Подпоркина Анна Александровна
Конспект ООД по рисованию с элементами ТРИЗ «Первобытные рисунки»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ – Детский сад № 3 г. Севска
Конспект ООД
по художественно-эстетическому развитию
старшая группа
Воспитатель: Лебедева А. А.
г. Севск
Программные задачи:
Публикация «Конспект ООД по рисованию с элементами ТРИЗ „Первобытные рисунки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Первобытные люди для дошкольников
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- образовательные: расширять кругозор детей, познакомить с нетрадиционной техникой рисования - угольным карандашом, учить создавать предметное или сюжетное изображение в стиле "наскальной живописи" первобытных людей;
- развивающие: развивать умение решать проблему путем применения метода "мозговой штурм", задачи на противоречия, закрепить умение детей рисовать углем, регулировать силу нажима на угольный карандаш, развивать фантазию детей;
- воспитательные: воспитывать любознательность.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Оборудование и материал: ноутбук для демонстрации фото либо фото наскальных рисунков, фигурка первобытного человека, листы бумаги формата А4, уголь на подносе, салфетки, угольные карандаши, ткань для создания озера, корзина с рыбками и удочки, "таинственная" музыка.
Методы:
Наглядно – слуховой, наглядно – зрительный, словесный, практический.
Приё мы:
Создание проблемной ситуации, игровой, хоровые и индивидуальные ответы детей, использование средств ТСО.
Ход занятия:
Дети играют на ковре в малоподвижную игру "Летает -не летает".
В: Ребята, посмотрите сколько у нас гостей, давайте поздороваемся с нашими гостями (здороваются).
Метод ТРИЗ - игра "Да -нетка" :
Мои милые друзья,
Вместе интересно нам всегда.
Хоть на улице мороз
Мы не будем вешать нос.
Вы зарядку сделали?
Зубки вы почистили?
По дорожке топали?
А в ладоши хлопали?
В садик вы не опоздали?
Птиц на улице считали?
А сегодня рисовали?
Чем же вы нарисовали?
А чем вообще можно рисовать? (ответы детей).
Ребята, у меня есть очень интересный материал, которым можно рисовать. Давайте сядем на стулья и я вам его покажу (показываю кусочки угля). Ребята, это уголь. А для чего он нужен? Предлагайте свои версии, даже самые невероятные (предположения детей). Молодцы, а еще углем можно рисовать. Как вы думаете, когда начали рисовать углем? (ответы детей). Правильно, рисовать углем стали давным-давно. Давайте мы отправимся в путешествие на. Машине Времени и все узнаем! Вы согласны? Тогда в путь. Давайте сядем поудобнее, закроем глаза, произнесем волшебные слова:
Раз, два, три, четыре,
Пять, можем все мы помечтать.
Хочешь в прошлом очутиться,
Первобытным стать, царицей.
Лишь скажи ты: “Раз, два, три,
Быть по-моему вели!”
(звучит таинственная музыка, появляется фигура первобытного человека).
В: Ребята, мы попали к первобытному человеку. Давным-давно это было. На нашей планете, где уже жили животные и птицы, появился человек.
И вот он был какой, посмотрите. У человека не было ни острых зубов, ни когтей, да что там говорить - у него не было даже телефона и телевизора. Даже не было ни дома, ни посуды, ни одежды. Посмотрите, во что был одет древний человек?
Д: В шкуру.
В: Почему человек так одевался? (размышления детей).
В: Да, ребята. В то время не было ни фабрик, ни заводов, ни магазинов, и человеку все приходилось делать своими руками. А кто догадается, зачем человеку шкура? А для чего вам ваша одежда?
Д: Защита от холода.
В: Как спасался человек от холода, вы догадались, может вы теперь догадаетесь, что еще нужно было человеку, чтобы выжить? (наводящие вопросы воспитателя, ответы детей). Конечно, человеку нужна была вода, еда и жилище. Попить он мог из ручейка или речки. А что же ел человек?
Д: Ягоды, траву, мясо, ловил рыбу.
В: Замечательно, а давайте и мы с вами представим, как же первобытные люди ловили рыбу, если они были рыболовами. Подходите ко мне. Представим, что мы с вами на берегу озера. Возьмем удочки и каждый поймает рыбку. А наш улов мы будем складывать в корзину (играют). Вот это улов собрали наши рыболовы (показываю корзину). Молодцы.
В: Вот здорово, мы с вами как настоящие первобытные люди, садитесь ребята. А где же мог жить первобытный человек?
Д: В пещере.
В: Правильно, посмотрите вот первобытный человек сидит возле своей пещеры (показ фото на ноутбуке, но вот человек поел. Прилег в пещере на мягкую шкуру, поспал. А что ему делать потом? Музыку не послушаешь, телевизор не посмотришь, книгу не прочтешь. Что же делать? (размышления детей).
В: Человек стал. рисовать! На чем? Конечно, на стене пещеры. А чем ему рисовать? Карандашей и красок нет. Ребята, рисунки можно процарапать, а можно нарисовать угольком. Уголек от сгоревшего костра оставляет хороший черный след! Посмотрите какие рисунки нашли археологи. Археологи - это люди, занимающиеся раскопками древностей (показ фото с изображением наскальных рисунков). Чего и кого тут только нет! А вы что увидели?
Д: Птица, люди, животные.
Метод ТРИЗ - "Мозговой штурм" :
В: Ребята, как вы думаете, чем можно было бы рисовать первобытным людям, если бы не было угля? (травой, соком ягод, овощей, песком, водой, грязью).
В: Сколько вы придумали материалов для рисования. Только следы от травы, ягод, воды стираются и исчезают, а вот следы от угля остаются долгое время.
Метод ТРИЗ - "Метод противоречий" :
В: Ребята, а как вы думаете рисовать углем это хорошо или плохо? Почему хорошо? (можно рисовать, рисунки яркие, можно быстро нарисовать). А почему плохо? (руки грязные, рисунок можно размазать).
В: Какие вы молодцы. Ребята, у нашей Машины времени заканчивается топливо, пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем "волшебные" слова:
А теперь хочу домой,
И хочу быть сам собой,
Лишь скажи ты: “Раз, два, три,
Быть по-моему вели!”
(звучит таинственная музыка, убрать все картинки).
В: Ну, вот мы и в детском саду. Ребята, давайте мы о нашем путешествии всем расскажем так, как нам рассказал первобытные люди - нарисуем, что видели. Вы согласны? Тогда пройдем в нашу творческую мастерскую. Проходите за столы.
В: Сначала мы сделаем бумагу "старой" - сомнем ее. Вот так (сминаю лист бумаги). Бумагу нужно смять очень хорошо. Теперь развернем и разгладим ее. Хорошенько расправляем, разглаживаем ладошками бумагу. Теперь наша бумага стала похожа на стены пещеры. А вот и уголь - как в древние времена. Нарисуйте им все, что видели, по желанию. Рисуем на всем листе бумаги, рисунки крупные, они должны быть всем видны.
Самостоятельная деятельность детей. Воспитатель руководит деятельностью детей, используя советы, указания, похвалу (нарисовать можете себя, как мы ловили рыбу, с оружием, рисунки не закрашиваем).
В: Давайте разложим рисунки на столах. Посмотрите, какие красивые рисунки у вас получились. Представьте, что мы с вами в пещере, как у первобытных людей. Что вы узнали нового в путешествии на Машине Времени? Ребята, можно ли, глядя на ваши рисунки, догадаться, куда мы путешествовали? Ваши рисунки можно оформить в альбом "Путешествие на машине времени".