Настя Лаврищева-Загрядских
Конспект ОД «Круговорот воды в природе» в старшей группе комбинированной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад №32 «Солнышко» г. Елец
Конспект образовательной деятельности (ОД)
по формированию целостной картины мира
на тему: «Круговорот воды в природе»
в старшей группе комбинированной направленности
( возраст дошкольников: 5-6 лет)
Подготовила: Воспитатель 1-ой категории
Загрядских
Анастасия Сергеевна
г. Елец, 2018 г.
Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) и «Коммуникация».
Публикация «Конспект ОД „Круговорот воды в природе“ в старшей группе комбинированной направленности» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах и круговороте воды в природе.
Основные задачи:
Образовательные задачи:
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора : продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу круговорота природы;
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные: модель, глобус, лаборатория, опыты, испарение, осадки.
Помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды : течёт, тает, испаряется;
Развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;
Развивающие задачи:
Способствовать развитию любознательности;
Развивать внимание детей;
Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
Воспитательные задачи:
Продолжать воспитывать культуру поведения в природе;
Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;
Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Оборудование и материалы:
- Глобус, схемы: «Круговорот воды в природе», иллюстрации по теме, два. Презентация «Путешествие капельки в природе». Раздаточный материал на каждого ребё нка : одноразовые лоточки, салфетки, цветные фломастеры, пакетики с замком, вода подкрашенная пищевыми красителями, -Для проведения опытов с водой: термос с кипятком, зеркальце, лёд.
Место проведения - актовый зал
Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н. А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой.
На занятии используются - игровые, экспериментальные виды детской деятельности, психогимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутка.
Методические приемы:
Беседа;
Вопросы;
Загадки;
Сюрпризный момент;
Опыты;
Ход ОД.
Организационный момент:
Воспитатель входит с детьми в актовый зал, приветствуют гостей и предлагает собраться на ковре образуя круг взявшись за руки.
Психогимнастика «Подари улыбку»
В центре круга глобус скрыт большой салфеткой.
Воспитатель: Ребята, тут что то спрятано. Как вы думаете, что это может быть?
Ответы Детей.
Воспитатель: Отгадать вам поможет моя загадка.
На ноге стоит одной крутит, вертит головой
Нам показывает страны реки, горы, океаны.
Дети отгадывают загадку, снимают салфетку.
Беседа с детьми о глобусе:
Воспитатель: Как вы думаете, что такое глобус?
Дети: Глобус- это модель Земли?
Воспитатель: А какой формы наша планета-Земля?
Дети: Наша планета формы – шар.
Воспитатель: Рассмотрите глобус внимательно. На глобусе много голубого цвета. Как вы думаете что это?
Дети: Голубой цвет- это вода (моря, реки, океаны.)
Воспитатель: А, что обозначено желтым, зеленым, оранжевым, цветом?
Дети: желтым, оранжевым, зеленым обозначена - суша.
Воспитатель: а чего больше на Земле: воды или суши?
Дети: На земле больше воды.
Воспитатель: Правильно, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет.
Воспитатель: А как вы думаете, где вокруг нас мы можем увидеть воду?
Дети: Вода есть в чайнике, в цветочках, в компоте, в трубах, в лужах.
Воспитатель: Вот, сколько воды вокруг нас. Она приносит нам большую пользу. А есть ли в человеке вода?
Дети : Да! В человеке есть вода (надеваем на головы ободки- капельки).
Воспитатель: Вода – чудо природы.
Без пищи мы можем прожить 49 дней.
Без воды человек может прожить не больше 2-х дней. Ни одно существо не обходится без воды.
Какой вывод мы можем сделать?
Дети : Воду нужно беречь.
Воспитатель: А какие примеры из нашей жизни вы можете привести? Как вы бережете воду?
Дети : Помыли посуду, искупались и выключили воду, т. к. ее мало, надо ее беречь, нельзя засорять водоемы, реки.
Воспитатель: Вода – удивительное вещество. Мы с вами проводили различные опыты с водой и узнали много о ее свойствах.
А вспомнить свойства воды нам поможет Капитошка. Капитошка очень любит игры и в одну из них мы с вами поиграем. Давайте встанем в круг. И кому из вас в руки попадет Капитошка, тот называет свойство воды.
Дети: Прозрачная, не имеет запаха, не имеет формы, не имеет цвета, не имеет вкуса, жидкая, растворяет вещества, может принять любую форму.
Воспитатель: Молодцы, вспомнили свойства воды.
А в природе вода бывает в 3-х состояниях.
В твердом, жидком и газообразном
Воспитатель: Я вас с Капитошкой приглашаю в лабораторию, чтобы показать вам эти три состояния воды.
Дети садятся за столы и одевают фартуки.
Опыт. Различные состояния воды.
Воспитатель: Ребята, я сейчас вам раздам что-то, а вы мне ответите, что это и как это получилось (педагог раздает детям заранее приготовленные кусочки льда)
Дети: это лед.
Воспитатель: А как он получился?
Дети: когда холодно, вода замерзает и превращается в лед.
Воспитатель: Правильно, ребята.
Воспитатель: Потрогайте его, Какой он?
Дети: Твердый, холодный, тяжелый.
Воспитатель: А если снова будет тепло? Подержите льдинки у вас в руках. Что с ним происходит?
Дети: Лед тает и превращается в воду.
Воспитатель: И переходит из твердого состояния в какое?
Дети: Жидкое
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?
Дети: Лед — это замороженная вода.
Воспитатель: Ребята! А это что такое?
Дети: Это чайник.
Воспитатель: А как вы думаете для чего он нужен человеку?
Дети: В нем мы греем воду.
Воспитатель: Смотрите. Я открываю крышку Чайника. Что вы видите?
Дети: Из чайника идет пар.
Воспитатель: Подношу к отверстию зеркало. Посмотрите, что появилось на зеркале?
Дети : Капельки воды.
Воспитатель: Откуда они взялись?
Дети: Пар остыл и снова стал каплями воды.
Воспитатель: Ребята, пар — это тоже вода, но не простая, а газообразная. От большого нагревания вода превращается в пар.
Воспитатель: А где дома мы можем увидеть пар?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, из горячего чайника и т. д.
Воспитатель: Ребята, какой мы можем сделать вывод? В каких трех состояниях может находиться вода?
Дети: Вода может быть в твердом, жидком и газообразном состоянии.
Воспитатель: Мы с вами проделали серьезную работу, теперь пора и отдохнуть.
Физкультминутка:
«Капельки- пружинки» (под музыку)
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знаем очень много о воде, вода вокруг нас, без неё всё живое погибнет! А знаете ли вы, что вода- большая путешественница, капельки никогда не остаются на месте, постоянно куда- то движутся, спешат, суетятся? Помните, мы налили в пятницу воду в это блюдце? А сейчас ее там нет! Смотрите, и след простыл! Куда бы она могла подеваться? А вы, ребята, знаете? Капитошка, ты не знаешь? Капитошка предлагает нам посмотреть мультфильм о своих путешествиях, и тогда мы сами всё поймём! Но сначала надо выполнить волшебные движения, но не руками и ногами, а глазами!
Гимнастика для глаз.
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
Воспитатель: А теперь Давайте смотреть мультфильм!
СЛАЙД 3
Жила на небе мама Тучка и были у неё дочки и сыночки – маленькие капельки. И вот однажды захотели капельки отправиться на землю, познакомиться с травой, деревьями, животными…
СЛАЙД 4
… и пролились капельки на землю дождем. На земле они были очень радостные и веселые. Они прыгали, кто где хочет, и поливали цветы, деревья, траву. Но стало капелькам скучно скакать по одной и тогда…
СЛАЙД 5
… объединились они в ручей. Ручей бежал по поляне, весело журча, а вместе с ним друг за другом текли наши капельки. Затем…
СЛАЙД 6
… ручей попал в прохладную и быструю реку. А капельки все так же весело текли вместе, пока не встретились они…
СЛАЙД 7
… в большом море. И там капельки обрадовались еще больше, стали плясать и водить хоровод. Но вскоре маленькие капельки заскучали по маме Тучке и задумались, как же им вернуться на небо. И тут…
СЛАЙД 8
… выглянуло Солнце и сказало капелькам, что поможет им. Солнце стало греть, и маленькие капельки, протянув свои ручки к солнышку, начали испаряться и вернулись на небо к маме Тучке.
Воспитатель: Таков путь воды из моря в облака, из облаков на землю, из земли снова в океан. Вода не исчезает, а только переходит из одного состояния в другое, она путешествует.
Воспитатель: Что произошло с нашей водой в блюдце?
Дети: от солнечного тепла вода превратилась в пар (испарилась)
Воспитатель: Высоко, вверху, где гуляют холодные потоки воздуха, пар охлаждается, превращается снова в капельки воды, эти капельки образуют облака, белые, пушистые, маленькие облака, как губка, запасают в себе воду, впитывают, растут, темнеют, темнеют, становятся тучей. Крошечные капельки в туче сливаются, тяжелеют. Туча держать их уже не может, и они падают вниз, в виде осадков.
Воспитатель: А что такое осадки?
Дети: Осадки это вода, которая падает с неба в виде дождя, снега или града.
Воспитатель: Получается, что капельки воды снова возвращаются на землю, бегут ручейками, речками. И всё это называется круговорот воды в природе. (спрашиваю у группы детей)
Воспитатель:А если б капельки не путешествовали, а оставались бы на месте, что бы было?
Дети: Не было бы ни дождика, ни снега, ни даже тучек,всем было бы плохо.
Засохли деревья и цветы и т. д.
Воспитатель: Молодцы ребята, а хотите сделать свой круговорот воды в природе?
Дети : да, хотим!
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам нарисовать схему круговорота воды в природе фломастерами на пакетике. Когда вы справитесь с заданием, мы в ваши пакетики нальем подкрашенную в синий цвет воду, она будет нашим водоемом и закрепим на окне. Через несколько дней мы посмотрим, что же произойдет с водичкой в наших картинках.
Дети садятся за столы и выполняют задание. Закрепляем рисунки на окне.
Подведение итогов.
Для организации детей педагог предлагает собраться на ковре образуя круг взявшись за руки.
Беседа по вопросам:
- Что интересного узнали?
- Что понравилось больше всего?