Валентина Евменова
Занятие по обучению грамоте «Путешествие в мир букв и звуков» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи : познакомить со звуками «л» и «л'», со звуковым анализом слова «лиса», продолжать знакомство воспитанников с понятиями «гласные звуки», «согласные звуки», «твердые и мягкие согласные звуки»; формировать представления о составе и схеме предложения; развивать фонематический слух, умение делить слова, проводить фонематический анализ и синтез слов; воспитывать самостоятельность, дружелюбие, культуру речевого общения.
Ход занятия
(дети входят в группу под музыку и образуют круг)
Публикация «Занятие по обучению грамоте „Путешествие в мир букв и звуков“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Педагог: Станем рядышком по кругу
Скажем «Здравствуйте» друг другу. (Здравствуйте)
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!» Гостям: «Добрый день»
Педагог: Ребята, вы любите путешествовать? (Да)
Сегодня мы отравимся в путешествие в мир букв и звуков. А отправимся мы туда на воздушном шаре. Согласны? (Да)
Полетим под облаками,
Их потрогаем руками.
И поднимет в небо пар
Наш большой воздушный шар!
Дети берутся за руки, как бы образуя корзину. Над потолком воздушные шары. Звучит отрывок из песни «На воздушном шаре», дети водят хоровод.
1 остановка. «Буквы и звуки». Звуковая разминка.
Педагог: Ребята, на какие буквы делится алфавит? (гласные, согласные)
Педагог: Что мы делаем с буквами? (видим, пишем, читаем)
Педагог: Что мы делаем со звуками? (слышим и произносим)
Педагог: Как мы произносим гласные звуки? (свободно, протяжно, поем)
Педагог: Произнесем: а-а-а, о-о-о, у-у-у, ы-ы-ы.
Педагог: Как мы произносим согласные буквы? (коротко, отрывисто, колем иголочкой). Произносим: м, с, х, р, ш…
Игра «Лишняя буква»
Детям предлагаются карточки с буквами Их задача – найти лишнюю букву, а затем объяснить свой выбор. (буква К лишняя, потому что она согласная, а все остальные – гласные буквы).
А О Ы Х У
Р Ш А Н С
У 4 О А Ы
Педагог: Молодцы!
2 остановка. «Дружная»
Игра «Назови мягкую пару»
Дети образуют круг. Педагог бросает мяч и называет твердый согласный звук, ребенок называет мягкую звуковую пару и бросает мяч назад:
с - с', м - м', р - р', х - х', л - л', н - н', в - в', к - к', ш -?
Игра «Звуки заблудились»
Дети - в кругу. Педагог бросает мяч и называет последовательно звуки, ребенок собирает слово и бросает мяч назад: с, о, м – сом; х, о, р – хор;, у, х, а – уха; о, с, а - оса; р, а, к и т. д.
Педагог: Молодцы!
3 остановка. «Лесная»
Педагог: На лесной лужайке играли дружно зайки, лисята и волчата, бельчата и ежата. Разыгрались малыши, от дома далеко ушли.
- Ребята, давайте поможем лесным жителям найти дорогу домой. Если в слове 1 слог – картинку положить в карман с 1 шариком; 2 слога – с 2-мя шариками; 3 слога – 3 шариками.
(дети по очереди берут картинку у педагога и определяют количество слогов в слове)
( деление на слоги по правилу: руки положить под подбородок, проговорить слово, сколько раз опустилась ладонь столько и слогов.)
Педагог: Молодцы! Лесные жители вам благодарны.
4 остановка. «Магазин»
Педагог: Ребята, настало время подкрепиться. Зайдем в магазин и выберем продукты. Выбирая картинку с продуктом, вы определяете 1-ый в слове и кладете её к нужной букве (буквы : А, С, М, Х; картинки: масло, молоко, сыр, сметана, хлеб, ананас и другие; рыба (лишняя).
- Почему вы не выбрали рыбу?
5 остановка. «Почитай – ка»
(дети читают на доске слова)
Педагог: Ребята, впереди у нас вода.
Ой, высокая волна!
Море плещет, море штормит.
Нам поиграть море велит.
Педагог: Наша следующая остановка «Морская» - 6 остановка.
Физминутка «Море волнуется»
(фонограмма, движения в соответствии с текстом)
7 остановка. «Школьная»
(дети садятся за столы)
Педагог:
Игра «Доскажи словечко» (за столами)
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую … (лису)
Педагог: Ребята, давайте составим предложение со словом «лиса».
( варианты: Лиса отдыхает. Лиса бежит. Лиса живет в лесу. Лиса ест рыбу.)
Педагог: А теперь составим схему предложения «Лиса отдыхает».
– Посчитаем сколько слов в этом предложении (хлопками)
– Как условно обозначается слово на схеме? (линия)
– Слова бывают длинные и короткие. И линии схемы тоже длинные и …
– Сколько линий мы проводим? ( две: 1-ая короче, 2-ая длиннее)
– Что еще надо обозначить на схеме? (Заглавная буква, точка)
– Составим схему предложения «Лиса живет в лесу».
– Посчитаем сколько слов в этом предложении (хлопками). Составляем самостоятельно (на листах индивидуально).
Звуковой анализ слова «Лиса»
Педагог: Лиса живет в лесу, а звуки слова «лиса» в окошках звукового домика. Давайте их расставим.
– Интонационно выделим 1-ый звук в слове : л-л-лиса.
– Какой 1-ый звук в слове?
– Какой это звук : гласный или согласный, почему? (мягкий согласный звук [л'], говорим коротко)
– Фишкой какого цвета обозначим звук [л']? (зеленого, вызвать ребенка к доске, ему вставить фишку и назвать звук : «Первый звук в слове – мягкий согласный звук [л'], обозначаем фишкой зеленого цвета»)
– Интонационно выделим 2-ой звук в слове : ли-и-и-са.
– Какой 2-ой звук в слове? Почему? (гласный звук [и], можем пропеть)
– Фишкой какого цвета обозначаем? (красной, вызвать к доске:2-ой звук в слове – гласный звук [и], обозначаем фишкой красного цвета)
–Интонационно выделим 3-ий звук в слове : лис-с-с-са. (по аналогии)
–Интонационно выделим 4-ый звук в слове : лиса-а-а-а. (по аналогии)
(дети выкладывают фишки на полоски-схемы за столами, кто-то у доски)
Игра «Живые звуки»
(детям раздаются фишки)
Задание: звуку [л'] – похлопать, звуку [с] – улыбнуться. Звуку [а] – пропеть песенку звука : а-а-а-а; звуку [и] – назвать свой звук громко : И-И-И.
Команда: собрать слово «лиса»
(дети становятся последовательно по цветам, соответствующим звуковому анализу слова)
Игра «Сложи слово»
Педагог: Ребята, у вас на столе буквы, задание – сложить слово «лиса».
(дети самостоятельно складывают слово)
Педагог: прочитаем: ли-са. Молодцы!
Педагог: Подведем итог. В слове лиса, посчитаем сколько звуков : 1,2,3,4 – 4 звука. И посчитаем, сколько букв : 1,2,3,4 – 4 буквы.
Графическое задание в тетрадях
Педагог: Пропишем букву «Л».
– Вспомним, где живут буквы? (на линеечках).
– Чему равно расстояние между буквами? (указательному пальчику)
( объясняю: начинаем прописывать с верхней строчки, ставим точку на верхней строчке, затем влево проводим наклонную линию до нижней строчки, далее вправо наклонная линия до нижней строчки)
Пальчиковая гимнастика «Гармошка»
Педагог: Прописываем в воздухе, затем в тетрадях.
(дети самостоятельно прописывают)
Напомнить правила для письма!
Педагог: Молодцы! Наша следующая остановка «Паутинка» - 8 остановка
(дети становятся в круг)
Игра «Паутинка»
Педагог: Ребята становимся в круг. Что мы сегодня делали? Что узнали? Какое задание понравилось выполнять?
(ребенку передается нить, он её крепко держит, затем нить передается ребенку напротив и т. д. дети, взяв нить в руки, отвечают на заданные вопросы)
Педагог: Ребята, натяните нить. Какая крепкая паутина новых знаний у нас получилась.
– Если бы мы ничего не делали (дети отпускают нить). Ничего бы не узнали.
Педагог: А теперь беремся за руки, как бы образуя корзину. Пришла пора возвращаться из нашего путешествия на воздушном шаре «В мир букв и звуков».
(звучит музыка «На воздушном шаре», дети идут по кругу и далее под музыку уходят из группы)