Людмила Иванова
«Морское путешествие». Конспект ООД по ФЭМП в старшей группе для детей с ТНР (5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Морское путешествие»
Цель: Поддержание интереса детей к играм развивающей направленности.
Задачи:
1. Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них.
2. Совершенствовать умение составлять целое из частей.
3. Закрепить умение систематизировать предметы, располагая их в возрастающем порядке по высоте.
4. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги и в пространстве.
5. Развивать логическое мышление, внимание, воображение, речь.
Публикация «„Морское путешествие“, Конспект ООД по ФЭМП в старшей группе для детей с ТНР (5–6 лет)» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Старшая группа
- Темочки
6. Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку.
Оборудование и материалы:
Ноутбук; мультимедийный проектор; экран; презентация с видами островов; комплекты игры «Танграм» на каждого ребёнка; расчленённый рисунок кораблика; волшебный мешочек; наборы блоков Дьенеша; схематическое изображение блоков; две коробки для рыбы; два мольберта с магнитами; фотографии островов (4 штуки); образец «сундука» с сокровищами; разлинованные на девять частей листы бумаги; наборы плоскостных геометрических фигур на каждого ребёнка; два обруча; разные по длине и цвету полоски (по 7 штук на каждого ребёнка); конверт с письмом от жителей острова «Смекалок»; сундук с сюрпризами для детей, ключ и части ключа.
Методы и приё мы:
• наглядные: мультимедийная презентация, схемы, образцы, картинки с видами островов, плоские и объёмные геометрические фигуры.
• словесные: художественное слово, вопросы к детям, пояснения, уточнения, загадки
• практические: составление корабля, соотнесение свойств фигуры со схемой, подбор фигур к определённой схеме, выкладывание фигур в определённой последовательности по памяти, отгадывание загадок.
• игровые: проведение занятия в виде путешествия, чудесный мешочек, использование игр «Танграм», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», использование музыки, сюрпризный момент.
Ход ООД:
Вводная часть:
Воспитатель встречает детей у входа в музыкальный зал, приглашает встать их в круг и задаё т вопросы:
- Настроение хорошее?
- Да.
- Лентяев нет?
- Нет.
- Улыбки всегда?
- Всегда.
- Тогда начинаем?
- Да.
Основная часть:
Звучит шум прибоя, воспитатель задаё т детям вопрос:
- Что вы слышите? (ответы детей)
- Сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие. Скажите, пожалуйста, на чём можно путешествовать по морю (ответы детей). Правильно, на корабле, но у нас нет корабля, что же нам делать? (ответы детей).
Игра «Танграм»
- Перед вами лежат геометрические фигуры. Давайте из них попробуем выложить кораблики. Дети на полу выкладывают кораблики из геометрических фигур (подносы с фигурами находятся на стульчиках). Если дети затрудняются, педагог показывает детям расчленённый образец кораблика.
- Молодцы. Теперь у нас есть корабль, но мы не можем отправиться путешествовать. Почему? Чего нам не хватает? (ответы детей).
- Правильно, для того, чтобы плыть на корабле, надо приобрести билеты.
Игра «Найди своё место»
Каждый ребёнок берёт с подноса любую фигуру (блок).
- У всех есть билеты? Молодцы, а теперь занимайте места на корабле согласно купленным билетам.
Дети подходят к «кораблю» со стульчиками в два ряда. На спинках стульчиков прикреплены закодированные билеты. Каждый ребёнок ищет своё место, сравнивая свойства своей фигуры с карточкой символом на спинке стула. Два ребёнка – контролёры проверяют, все ли пассажиры сели на свои места.
- Ребята, а вы знаете, кто на корабле самый главный? (ответы детей) Как вы думаете, какими качествами должен обладать капитан? Нам тоже нужно выбрать капитана. Кто быстрее ответит на мой вопрос, тот и станет капитаном. Сколько ушей у двух мышей?
Звучит музыка. В это время на экране картинка с морским пейзажем (слайд 2). Дети плывут на корабле, и проговаривают стихотворение:
Ветер по морю гуляет наш кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.
Капитан наш смотрит вдаль, к острову плывёт корабль…
На экране появляется картинка с изображением первого острова - «Остров сокровищ» (слайд 3). Воспитатель просит кого – нибудь из детей прочитать название острова. Затем дети находят символ данного острова в окружающем пространстве (уменьшенная фотография со слайда). Определяют и называют направление движения, сходят с корабля и подходят к столам, на которых лежат «сундуки» (листы бумаги, разлинованные на девять секторов).
- Ребята, мы с вами попали на «Остров сокровищ». Посмотрите, перед вами лежат сундуки, но они пусты. Все драгоценные камни (геометрические фигуры) высыпались из сундука (на подносах). Камни надо вернуть в сундуки на свои места.
Воспитатель подходит к мольберту и переворачивает образец «сундука».
- Посмотрите, только в одном сундуке, есть несколько драгоценных камней. Обратите внимание, что все «камни» расположены в определённой последовательности. Запомните, как лежат камни, и расположите в своих «сундуках» точно также.
Дети выкладывают фигуры по памяти на своих листах.
- Давайте проверим, правильно ли вы расположили камни.
Ваня, где в твоём сундуке лежит жёлтый камень круглой формы? (Жёлтый камень круглой формы лежит в правом верхнем углу).
Максим, какой камень лежит в твоём сундуке в левом нижнем углу? (В левом нижнем углу у меня лежит синий камень круглой формы) и т. д.
- Правильно, молодцы. Обратите внимание, что в сундуке ещё есть свободные места для камней. Положите оставшиеся камни так, чтобы рядом были камни другого цвета и формы.
Проверяем правильность выполнения задания.
- Андрюша, скажи, пожалуйста, какой камень в твоём сундуке лежит между красным камнем квадратной формы, и синим камнем круглой формы?
- Даша, какой камень лежит в твоём сундуке под жёлтым камнем круглой формы?
- Максим, а какой камень лежит над красным камнем круглой формы?
- Скажите, пожалуйста, где лежит красный камень круглой формы?
- Молодцы, ребята, все сокровища разложили по сундукам. Посмотрите, рядом с сундуком, лежит часть какого – то предмета. Что бы это могло быть? (предположения детей) Давайте возьмём эту часть с собой (отдаёт капитану, может она нам пригодиться. Теперь можно отправляться в путь.
Дети занимают свои места на корабле. Звучит музыка. В это время снова на экране картинка с морским пейзажем (слайд 4). Дети плывут на корабле, и повторяют стихотворение:
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.
Капитан наш смотрит вдаль, к острову плывёт корабль…
На слайде появляется картинка с изображением другого острова (слайд 5). Дети читают его название, находят символ данного острова в окружающем пространстве (уменьшенная фотография со слайда). Определяют и называют направление движения и сходят с корабля.
Игра «Рыбаки»
- Мы приплыли на остров «Рыбачий». Жители этого острова любят ловить рыбу, но не всю подряд, а определённой формы, толщины, цвета и размера.
Воспитатель подводит детей к лежащим на полу обручам с блоками Дьенеша внутри и символами блоков снаружи.
- Посмотрите, как много разной рыбы в двух водоёмах. Вы тоже можете порыбачить. Только сначала вам надо разделиться на две команды.
Дети строятся в шеренгу и рассчитываются на первый – второй. Все первые номера в одной команде, вторые – в другой.
- Для того чтобы вы ловили только разрешённую рыбу и не ошиблись, у вас будут подсказки (схемы). Запрещенная рыба должна остаться в водоёме, а пойманную рыбу можно класть в коробку.
В одном из водоёмов (обручей, дети обнаруживают ещё один фрагмент неизвестного предмета, который отдают капитану.
Схема для первой команды:
Схема для второй команды:
Пока дети выполняют задание, звучит тихая спокойная музыка.
- Ну, что же, давайте проверим какую рыбу вы поймали. Понравилось вам рыбачить? (ответы детей) Вы наловили столько рыбы, что я, пожалуй, останусь на этом острове, и буду варить уху. А вам пора в путь.
Звучит музыка, дети занимают места на корабле. В это время снова на экране картинка с морским пейзажем (слайд 6). Дети плывут на корабле, и повторяют стихотворение:
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.
Капитан наш вдаль глядит, а корабль на мель летит…
На слайде появляется картинка с изображением коралловых рифов (слайд 7). Дети ищут в окружающем пространстве символ рифов (уменьшенную фотографию со слайда). Определяют и называют направление движения и сходят с корабля.
- Мы попали на мелководье, где обитают коралловые рифы, а вы знаете, что это такое. Это растения или животные? (ответы детей). Правильно это простейшие животные, у которых нет скелета, а сверху они покрыты твёрдой известковой оболочкой. Соединяясь друг с другом, они образуют кустики с веточками разной длины.
На полу лежат комплекты полосок разной длины и цвета (по 7 штук).
- Когда мы подплывали, наш корабль повредил несколько таких кустиков. Давайте восстановим прежний вид и разложим веточки кораллов в определённой последовательности от самой низкой до самой высокой.
Проверяем правильность выполнения задания, и среди кораллов находим ещё одон фрагмент ключа. Воспитатель даёт детям возможность подумать и назвать, что это. Отдаёт фрагмент ключа капитану.
- Молодцы. Нам пора отправляться в путь, занимайте свои места на палубе корабля.
Под музыкальное сопровождение путешествие продолжается. В это время снова на экране картинка с морским пейзажем (слайд 8).
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.
Капитан наш смотрит вдаль, к острову плывёт корабль…
На слайде появляется картинка с изображением острова «Смекалок» (слайд 9). Дети ищут в окружающем пространстве символ данного острова (уменьшенную фотографию со слайда). Определяют и называют направление движения и сходят с корабля.
- Мы находимся на острове «Смекалок». Что же нам тут делать?
Дети находят конверт, открывают его. Воспитатель зачитывает послание жителей острова.
Здравствуйте, дорогие путешественники!
Вы попали на остров «Смекалок». Все жители этого острова очень умные и сообразительные. Если вы правильно решите наши задачки,
мы непременно отблагодарим вас.
Желаем успехов!
Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать? (4 жука)
Над водой летели птицы:
голубь, щука, 2 синицы,
2 стрижа и 5 ершей.
Сколько птиц? Ответь скорей! (5 птиц)
Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей -
Сколько всего в воде малышей? (6 птенцов)
В рыбьем царстве к осетру
Приплывают поутру
Три молоденькие щучки,
Чтоб ему почистить щечки,
А два весёлых ерша
Моют брюхо и бока.
Посчитай-ка, детвора,
Сколько слуг у осетра? (5 слуг)
Ответив на все вопросы, дети находят последний фрагмент ключа и складывают его на полу. В это время воспитатель достаёт целый ключ и спрашивает у детей.
- Как вы думаете, что можно открыть таким ключом? (ответы детей)
Все вместе находят сундук, открывают его ключом и достают сюрпризы. Дети благодарят жителей острова, и садятся на корабль.
Заключительная часть
- Наше морское путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться.
Путешественники плывут на корабле обратно (слайд 10). Воспитатель спрашивает у детей :
- Скажите, пожалуйста, что сегодня вам больше всего понравилось? Что вас удивило? Что запомнилось, и о чём вы сможете рассказать дома? (ответы детей) Надеюсь, что вам было интересно. Я благодарю вас за сотрудничество, и за увлекательное совместное путешествие.