Вера Садилина
Конспект ОД по рисованию для детей подготовительной группы «Золотая хохлома»
Цель: продолжать знакомить детей с народными промыслами (хохлома).
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи и её истории;
- вызвать желание овладеть навыками в рисовании по мотивам хохломской росписи;
Публикация «Конспект ОД по рисованию для детей подготовительной группы „Золотая хохлома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
- учить детей выполнять орнамент, правильно составлять композицию из растительных элементов хохломской росписи (травка, кустики, рябина);
- закреплять умение держать правильно кисть, рисовать кончиком кисти, всей кистью.
Развивающие:
- развивать художественный вкус, чувство гармонии, чувство материала, чувство ритма;
- развивать композиционные умения;
- развивать цветовое восприятие, творческое воображение, память, мышление, мелкую моторику рук
Воспитательные:
- воспитывать интерес к народным промыслам, к народному декоративному творчеству;
- воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;
Интеграция ОО: Познавательное развитие, Художественно – эстетическое развитие, Физическое развитие.
Оборудование: изделия (репродукции изделий) Хохломы, силуэты тонированной посуды из бумаги жёлтого цвета, акварель (гуашь) красного, желтого, черного, зеленого цветов, кисти, баночки.
Ход ОД
1. Организационный момент.
В горнице сидит воспитатель в русском народном костюме. Входят дети, встают около воспитателя, здороваются.
-Здравствуйте, дорогие гости, прошу в мою избу. У меня изба просторная, светлая, всем места хватит, рассаживайтесь (дети садятся)
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
(На столах стоят изделия из Хохломы.)
-Сижу, расписываю посуду для продажи на ярмарке. Ярмарка завтра, а посуды, не расписанной, много осталось, коли в гости пришли – помогите мне. Как на Руси водится, вместе и дело спорится.
Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Бочата, ложки, самовары.
Поставцы, розетки, чаши.
Ложки золочёные,
Бочата кручёные.
Нет изделий краше
Хохломы нашей!
- Ребята, какой росписью украшены эти предметы?
Дети: Хохлома
- Народное чудо «Золотая Хохлома».
- Посмотрите сколько разной посуды, украшено яркими, нарядными узорами, которые отливают золотом.
- Что у нее общего?
Дети: Она сделана из дерева, одинаковые узоры: ягоды, листья, декоративные цветы, травка, веточки.
-Это будто необыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые!
-Сейчас я вам немного напомню об истории этой росписи.
Презентация
-Ребята, хохлома это один из видов народного промысла, именно этой росписью народные умельцы расписывали посуду, столы, стулья и многие другие предметы.
Существует легенда. Жил в одном из нижегородских сел искусный мастер. Резчик по дереву. Делал он чашки ложки, ковши да плошки. Кашу варил, из тех плошек ее ел да не жалел каши для птиц в саду - кормил их. Как-то прилетела к нему в сад сказочная птица - жар, золотое перо. Поклевала каши, а улетая, задела крылом посуду и стала она золотой.
Это, конечно, сказка. Но когда смотришь на расписные хохломские изделия так и кажется, что тут сказочная птица постаралась.
- Посмотрите, как расписаны ложки, дощечки и многие другие предметы окружающие человека.
Создание такой посуды, долгий и кропотливый труд.
Посуда вырезалась из дерева, после чего её покрывали жидкой глиной, просушивали, после пропитывали льняным маслом и слегка подсушивали. Потом покрывали специальным металлическим порошком и расписывают красивыми узорами. Под конец покрывали особым маслом (оливой) и высушивали в шкафах-печах. Металлический порошок и масло придавали неповторимый золотой блеск.
-Ребята, посмотрите на иллюстрации, скажите, какие основные цвета используют мастера?
-Правильно – жёлтый (золотой, красный, черный, зеленый
-Именно эти цвета являются основными для росписи хохлома.
- Ребята, посмотрите на узоры, на что они похожи?
Дети: Травинки, капельки, кустики, листочки, завитки, ягодки
-Молодцы! Правильно!
- Это элементы хохломского узора.
- А какие ягоды рисуют художники?
Дети: Клубнику, рябину, малину, чёрную и красную смородину, крыжовник, бруснику.
- Посмотрите, вот алые гроздья рябины, спелая ягодка землянички, и завитки трав и листья. И главное – мерцающий золотой фон.
Физкультминутка
Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево) Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз). Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
2. Основная часть.
Воспитатель. А теперь проходите в нашу маленькую мастерскую.
- Ребята, хотите сегодня побыть в роли народных умельцев?
Дети: Да, очень хотим!
- Сейчас вы станете художниками Хохломы и украсите посуду. А чтобы стать настоящими мастерами, давайте произнесё м вместе волшебные слова:
Кисти, кисти помогите
Хохлому писать начните!
- Проходите в нашу мастерскую!
- Давайте вместе вспомним главное правило при составлении узора.
Дети: Элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии.
- Предлагаю вам выбирать для себя тот предмет посуды, который бы вы хотели украсить!
(Дети садятся за столы)
- Сегодня я вас научу рисовать травку, кустики и рябину, вот так они выглядят.
(Показ образца).
- Хотите попробовать? Ребята, это не простое задание, но я думаю, вы справитесь.
- Чтобы правильно нарисовать элементы хохломской росписи, посмотрите внимательно, я покажу, как их нарисовать.
-Чтобы нарисовать кустик нужно делать вот так:
- Берем кисточку, окунаем в черную краску, лишнюю снимаем о край баночки, провожу кончиком кисти линию, слегка ее изгибая, вот так, после рисую травинки зеленого цвета, посмотрите, как я рисую травинки, сначала маленькие, после больше и больше. После того, как я нарисовала травинки до середины линии, я рисую травинки более крупные и с изгибом, вот так: кончиком провожу до середины травинки, после всем ворсом и вновь кончиком кисти.
- Вот и получается наш кустик.
- Следующий элемент это рябина, сначала вы рисуете маленький кустик, вот так, посмотрите внимательно, после рисуете ягоды рябины, они рисуются кончиком кисти, вот так.
- Прежде чем начнем рисовать, сделаем пальчиковую гимнастику:
Листочки, ягодки, цветочки (загибаем пальчики)
Стебельки и завитки (разгибаем пальчики)
Расписала нам сама
Золотая хохлома (каждый пальчик по очереди соприкасаемся с большим пальчиком)
(Дети под музыку расписывают посуду.)
3. Заключительная часть.
- Ай, да, молодцы!
Настоящие умельцы!
Сувениры из России
Славят испокон веков,
Чудо - руки золотые
Славных русских мастеров!
Воспитатель: Вот и закончили свою роспись народные умельцы. Спасибо вам за помощь! Я уверена, что покупателям на ярмарке очень понравится ваша посуда! (Выставка работ) (Дети выходят в центр группы с работами в руках или другой вариант организации выставки).
- Какие у вас получились замечательные работы!
-Ребята, вам понравилось быть в роли народных мастеров?
-Как вы думаете, у вас получилось?
- Какие предметы посуды мы сегодня расписывали?
- С каким узором Хохломской росписи вы сегодня познакомились?
- Какой элемент был для вас наиболее сложным?
- Какие основные цвета используются в росписи хохлома?
- Давайте вместе вспомним главное правило при составлении Хохломской росписи.
- Какое настроение вызывает у вас Хохломская посуда?
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама,
И нигде на свете
Нет таких соцветий!
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома!