Жанна Мухина
Конспект досугового мероприятия в старшей группе детей с ТНР «Путешествие по следам богатырей»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
досугового мероприятия в старшей группе детей с ТНР
Тема: «Путешествие по следам богатырей»
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие
разработала
Мухина Жанна Валерьевна
Образовательные технологии:
- игровые технологии: проблемно-игровая ситуация, викторина, дидактическая игра «Объясни слово», «Собери картинку», «Отгадай загадку»
- развивающее обучение
- здоровьесберегающие технологии: физ. минутка, профилактика плоскостопия – массажные коврики, танцевальная пауза, речь с движением.
Публикация «Конспект досугового мероприятия в старшей группе детей с ТНР „Путешествие по следам богатырей“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Богатыри. Сценарии развлечений
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
2018 год
Цель:
Формирование гражданственности и патриотизма, чувства гордости за страну и народ.
Задачи:
1. Закрепить представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской;
2. Закрепить знание о былине, о былинных героях, атрибутах богатырей, чертах характера;
3. Закрепить знание богатырских пословиц, древнерусских обрядов.
4. Формировать умение использовать свои знания в различных ситуациях в соответствии с выбранной задачей;
5. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях;
6. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Активизация словаря:
Богатырь, былина, кольчуга, щит, меч, шлем, гусли, гусляр, из уст в уста, палица, ярило, славяне, Русь, могучий, отзывчивый, отважный.
Предварительная работа с детьми:
1. Знакомство с творчеством В. М. Васнецова. Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»;
2. Слушание в аудиозаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;
3. Чтение былин «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Никита Кожемяка», «Микула Селянинович», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Святогор»;
4. Просмотр мультфильмов «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич»;
5. Рисование на тему «Русский богатырь»;
6. Конструирование из фольги : «Кольчуга»;
7. Обрисовывание по тематическим трафаретам «Богатыри»;
8. Создание мини-музея «Богатыри русские»;
9. Знакомство с обрядами древних славян;
10. Создание книжной выставки: И. В. Дубов, А. В. Голубева «Древние славяне», сборник «Былины, легенды и притчи», И. В. Карнаухова «Русские богатыри», Л. Яхнин «герои русских былин», «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Микула Селянинович», «Святогор», «Добрыня Никитич», Альбом В. М. Васнецов;
11. Оформление «Мини-Музея» : щиты, мечи, шлем; чеканка «Витязь»; гусли; голова витязя – керамика; репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри»; иллюстрация с изображением гусляра; рисунки детей; кубики «Герои русских былин»; печка (имитация из ткани); сундук; княжеский дворец из картона.
Работа с родителями:
1. Предоставление материала родителям для разучивания с детьми богатырских поговорок;
2. Поручение родителям: посетить с детьми рыцарский зал Эрмитажа;
3. Знакомство родителей со схемой для изготовления с детьми княжеского замка;
4. Привлечение к участию в создании мини-музея.
Ход мероприятия:
Дети одеты в русские народные костюмы, входят под аудиозапись звона Архангельских колоколов.
Воспитатель: Ребята, сегодня я получила необычное письмо: «Дети старшей группы детского сада №19! Прошу вас о помощи! Кто-то забрал из моего государства, Забаву Путятичну. ПОМОГИТЕ НАЙТИ ЕЁ!
С уважением и надеждой - Князь Владимир»
Воспитатель: Что же мы будем делать, отправимся на поиски Забавы Путятичны, поможем князю Владимиру? (дети соглашаются). Давайте вспомним прошлое и вспомним, как называлось государство, где жили Князь Владимир и Забава Путятична?
Дети: Князь Владимир и Забава Путятична жили в государстве, которое называлось Русь.
Воспитатель: Ребята, путь нам предстоит непростой, понадобится смекалка. Чтобы потренироваться, мы поиграем с вами в игру «Объясни слово». Я назову слово, а тот, кто объяснит, что оно обозначает, отправится на помощь Забаве Путятичне и возьмётся за нашу верёвочку, которая поможет нам собраться и не растеряться в пути. Итак, слова: «поход», «солнце», «огонь», «богатырь», «хвост», «дорога», «земля», «Родина», «уздечка», «Муром», «свистит», «Настасья Микулична».
Воспитатель: Молодцы ребята, теперь мы с вами можем отправляться в путь (проходят немного вперёд под лёгкую мелодию и останавливаются у камня).
Стоит камень с надписями, воспитатель читает: «Налево пойдёшь – друзей потеряешь», «Направо пойдёшь – трусливым станешь», «Прямо пойдёшь - путь трудный обретёшь, но добро найдёшь».
Воспитатель: Куда же мы отправимся с вами ребята? (дети выбирают 3 вариант, от камня идут жёлтые стрелки-указатели по полу). Ребята, посмотрите, здесь непроходимое болото, одни только кочки видны. Попробуем пробраться через него по кочкам. Главное - не провалиться в трясину! (Дети друг за другом перескакивают по кочкам (массажным подушкам). А вот и чья-то избушка, кто - то в ней живёт.
Выглядывает Мудрая Сова: Ох, русским духом пахнет! Ишь ты, сколько молодцев в мой лес набрело! А ну, отвечайте, откуда вы и куда путь держите! Дети объясняют.
Сова: Если вы умные и догадливые ребята, то вы поймёте из моей загадки, кто забрал Забаву: «Летает, а не птица. Может с богатырями сразиться. Не любит никого. Три головы у него».
Дети: Змей Горыныч.
Воспитатель: Ребята, теперь мы знаем, кто похититель и кого нам надо искать. Но как же нам добраться до Змея Горыныча?
Сова: Идите этой дорогой. На пути у вас будут две поляны. На первой вы должны проверить свою силушку богатырскую, а чтобы победить Змея Горыныча нужна ещё и смекалка, ваш ум и смекалку вы проверите на второй поляне. Сможете пройти эти две поляны – одолеете Змея Горыныча, ну а если нет – вернётесь.
Воспитатель: Что же, ребята отправимся в путь. Подходят к поляне с надписью: «Сила да ловкость в любом деле подмога»!
Воспитатель: Ребята, какими были богатыри?
Дети: Смелыми, ловкими, умелыми.
Воспитатели: Давайте вспомним нашу речёвку (речь с движениями) :
Богатырь - вот он каков : (Показывают силача)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, (Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
Воспитатель: Для начала разомнитесь. По верёвочке пройдитесь, соступать с неё нельзя, пропасть вас там ждёт друзья.
(На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти закрытыми глазами, руки на поясе).
Воспитатель: А теперь выясним, кто у нас самый меткий? (Игра «Кольцеброс»)
Воспитатель: Что ж, силу, ловкость, меткость свою мы проверили, пора нам отправляться дальше.
( Приходят на поляну с названием: «Тот сильнее, кто умнее. Тот храбрее, кто добрее!» воспитатель читает её название)
Воспитатель: А ведь и правда ребята, богатырям нужна была не только сила и ловкость, а что ещё им было нужно для борьбы с врагом?
Дети: ум, смекалка, хитрость, знания.
Слышится волшебная музыка, голос говорит: «Тот, кто сумеет ответить на все вопросы, сможет одолеть Змея Горыныча. Вопросы лежат в сундуке». (Открывают сундук, находят свиток с вопросами)
Воспитатель: Попробуем ответить на вопросы: кто сражался со Змеем Горынычем, как называли их?
Дети: Со Змеем Горынычем сражались богатыри.
Воспитатель: Какие имена богатырей русских вы знаете?
Дети: Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Никита Кожемяка, Микула Селянинович, Святогор.
Воспитатель: Назовите богатырские пословицы.
Дети: Тот герой кто за Родину горой.
Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, не сходи.
Жить - Родине служить.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Воспитатель: Судя по пословицам, какие были богатыри?
Дети: Богатыри были сильные, выносливые, храбрые, смелые, добрые, отзывчивые, отважные.
Воспитатель: Что делали богатыри?
Дети: Богатыри защищали родину, землю русскую от врагов, помогали слабым.
Воспитатель: На свитке написанные вопросы закончились, давайте заглянем в сундук, может там ещё что-то есть.
(Достают разрезную мозаику по картине Васнецова «Три богатыря»)
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что нам надо с этим сделать?
Дети: Надо собрать целую картинку. (Собирают совместно картину)
Воспитатель: А что же за картину мы собрали? Какой художник написал эту картину?
Дети: «Три богатыря» Васнецова.
Воспитатель: Мы с вами выполнили ещё одно задание. Пора опять заглянуть в сундук. (Достают гусли)
А здесь снова вопросы: Что это за инструмент? Для чего он нужен и кто им пользовался?
Дети: Это гусли. На них играл гусляр, рассказывал под их аккомпанемент былины.
Воспитатель: А что такое былины, откуда такое слово произошло?
Дети: Это слово произошло от слова «быль» - было.
Воспитатель: (читает вопрос) Ребята, кто скажет, откуда вы узнали о богатырях, ведь это было так давно, когда нас с вами ещё не было?
Дети: Былины рассказывали гусляры. Ходили по разным городам. Услышав былину, люди передавали её из уст в уста. Позже стали записывать былины. Таким образом, они дошли до наших дней.
Воспитатель: Давайте заглянем ещё раз в сундук, мне кажется, что-то там осталось. (Достают дубовый лист)
Дети: Дубовый листочек со словами.
Воспитатель: На нем написано, что он волшебный и, если мы ответим на его вопросы, то узнаем, где искать Змея Горыныча и Забаву Путятичну.
• Какому дереву поклонялись на Руси? (дубу);
• Почему дуб считали священным деревом? (потому что дуб - могучее дерево, его почитали за жизнестойкость, мощь);
• Как называлось солнце в Древней Руси? (ярило);
• Что изображали на щитах и мечах богатырей, для чего? (солнце);
• Как назывались люди, жившие на Руси? (славяне).
Воспитатель: А вот тут в конце написано, куда нам идти:
«Возьмите этот клубок, и он приведёт вас к Змею Горынычу».
(катят клубок, проходя мимо столика с атрибутами богатырей и современными военными атрибутами)
Воспитатель: Ребята, мы же с вами находимся в Древней Руси и нам надо взять атрибуты, которые использовали богатыри в походах.
(Дети выбирают богатырские атрибуты, подходят к замку Змея Горыныча. Выключается свет, раздаются раскаты грома. Появляется Змей Горыныч).
Змей Горыныч: За Забавой Путятичной пришли. Не отдам я вам её!
Воспитатель: Ребята, покажем Змею Горынычу какие мы сильные, ловкие, умелые. (Мальчики танцуют танец «Богатырская наша сила»)
Змей Горыныч: Не справиться мне с вами! Забирайте свою Забаву!
(Раздаётся грохот и Змей Горыныч убегает. Входит Забава Путятична с караваем под русскую народную мелодию).
Забава Путятична: Спасибо вам ребята, что спасли меня. Вот вам от меня угощение, русский каравай, а я теперь могу вернуться на Родину. (Отдаёт каравай и уходит)
Воспитатель: Ребята, подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри. Вы были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. Что вам больше всего запомнилось и понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей).
На память о нашем путешествии мы сфотографируемся.
Фотографирование на память.