Виталия Бегдай
Занимательные опыты с воздухом и водой в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занимательные опыты с воздухом и водой.
Цель и задачи:
Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности;
познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды, научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов; учить рассуждать, анализировать, делать выводы; развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.
Публикация «Занимательные опыты с воздухом и водой в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Воздух. Свойства воздуха
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Оборудование и материалы:
Столы накрытые клеёнкой.
Пустая стеклянная банка 1,0 л,
бумажные салфетки – 2 штуки,
кусочек пластилина,
чашка с водой.
Стеклянная пробирка, герметично закрытая тонкой резиновой пленкой (от воздушного шарика,
стакан с горячей водой, стакан со льдом.
2 Поллитровые банки с чистой водой, 2 сырых яйца,
поваренная соль, ложка для размешивания.
Стакан -1,0 л, стакан с горячей водой, тонкая металлическая крышка на банку,
кубики льда.
Ход занятия
1-ая часть вводная.
В группе оборудована мини-лаборатория. Для удобства последующей деятельности поставлены столы. Дети играют, занимаются свободной деятельностью. Воспитатель одевает шапочку, белый халат, начинает выставлять пробирки и колбы. Свои действия он никак не комментирует, главное- вызвать у детей интерес, добиться от них вопроса – А что вы делаете? А зачем вы одели халат? и т. п.
На что воспитатель отвечает:
- Сегодня я буду научным сотрудником, буду проводить опыты. (Дождаться реакции детей - и мы хотим, а можно я тоже буду и т. п.). Хорошо, кто хочет быть ученым? (Предлагает желающим одеть шапочки).
Ой, ребята, что же это такое (держит в руках колбу №1, загадывает загадку,
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это?
Ответы детей, (воздух).
Воспитатель: А для чего нужен воздух?
Ответы детей.
Воспитатель: Кому нужен воздух, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: А хотели бы вы больше узнать о воздухе?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда проходите к этому столу, где нас ждут различные предметы для его исследования. Ребята, а, что лежит на столе?
Ответы детей.
2-ая часть: опыты.
Опыт №1.
( На столе лежит:пустая стеклянная банка, бумажные салфетки, кусочек пластилина, чашка с водой).
Воспитатель: Давайте попробуем опустить в чашку с водой бумажную салфетку. Что с ней произошло?
Ответы детей.
Конечно, она намокла. А теперь при помощи пластилина закрепим точно такую же салфетку внутри банки на дне. Перевернем банку отверстием вниз и аккуратно опустим в чашку с водой на самое дно. Вода полностью закрыла банку. Аккуратно вынимаем ее из воды.
Ребята, почему же салфетка осталась сухой, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, это потому что в ней воздух, он не пускает воду. Это можно увидеть. Теперь опять таким же образом опускаем банку на дно кастрюли и медленно наклоняем ее. Что у нас происходит, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, воздух вылетает из банки пузырем.
Какой же мы сделаем вывод?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, банка только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. Воздух невидимый.
Давайте пройдём дальше по нашей лаборатории. (Звучит шум воды, магнитофонная запись). Воспитатель читает загадку о воде.
Он и льет, и льет, и льет.
Мокрая погода.
Может, это вертолет
Сбрасывает воду?
Нет, вода из облаков.
Угадай, он кто таков? (Дождь)
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, о чём эта загадка?
Ответы детей.
Опыт №2.
( На столе лежат: поллитровые банки с чистой водой, пустая литровая банка, сырые яйца, поваренная соль, ложка для размешивания).
Воспитатель:Посмотрите на банку, в ней чистая вода, которую можно пить. Как вы думаете, что случится с яйцом, если его опустить в воду?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что произойдёт с яйцом.
Аккуратно опустим сырое яйцо в воду. Оно утонет. Возьмем вторую поллитровую банку и добавим туда 3 столовые ложки поваренной соли. Опустим в получившуюся соленую воду второе сырое яйцо.
Как вы думаете, ребята, оно будет плавать?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята,соленая вода плотнее пресной, поэтому яйцо не утонуло, вода его выталкивает. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. А теперь положим яйцо на дно литровой банки. И постепенно подливая воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, в середине раствора. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.
Воспитатель: Какой же мы с вами сделаем вывод?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, конечно, соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.
Опыт №3.
( На столе лежат: литровая банка, стакан с горячей водой для с кипячёной водой, тонкая металлическая крышка на банку, кубики льда).
Воспитатель: Ребята, в нашей лаборатории можно узнать многое о дожде. Давайте с вами пройдём к столу, где лежат кубики льда.
Как вы думаете, а откуда же берется дождь?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вот сейчас мы с вами это и проверим.
Я налью в трёхлитровую банку кипящую воду (примерно 2,5 см.). Закроем крышкой. На крышку кладем кубики льда. Теплый воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Так происходит и в природе. Крохотные капли воды, нагревшись на земле, поднимаются с земли вверх, там охлаждаются и собираются в облака. Встречаясь вместе в облаках, капли воды прижимаются друг к другу, увеличиваются, становятся тяжелыми и падают потом на землю в виде капелек дождя.
Воспитатель: вывод: Теплый воздух, поднимаясь вверх, увлекает за собой крохотные капельки воды. Высоко в небе они охлаждаются, собираются в облака.
Опыт №4. Вулкан.
Воспитатель: Ребята, мне всегда хотелось устроить настоящий вулкан и мне кажется, я знаю как это сделать. Жалко, что в нашей лаборатории этого сделать нельзя. Тогда давайте сделаем гейзер – это маленький водяной вулкан. Вот у нас есть кратер (поставить на стол макет вулкана, теперь надо сделать так, чтобы он заработал! (Насыпает в кратер пищевую соду и наливаем пищевой уксус, гейзер извергает шипучий фонтан).
Подведение итогов:
Ребята, на сегодня наша лаборатория заканчивает работу. Понравилось вам быть учёными? А что именно понравилось? Что было самым интересным? Что нового вы узнали? Мне очень понравилось работать с вами. В лаборатории работали очень хорошие сотрудники. Вы умеете договариваться, помогать друг другу. Молодцы! Спасибо за работу!