, прославившим в прошлом и прославляющим сегодня родной город;
- Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями;
- Формировать патриотическое сознание дошкольников в процессе исследования родного города.
Задачи для детей:
- внимательно слушать рассказ педагога, включаться в беседу;
- узнавать город по фотографиям и на видео;
- активно участвовать в подготовке и проведении панорамы, посвящённой 90 – летию города: разучивать песни, танцы, упражнения;
- создавать продукты деятельности; рисунки, постройки по тематике проекта;
- любить, беречь родной город, гордиться им.
Задачи для родителей:
- прививать детям любовь к родному городу;
- поддерживать интерес и желание узнать новое о городе;
- организовывать просмотр иллюстраций о городе;
- осуществлять самостоятельное знакомство с городом;
- поддерживать педагогов в проведении проекта.
Вид проекта: групповой.
Тип проекта: информационно - исследовательский, нравственно – патриотический.
Предмет исследования: город Наро - Фоминск.
Адресация проекта: дети и родители старшей группы.
Проблема исследования: Дети, у которых не сформировано чувство любви к своей малой Родине могут не стать патриотами своей большой Родины. У них возникают проблемы в приобщении к социальному миру и в формировании личности.
Место проведения проекта: г. Наро - Фоминск, МАДОУ дс кВ № 12 «Радуга».
Автор проекта: воспитатель старшей группы Кудливская Ю. А.
Участники проекта: дети старших групп – 50 чел., родители – 50 чел., воспитатели – 4 чел., специалисты ДОУ – 4 чел.
Возраст воспитанников: 5 – 6 лет.
Направленность развития деятельности: комплексная.
Продолжительность: 3 месяца (1 февраля 2016 г. -1 мая 2016 г.)
Ожидаемый результат: У детей сформируются знания о родном городе, чувство гордости и любви за свою малую Родину. Появится желание беречь свой город и прославлять его своими пока маленькими достижениями. Дети смогут сами рассказывать о родном городе, делиться впечатлениями. У них появится опыт совместной исследовательской деятельности с родителями.
Конечный результат: панорама на тему «Наро – Фоминску – 90 лет».
Ресурсное обеспечение: в группах создана мини – музей города Наро - Фоминска с геральдикой, с иллюстрациями города, портретами героев, знаменитых людей, с книгами, журналами и альбомами; электронные презентации о городе; использование музыкального зала для встреч с ветеранами войны и для панорамы; экскурсии в городской музей боевой славы, по улицам и площадям города, к памятникам и стеле, к достопримечательностям.
Принципы реализации проекта:
1. Принцип доступности изучаемого материала;
2. Принцип историзма: сохранение хронологического порядка описываемых явлений и
сводится к двум историческим понятиям: прошлое и настоящее;
3. Принцип «Единства эмоций, действий, интеллекта»;
4. Принцип интегративности.
Методы проекта:
- НОД по ознакомлению с городом;
- все виды игр (дид/и, спортивные, сюж/рол, строительные);
- чтение художественной литературы;
- экскурсии и целевые прогулки;
- панорама.
Диагностика: Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о родном городе у детей 5-7 лет.
Цель: Определить уровень знаний о родном городе (знать название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, площади, улицы, памятники)
Материал: фотографии города.
Ход проведения: Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать что изображено.
Оценка результатов:
Высокий уровень (З балла): Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.
Средний уровень (2 балла): Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл): Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
II. Этапы проекта:
I.Целеполагание:
1. Определение темы, проблемы, актуальности.
2. Постановка цели, определение задач.
3. Анализ информации о городе в группе.
4. Выявление уровня знания детьми своего города.
5. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
6. Составить перспективный план мероприятий. Разработка НОД о городе.
7. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, сподвигнуть их к совместной
деятельности, направленной на достижение цели проекта.
8. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.
II. Планирование:
1. Создание творческой группы педагоги – родители - специалисты и планирование ее
работы. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
2. Разработка проекта «Мой любимый город Наро - Фоминск».
3. Обсуждение проекта в творческой группе.
4. Поиск критериев эффективности результатов деятельности по проекту.
III. Основной:
1. Создание мини - музея в группе.
2. Проведение НОД о городе.
3. Рассматривание фото и иллюстраций города.
4. Организация продуктивных видов деятельности.
5. Организация игр (сюж/ рол., дид/ и, под/и).
6. Экскурсия в историко – краеведческий музей города.
7. Экскурсии по улицам, к памятникам, к стеле, к достопримечательностям города
8. Советы родителям по реализации цели проекта в домашних условиях.
9. Встреча с ветеранами войны.
10. Чтение художественной литературы.
11. Внедрение проекта в педагогический процесс ДОУ.
12. Создание презентации (подготовка стихов, танцев, упражнений, атрибутов, украшений).
IV. Заключительный:
1. Проведение ПАНОРАМЫ, посвящённой 90 – летию города
2. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
План мероприятий:
февраль:
1 неделя - «Наро - Фоминск –моя Родина»
НОД, беседа, экскурсия по ул. Комсомольской. Рисование «Мой город».
Экскурсия по мини - музею группы. Чтение стихов о городе.
Прослушивание "Наро- Фоминск-город Воинской Славы (сл. А. Шкуркова,муз. И. Кормас)
2 неделя - «Улицы города Наро -Фоминска»
НОД, беседа, экскурсия по ул. М. Жукова.
3 неделя - «Достопримечательности г. Наро – Фоминска»
НОД, беседа, задание для родителей «Показать детям достопримечательности
города».
4 неделя - «Памятники города Наро-Фоминска»
НОД, беседа, строительство города Наро – Фоминска из конструктора. Экскурсии к
памятникам.
март:
1 неделя - «Рода войск в армии в ВОВ. Дивизии, участвующие в боях под городом
Наро - Фоминском. Легендарная Катюша»
НОД, беседа, аппликация «Танк». Викторина внутри группы, посвящённая битве
под Наро-Фоминском. Рисование «Защитники Родины». Сюж/рол. игра «Танкисты».
Чтение художественной литературы, на военную тему, об армии.
Прослушивание попурри з песен о разных родах войск.
2 неделя - «Ордена и медали– награды ВОВ. Награды города Наро-Фоминска»»
НОД, беседа; экскурсия в городской историко – краеведческий музей.
Под / и «Лётчики».
3 неделя - «Наро – Фоминск – город – труженик»
НОД, беседа; экскурсия на почту, на площадь Молодёжную, на площадь Свободы
4 неделя - «Люди, прославившие г. Наро – Фоминск»
НОД, беседа, экскурсия на выставку художников в Дом Культуры
«Звезда».Встреча с руководителем художественного коллектива «Забава»
Оноприенко Т. А. Встреча с ветеранами труда.
апрель:
1 неделя - Встреча с ветеранами войны, защищавшими г. Наро - Фоминск.
Рассматривание фотографий города. Игровая деятельность: словесные игры
«Путь - дорога», «Доскажи словечко», «Ты мне – я тебе»;
дид / игры о профессиях в армии: «Кто где?», «Кому что нужно?»,
«Отгадай загадку».Разучивание песен, стихов к панораме.
2 неделя - Экскурсия в Детский парк к Мемориалу погибших воинов.
Разучивание танцев и упражнений к Панораме. Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевая игра «Идём в детский сад»,«Семья», «Экскурсия по городу»
3 неделя - Экскурсия к Стеле, памятнику М. Ефремову,памятнику неизвестному
солдату, танку-34.
Разучивание танцев и упражнений к Панораме. Игровая деятельность: настольно -
печатная игра «Город», лото «Профессии».
4 неделя - Панорама, посвящённая дню рождения города Наро - Фоминска.
Изготовление открытки в подарок городу.
III. Заключение:
В настоящее время остро встаёт вопрос о воспитании гражданственности и патриотизма. Формировать и развивать социально значимые ценности необходимо уже в дошкольном возрасте. Для реализации этой цели мы использовали проектную деятельность, которая способствовала развитию у дошкольников любви к своей малой родине, гордости за людей, прославивших наш город. В ходе проекта с детьми проводились различные виды деятельности, которые помогли детям углубить знания о родном городе и сформировать чувство любви и гордости. У детей появилось желание самостоятельно исследовать свой город, делиться полученными впечатлениями. Педагоги, разрабатывая проект, создали систему знаний о Наро – Фоминске, в которую вошли мини – музеи групп, презентации о городе, серия конспектов НОД по патриотическому воспитанию, сценарии викторин и панорам.
Нельзя стать патриотом, не зная своей малой Родины, её истории, её значимости в жизни страны и каждого наро – фоминца.
Вывод:
Цель проекта: Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе
исследования своей малой родины - достигнута.
Гипотеза: «чем больше дети будут знать о Наро - Фоминске, тем сильнее будет любовь к своей малой Родине, тем сильнее будет сформировано чувство гражданственности и личностного самосознания. А значит, будет меньше проблем в приобщении к социальному миру и полноценнее будет сформирована личность» - доказана.
Результатами, итогом проекта стала панорама «Наро – Фоминску – 90 лет», которая выявила у детей высокий уровень знаний, высокий познавательный интерес к родному городу. Она показала, что дети не безучастны к знаменательному событию в жизни города и готовы принимать активное участие в праздновании юбилея. Дети вложили в это мероприятие всю свою душу, что говорит о том, что у них сформировалось чувство любви и уважения к своей малой Родине.
Дети приобрели:
1. Знания о родном городе, о его значимости в жизни страны и каждого наро – фоминца.
2. Желание узнавать о городе новые знания.
3. Желание радовать город своими малыми делами и достижениями
Дети научились:
1. Беречь свой родной город.
2. Делиться полученными впечатлениями.
3. Отражать свои чувства к городу в продуктивных видах деятельности и играх.
Список использованной литературы:
1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. - М. :
УЦ «Перспектива», 2008. – 248 с. ;
2. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - М. :
ТЦ «Сфера», 1999 – 112 с.
3. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010. – 80 с;
4. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет.
Методическое пособие. - М. : ТЦ «Сфера», 20011. – 160 с. ;
5. Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ, - М. : ТЦ «Сфера»,
2011 г. – 160 с. ;
6. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая.
- Москва: Линка-Пресс, 2003. - 200 с. ;
7. Подрезова Т. И. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в
ДОУ. Патриотическое воспитание Айрис-Пресс, Айрис-Дидактика, 2008,
128 стр.