Калистратова Ольга
Конспект ООД для старшей группы «Простые опыты с воздухом»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: «Познавательное развитие», «физическое развитие», «речевое развитие», «социально-коммуникативное».
Цель: закрепление умения получать информацию о новом объекте - воздухе в процессе его исследования.
Задачи:
1. Образовательные: познакомить детей с основными свойствами воздуха;
2. Развивающие: развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, речь;
3. Воспитывающие: воспитывать дружелюбное отношение к сверстникам.
Дополнительные задачи:
Темочки:
- Воздух. Свойства воздуха
- Воздух. Свойства, экспериментирование. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- создать положительный настрой для детей;
- снять общее утомление через физкультминутку.
Предварительная работа: чтение стихов о воздухе, игры с воздухом.
Материал: воздушные шарики, полиэтиленовый пакет, пластиковая посуда (стаканы, ложки, мыльные пузыри, несколько монет, пёрышко, карандаш, кубик, книга, белая бумага, акварель, кисточки, коктейльные трубочки.
Ход ООД:
Воспитатель приглашает детей встать в круг и взяться за руки.
Встанем мы в кружочек дружно,
поздороваться нам нужно.
Говорю тебе: «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Воспитатель: ребята, посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он стал какой-то грустный, маленький.
Дети: он сдулся!
Воспитатель: а что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Дети: надо его посильнее надуть.
Воспитатель: сейчас я его надую (надуваю).
Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?
Дети: воздух!
Воспитатель: давайте проверим, для этого вам нужно отгадать загадку, слушайте внимательно:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это? (Воздух)
Вы были правы, это воздух!
Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
Дети: лаборатория.
Воспитатель: в лаборатории нужно соблюдать определенные правила:
1. соблюдать тишину;
2. не перебивать друг друга;
3. не мешать друг другу;
4. работать тихо, аккуратно, внимательно.
Воспитатель: сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.
Хотите отправится туда?
Дети: да!
Воспитатель: тогда давайте отправимся туда, проводить опыты, но пойдем мы по необычной дороге, она узкая, чтобы по ней пройти нужно в начале пути подняться на носочки, а в середине – встать на пяточки.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель: вот мы и очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы.
Дети садятся.
Воспитатель: итак, начнем наши опыты:
Опыт № 1 «Как поймать воздух?»
Воспитатель: ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).
Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом?
Ответы детей.
Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха.
Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух?
Ответы детей.
Воспитатель: хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Какой вывод можем сделать?
Вывод: воздух можно почувствовать.
Воспитатель: а вы знаете, где есть воздух?
Дети: воздух есть вокруг нас.
Воспитатель: а как вы это узнали?
Дети: мы поймали воздух и закрыли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.
Воспитатель: а вот интересно, есть ли воздух в почве, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: давайте проверим!
Опыт № 2 «Проверить, если ли в почве воздух»
Воспитатель: ребята, вы знаете, кто живет в почве?
Дети: червяки.
Воспитатель: могут ли эти существа дышать под землей?
Ответы детей.
Воспитатель: проверьте, есть ли в почве воздух.
Добавьте в стакан с водой несколько ложек почвы.
Что вы наблюдаете? (пузырьки воздуха)
Нарисуйте.
Что мы можем сказать?
Вывод: в почве есть воздух, потому что, когда мы опускаем почву в воду, на поверхности появляются пузырьки воздуха.
А сейчас давайте с вами немножко отдохнем.
Физкультминутка «Мыльные пузыри»
У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри).
Что это?
Как думаете, что находится внутри пузырей?
Давайте немножко поиграем. Я буду надувать пузыри, а вы ловите.
Играем дружно, не толкаемся.
Воспитатель: ну что, отдохнули немного?
А теперь нас ждут новые открытия.
Можно ли с помощью воздуха передвигать предметы? Если да, то какие?
Опыт № 3 «Убедиться в том, что с помощью воздуха можно передвигать предметы»
Подуйте на предметы (несколько монет, пёрышко, карандаш, кубик, книга).
Какие из них можно передвинуть с помощью потока воздуха?
Отметьте на картинке предмет, который передвинуть легче всего. Почему?
Постарайтесь объяснить, почему крутятся лопасти ветряной мельницы, плывёт по морю парусник…
Что теперь мы можем сказать, можно ли передвигать предметы с помощью воздуха?
Вывод: можно, но не все, а только те, которые легче воздуха (перышко).
Воспитатель: ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать?
Ответы детей.
Эта техника называется кляксография.
Воспитатель: хотите попробовать?
Дети: да!
Воспитатель: сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны).
Дети пробуют рисовать.
Воспитатель: итак, мы сегодня провели множество опытов, скажите вам понравилось проводить опыты?
Ответы детей.
Воспитатель: а сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик».
Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.
Что понравилось больше всего?
Что для вас было наиболее трудным?
Воспитатель: молодцы, ребята, если вам все понравилось и не было затруднений похлопайте в ладоши, а если что-то не понравилось или было трудным потопайте ногами.