Ирина Локтева
Программа кружка по патриотическому воспитанию дошкольников «Знай и люби свою Родину» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, нужно ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает на этот счет негативное суждение. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться, и гордиться ее достижениями и болеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы ее сами делаем.
Публикация «Программа кружка по патриотическому воспитанию дошкольников „Знай и люби свою Родину“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю, у него проявляются в чувстве восхищения своим городом и краем. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, города, работниками образовательной школы и библиотеки, музея, при знакомстве с местными и областными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного города, первых строителей города, культуре, истории и окружающей природы родного края.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Чтобы дети стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций своего народа, необходимо их познакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку следовать им. Нужно так продумать программу воспитания в детском саду, чтобы поднять на более высокий уровень знание детьми обычаев и традиций своего города и края.
Отсюда вытекают следующие проблемы:
1. какими должны быть формы и содержание воспитательно-образовательного процесса, чтобы, не перегружая дошкольников дополнительными занятиями, воспитать чувство любви, ответственности, гордости к своему родному краю;
2. какие формы воспитательной работы помогут сформировать у дошкольников потребность заботиться об окружающих людях, дадут возможность для самостоятельной деятельности и творческой самореализации.
Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: православную, культурологическую, экологическую – в единое образовательное содержание. Отличие от государственной программы – в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных и культурных ценностей, в основе которых лежат православные традиции и обычаи нашего посёлка, а так же в разнообразии форм проведения кружка.
Психологи утверждают: патриотические качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания. Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек; Х. Литтон; А. В. Запорожец; С. А. Козлова; В. А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Исследования О. П. Радыновой, Е. П. Горловой, Н. Е. Шурковой доказывают, что в старшем дошкольном возрасте содержанием социально-психологических образований в структуре личности ребенка являются компоненты культуры. Программные документы, определяющие воспитательно-образовательный процесс ознакомления с родным краем в детском саду, длительное время ограничивались постановкой задачи ознакомления с родной страной, родным городом, воспитания бережного отношения к природе, любви к Родине, и зачастую были идеологизированы. При этом предполагалось, что решение поставленной задачи будет являться естественным следствием формирования достаточно разносторонних представлений о мире родного края. Однако в ходе своей работы я поняла, что реализация существующих до сих пор программ не обеспечивает решения этой проблемы на должном уровне. Это и побудило меня разработать программу кружка по патриотическому воспитанию дошкольников «Люби и знай свою Родину!».
Цель программы: формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к родному посёлку, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей посёлка и края.
Задачи программы:
1. Заложить основы нравственно-патриотической личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным посёлком и краем.
2. Развить гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
3. Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края.
4. Воспитать чувство уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края.
5. Сформировать толерантное отношение к представителям других национальностей.
6. Воспитать чувство уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
7. Воспитать чувство собственного достоинства как представителя своего края.
Настоящая программа предполагает одногодичное обучение детей старшего дошкольного возраста, проведение одного занятия кружка в неделю во вторую половину дня. Общее количество учебных занятий в год – 34 часа. Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста и требований СанПиН, занятия длятся – 30 минут. Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации.
В основу реализации программы положены следующие принципы:
-принцип историзма
-принцип доступности
-принцип личностно-ориентированного общения
-принцип непрерывности
-принцип наглядности
-принцип занимательности
-принцип развивающего образования, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Формы проведения кружка:
- экскурсии,
- проектная деятельность,
- заочные путешествия,
- встречи с интересными людьми,
- развлечения,
- посиделки,
- мастер – классы,
- показ мод,
- исследовательская деятельность,
- субботник.
Ожидаемые результаты.
Наличие у детей знаний об истории возникновения посёлка, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
К концу реализации программы дети должны:
1. Знать свой домашний адрес, название посёлка, области.
2. Узнавать на фотографиях достопримечательности посёлка, уметь рассказать о них.
3. Знать профессии своих родителей.
4. Знать краткие сведения об истории посёлка.
5. Знать символику Буйского района и Костромской области.
6. Знать и узнавать основные социальные объекты и достопримечательности посёлка.
7. Знать о почетных гражданах родного посёлка.
8. Знать стихи поэтов родного посёлка.
9. Знать правила безопасного поведения на природе и на улицах города.
10. Иметь элементарные представления об охране природы.
11. Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
Содержание программы.
Программа составлена с учетом принципа интеграции образовательных областей и интеграции различных видов детской деятельности.
Краеведческая составляющая пронизывает все направления психолого-педагогической работы ДОУ по освоению детьми всех образовательных областей.
Краеведческая работа с детьми в образовательной области «Познавательное развитие» включает следующие содержательные линии:
- географическое положение нашего края;
- исторические этапы развития, прошлое и настоящее «малой Родины»;
- природа края, особенности рельефа и климата;
- народонаселение, особенности национальной культуры.
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» предусматривает
- развитие игровой деятельности детей;
- формирование навыков культуры поведения и общения;
- обогащение опыта взаимодействия с ближайшим окружением, включения детей в систему социальных отношений;
- формирование семейной, гендерной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.
- формирование представлений о видах труда населения «малой Родины», профессиях родных и близких детей;
- ознакомление детей с творчеством Корёжских поэтов;
- развитие собственной трудовой деятельности детей;
- воспитание ценностного отношения к труду и его результатам.
Содержанием образовательной области «Речевое развитие» является
- развитие всех компонентов устной речи детей (обогащение и активизация словаря, развитие грамматического строя, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм).
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» включает следующие содержательные линии:
- знакомство с русским народным костюмом праздничным и повседневным, с элементами и цветовой гаммой;
- формирование умения различать народное и профессиональное искусство;
-знакомство с архитектурой деревянных зданий, и их назначением;
- знакомство с русскими народными инструментами;
- приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам.
Образовательная область «Физическое развитие» включает:
- формирование интереса и любви к спорту, знакомство с спортсменками родного края, и видами спорта в которых они прославились;
- развитие двигательной активности детей посредствам подвижных русских народных игр
В программе «Люби и знай свою Родину!» нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями посёлка, лучшими людьми посёлка (лучшими вальщиками леса, героями труда и ВОВ, культуры и искусства); с основными профессиями, наиболее значимыми в нашем посёлке, посёлкообразующем предприятием «Леспромхоз» и его значением в социально-экономической жизни области и нашей страны; с достопримечательностями, традициями, православным центрам нашего посёлка.
Программа состоит из 3 блоков:
1. «Вот эта улица, вот этот дом»
2. «Посёлок, в котором я живу»
3. «Наша кладовая»
Раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
Цель: формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения посёлка, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.
Раздел «Посёлок, в котором я живу».
Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях посёлка, социально-экономической значимости посёлка.
Раздел «Наша кладовая».
Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в посёлке и культуре, которую они представляют.
Данные разделы тематически взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: непосредственно образовательной, самостоятельной деятельности, совместной деятельности со взрослыми.
Механизм реализации программы.
Тематическое планирование.
сентябрь
1) Тема "Как всё начиналось"
Форма проведения: НОД
Задачи:расширять и закреплять знания детей о родном посёлке, познакомить детей с историей возникновения посёлка. Познакомить детей с понятиями большая и малая Родина.
Сказка об возникновении посёлка Тощаковой Л. А., презентация «Корёга - дом где я живу»
2)Тема "Администрация посёлка"
Форма проведения - Экскурсия
Задачи. Формирование элементарных представлений о деятельности органов управления посёлка, познакомить детей с символикой Костромской области и Буйского района.
3)Тема "Если скажут слово «Родина»…"
Форма проведения - НОД с показом презентации
Задачи.Познакомить детей с основными неофициальными символами России: ромашка, матрёшка, берёза.
4)Тема "Моя улица"
Форма проведения - Экскурсия
Задачи. Познакомить с историей возникновения названий улиц. Закрепить знание домашнего адреса. Формирование представлений детей о том, что посёлок растёт, ширится, изменяется.
октябрь
1) Тема "Сельские здания"
Форма проведения - НОД с показом презентации
Задачи. Познакомить детей с разными видами корёжских зданий, их назначением. Объяснить, что дома бывают разные жилые и нежилые, пополнять словарь: клуб, школа, библиотека, медпункт, сельская администрация
2)Тема "День рождения Корёги"
Форма проведения - Развлечение
Задачи. Познакомить детей с традицией празднования Дня посёлка, предложить принять участие.
3)Тема "День леса"
Форма проведения - Экскурсия
Задачи. Познакомить детей с производством родного посёлка – лесной промышленностью. Дать детям представление о заготовке древесины. Развивать любознательность, воспитывать чувство признательности к людям труда
4) Тема "Наши умельцы"
Форма проведения - Встреча с интересными людьми.
Задачи. Дать детям представление о профессии вальщик, с техникой по заготовке леса, с тем как заготавливали лес раньше и как это делают в настоящее время. Формировать понятие о том, что человек красив своим трудом.
ноябрь
1)Тема "Дом культуры"
Форма проведения - НОД с показом презентации
Задачи. Знакомство с профессиями работников дома культуры, представление профессии актера и режиссера, формирование отношения к миру в соответствии с культурными традициями.
2)Тема "Путешествие на почту"
Форма проведения - Экскурсия
Задачи. Развивать у детей интерес к родному посёлку, познакомить с особенностями работы людей на почте, средствами связи людей друг с другом.
3)Тема "В здоровом теле – здоровый дух"
Форма проведения - Экскурсия на медпункт
Задачи. Формирование элементарных представлений о лекарственных препаратах, профессии фельдшера.
4)Тема "Книжкин дом"
Форма проведения - Экскурсия
Задачи. Познакомить детей с историей возникновения книги, особенностями работы людей в библиотеке, воспитывать бережное отношение к книге, уважение к труду работников библиотек, формировать трудовые навыки. Пополнить словарь детей: библиотека, библиотекарь, абонемент, читатели.
декабрь
1)Тема "Талантливые люди посёлка"
Форма проведения - Конкурс чтецов
Задачи. Познакомить детей с земляками, в разные годы прославившими наш посёлок в области искусства, науки. Воспитывать уважение к их труду, желание быть на них похожими.
2)Тема "Знаменитые земляки"
Форма проведения - Встреча с родными подводника Сергея Кислинского
Задачи. Познакомить детей с подводником Кислинского Сергея, своим делом и подвигом, прославившим наш посёлок. Формировать понимание значимости его деятельности для страны.
3)Тема "На встречу олимпиаде"
Форма проведения - Развлечение
Задачи. Познакомить детей со знаменитыми спортсменками нашими землячками сёстрами Коротковыми. Формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям, гордость за своих земляков.
4)Тема "Новый год у ворот"
Форма проведения - НОД
Задачи. Формировать первоначальные представления об обычаях и традиция справлять новый год, о символах Нового года.
январь
1)Тема "Вифлеемская звезда"
Форма проведения - Игра – путешествие
Задачи. Познакомить с традиционными русскими народными праздниками, их происхождением и назначением; обычаями и традициями, связанными с их организацией и проведением
2)Тема "Рождественские колядки"
Форма проведения - Развлечение
Задачи. Продолжать вызывать у детей интерес к традициям русского народа, календарно-обрядовому празднику «Святки – Колядки». Обогатить детский словарный запас народными терминами. Приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам.
февраль
1)Тема "Растительный мир родного края"
Форма проведения - КВН
Задачи. Расширять представления детей о природе родного посёлка, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной при
2)Тема "Лекарственные растения родного края"
Форма проведения - Игра - сказка
Задачи. Познакомить с лекарственными растениями родного края, их использование в лечебных целях.
3)Тема "Животный мир родного края"
Форма проведения - НОД
Задачи. Расширять представления детей о животном мире родного края, воспитывать патриотические чувства, формировать основы экологического мировоззрения
4)Тема "Русская изба"
Форма проведения - Посиделки
Задачи. Формировать элементарные представления о русской избе, традициях русского народа, развивать познавательный интерес к истории посёлка. Учить использовать в своей речи пословицы и поговорки, уметь объяснять их смысл. Закреплять знание русских народных сказок.
март
1)Тема "Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча"
Форма проведения - Развлечение с чаепитием
Задачи. Познакомить детей с особенностями празднования масленицы в посёлке, с традициями выпекать блины, с домашней утварью чугунком, ухватом, кочергой, печкой.
2)Тема "Сошью маме сарафан"
Форма проведения - Показ мод
Задачи. Познакомить детей с народным праздничным и повседневным костюмом, с такими деталями как сарафан, рубаха, картуз, зипун.
3)Тема "В краю старых вещей"
Форма проведения - Мастер - класс
Задачи. Познакомить детей с предметами обихода в далёком прошлом: коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской.
4)Тема "Что расскажет о себе посуда"
Форма проведения - Исследовательская деятельность
Задачи. Познакомить с посудой деревянной, глиняной
апрель
1)Тема "Наши руки не знают скуки"
Форма проведения - Ярмарка
Задачи. Воспитывать интерес к быту и изделиям народно – прикладного искусства.
2)Тема "Имена и именины"
Форма проведения - Посиделки
Задачи. Познакомить детей с историей русских имён. Вспомнить святых и известных людей, которые прославили свои имена. Развивать желание правильно обращаться к людям.
3)Тема "Церковь"
Форма проведения - Посещение храма
Задачи. Показать особенности внешнего вида храма, внутреннего устройства. Познакомить с правилами поведения в храме.
4)Тема "Пасха"
Форма проведения - Развлечение
Задачи. Обогащать знания детей о празднике Пасха, прививать любовь к истории своего народа; формировать доброжелательные отношения между детьми.
май
1)Тема "Они сражались за родину"
Форма проведения -
Задачи. Встреча с ветеранами Обобщить и расширить представления детей об истории ВОВ. Познакомить с почётными людьми посёлка Корёга – участниками и героями войны, формировать мнение о недопустимости войны, чувство гордости за наш посёлок.
2)Тема «Памяти героев Отечества посвящается»
Форма проведения - Экскурсия к мемориалу славы, возложение цветов
Задачи. Обогатить знания детей о Дне Победы; показать памятники находящиеся на территории поселка. Воспитывать стремление быть похожими на своих земляков, которые отстояли нашу Родину в страшные годы войны.
3)Тема "Что я могу сделать для своего посёлка?"
Форма проведения - Субботник
Задачи. Формировать представление об экологических проблемах посёлка
4)Тема "Что мы знаем о своей Родине?"
Форма проведения - КВН
Задачи. Обобщить и систематизировать знания детей о родном посёлке
Работа с родителями.
Одним их важнейших компонентов этой работы является формирование у самих родителей представления об основных целях и задачах патриотического воспитания детей через ведущий принцип: семья и родители – союзники детского сада. Основа такого взаимодействия - открытость педагогического процесса.
Формы и методы включения семьи в совместную работу:
-систематическое проведение консультаций и индивидуальных бесед.
-проведение совместных деловых встреч (тематические игры, вечера развлечений, досуги и праздники, конкурсы и викторины,
-привлечение родителей к сбору познавательного материала для пополнения экспозиции детского сада,
-посещение родителей с детьми центров культуры, достопримечательностей родного посёлка.
Результатом проведённой работы являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания: формируется чувство ответственности за духовно- нравственное становление своих детей. Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома.
Ресурсное обеспечение
1. Географическая карта России;
2. Географическая карта Костромской области, Буйского района;
3. Государственные символы России: герб, флаг, гимн; герб и флаг Костромской области и Буйского района;
4. Методическая литература, репродукции;
5. Альбомы: «Нет краше Корёги нашей», «Корёга старая и новая», «Герои войны», «Природа родного края», «Животные родного края»;
6. Папка «Все профессии важны»;
7. Дидактические игры: «Лекарственные растения», «С какого дерева лист», «Русская изба», «Собери картинку», «Найди герб» и др.
8. Бумажные куклы в народном костюме;
9. Русские народные детские музыкальные инструменты;
10. Мини – музей «Русская изба»
11. Магнитофон, телевизор, DVD;
13. Аудиокассеты: «Песни о Родине», «Русские народные песни»;
14. Презентации «С чего начинается Родина», по стихотворению З. Александровой
Литература
1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие – М: 2005Н.
2. Андреева Ф. К. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ Управление ДОУ, 2005, №1
3. Антонов Ю. Е. Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников; Патриотическое пособие; АРКТИ,2010
4. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре. России. -М; АРКТИ,2003
5. Дмитриенко З. С, Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие-СПб; «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009
6. Зеленая Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. М., «Скрипторий»,2008
7. Козлова С. А. Мой мир-М; - Сфера,2000
8. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? - М, Сфера, 2004
9. Маханева М. Д. Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М, АРКТИ, 2004
10. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада – М, Мозаика-Синтез. 2010
11. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду-М, Линка-Пресс,2003
12. Форталева Н. П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края. Управление ДОУ-2005,№1