Лариса Божкова
Конспект ООД «Путешествие к Лесовичку» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Сформировать у детей представления о том, что лес - это сообщество разнообразных растений (деревьев, кустарников, трав, грибов)
Уточнить представления о животных и других обитателях леса.
Развивать связную монологическую описательную речь, речь - доказательство.
Воспитывать умение правильно вести себя в лесу (не шуметь, не мусорить, не рвать растения, не пытаться ловить птиц).
Методы и приемы:
Публикация «Конспект ООД „Путешествие к Лесовичку“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесовичок. В гостях у старичка-лесовичка
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
Сюрпризный момент, вопросы и ответы детей, художественное слово, игра, доказательство, сравнение, загадывание загадок, магнитофонная запись «голоса птиц», «шум леса».
Предварительная работа: систематизация представления о лесе как об экосистеме: рисование, знакомства с лекарственными растениями. Чтение:
В. Шефнер «Лесной пожар», Е. Благинина «Одуванчик» И. Никитинский «Муравьи».
ХОД
Мотивационный момент
(дети играют на коврике)
Воспитатель: - Ребята, что за чудо? Идите сюда! Посмотрите на нашей кормушке странное письмо! Давайте посмотрим, от кого это письмо! (разворачиваю письмо)
- Это письмо от Лесовичка! Оказывается письмо нам принесли птички, которые летали в лес и рассказали ему какое наши дети сделали доброе дело: повесили кормушку и подкармливали их зимой.
- Хозяин леса приглашает нас в гости. Вот, что он сообщает:
«Дорогие мои юные защитники природы, а вы такие и есть! С наступлением весны, снежное одеяло растаяло и все обитатели леса наводят порядок в лесу. У меня тоже забот стало больше и мне нужны помощники. Мои друзья, птицы, рассказали мне, с какой заботой вы отнеслись к ним зимой. Надеюсь, что и мне вы поможете. Приходите, с нетерпением буду вас ждать. Ваш Лесовичок»
Воспитатель: - Вы согласны помочь Лесовичку?
- Да.
Воспитатель: - Дети, а кто знает дорогу в лес к нашим друзьям жителям леса.
(Ответы детей)
Воспитатель: - Ребята, здесь ещё что-то есть! (достает карту) Лесовичок прислал её, чтобы мы не сбились с дороги. Тогда в путь!
Подождите, подождите, как же мы с вами отправимся в путь с пустыми руками, нас могут подстерегать разные опасности, неожиданности.
- Я предлагаю взять рюкзачок из группы и в него собрать необходимое: клубочек веревки, фонарик, знаки с изображением правил поведения в лесу, пакет для мусора.
- Ребята, а если нам в лесу встретятся животные. Какие угощения мы возьмём с собой?
(для медведя – мёд; хлеб, морковь, яблоки - для других животных).
Воспитатель: А ещё возьмите с собой знания о природе и своё доброе сердце!
Воспитатель: Ну вот, теперь в путь! На пути встречаются высокие горы, топкие болота, склоны, поэтому слушайте мои советы и предупреждения. Вы готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: (вместе с детьми смотрит на карту)
- Нам нужно спуститься по крутому склону, отдохнуть на узкой площади и опять спуститься вниз. Но чтобы не упасть, нам поможет верёвочка, (достаю клубочек из рюкзака).
Мы спустились с вами по крутому склону, а сейчас я хочу вас спросить: - Как называют тех людей, которые лазают по горам.
Дети: Альпинисты.
Воспитатель: Ребята, подумайте и вспомните кинофильмы: что берут с собой альпинисты, во что они одеты.
Дети: Кирку, шнуры, рюкзаки, палатки, пищу - это они берут с собой! Одеты альпинисты в лёгкий спортивный спец. костюм, шапку, перчатки, очки, обувь с шипами.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Много знаете об альпинистах.
- А впереди топкое болото, пройти его можно только наступая на кочки, будьте внимательны, осторожны, помогаете друг другу.
- А дальше узкий, тёмный тоннель, через него нужно проползти. Я буду освещать вам путь фонариком (дети проползают через тоннель)
- Впереди у нас горный ручей, быстрый, холодный, опасный. Пройдём осторожно по брёвнышку.
- Смотрите ребята, впереди высокая гора, подниматься по которой очень трудно. Посмотрите, нам помог Лесовичок, он протоптал тропинку, по которой нужно идти друг за другом, (на горе тропинка со следами).
- Наступайте точно на следы. Трудно было подниматься, но мы преодолели высокую гору.
Воспитатель: - Вы почувствовали свежесть весеннего ветерка, это весть от Лесовичка, что мы на правильном пути.
Будем идти за весенним ветерком, он поможет нам добраться в лес.
«Мы в лес, словно в сказку
Войдем, друзья.
Возьмё м с собой знанья:
Без них нам нельзя.
Узнаем по голосу птиц и зверей.
Веди, ветерок нас в лес поскорей!
Нас ждут приключенья,
Загадки, успех.
Ведь лес - это чудо
И сказка для всех.»
Воспитатель: - Вот мы и в лесу (звуки леса).
- Какой свежий воздух! Сделаем глубокий вдох носом, задержим дыхание, выдох.
- Ой, ребята, чей это мешок?
Дети: Лесовичка! *,
Воспитатель: Наверное, он обходит свои владения! (выходит Лесовичок)
Лесовичок : - Здравствуйте, как я рад видеть вас у себя. Вы мои помощники!
Лесовичок : - Ветер мне сказал, что вы преодолели препятствия и пришли мне на помощь.
- Посмотрите, белочка разбросала пустые шишки под елью непорядок. Давайте соберём их, но нужно не просто собирать, а брать шишку и называть животных, которые живут у меня в лесу.
«В мешок шишки собирайте,
И зверей мне называйте!»
Игра: «Назови зверей леса».
Лесовичок : - Вот и поиграли и порядок навели!
Молодцы ребята! Сколько лесных зверей знаете! Я со всеми дружу!
- Друзья, нравится вам в лесу? Настала пора выяснить, что вы знаете о растениях леса; о деревьях и кустарниках, о цветах, ягодах и грибах!
1. Не заботясь о погоде
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (берёза)
2. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (ёлка)
3. Белые горошки
На зеленой ножке. (ландыш)
4. На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (одуванчик)
5. На лесной поляне
Красуется Татьяна:
Алый сарафан
Белые крапинки (земляника)
6. В сенокос - горька,
А в мороз - сладка,
Что за ягодка? {калина)
7. Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы? Ч
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть - нет головы. (гриб)
8. В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (жёлудь)
9. Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый. (мухомор)
Лесовичок : - Вот какие знатоки природы! - Ну что же я всё вопросы вам задаю! Пойдёмте я вам лес покажу!
Воспитатель: - Лесовичок, ты же нас позвал не только для того, чтобы задавать вопросы. Ты же в своём письме просил о помощи! Мы готовы тебе помочь!
Лесовичок : - Да вот в чем дело, была у меня одна любимая полянка с цветами, каких только цветов не было на ней! А бабочки, жучки, стрекозы какие летали! Но вот пришили невежественные люди и сорвали и разбросали все цветы, вытоптали всю полянку!
Воспитатель: - Ребята, поможем Лесовичку!
Дети: - Да!
Воспитатель: - Чтобы полянка вновь зацвела вам нужно, ребята, собрать цветы из разрезанных картинок. •
Воспитатель: - Лёша и Ира соберёт ромашку, Дима и Алина соберут мак, Даша и Паша соберут одуванчик, Артём и Полина соберут колокольчик. Приступайте, ребята!
Лесовичок : - Ой, какая стала красивая моя любимая полянка!
Воспитатель: - Лесовичок, наши дети и стихи о цветах знают!
Лесовичок : - Я с удовольствием послушаю!
Одуванчик Е. Серова
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт - нарядится
В беленькое платьице:
Лёгкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Ромашки Г. Новицкая
Разметались белые ромашки
По лугам, среди высоких трав,
Словно кто-то разбросал бумажки,
Солнышки на них нарисовал.
Колокольчик Е. Серова
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой;
Колокольчики - цветы
Очень вежливы. А ты?
Цветы Т. Собакина
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок.
Если все: и я, и ты -
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты.
Лесовичок : Умницы вы мои! Я вами доволен.
- Теперь скажите, каких вы знаете птиц?
Дети: Перелётных и зимующих.
Лесовичок : - Я вам хочу загадать загадки о птицах! Слушайте внимательно!
1. Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит, (дятел)
2. Кто на ёлке, на суку
Счёт ведё т: «ку-ку, ку-ку?»(кукушка)
3. И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и. (совы)
4. Верещунья белобока,
А зовут её. (сорока)
5. Озорной мальчишка
В сером армячишкё
по двору шныряет,
Крошки собирает. (воробей)
(дети отгадывают загадки)
Лесовичок : - Молодцы, ребята! И птиц всех знаете! Как я люблю слушать их пение!
Воспитатель:
- Лесовичок, давай устроим привал. Ребята уже устали.
- Посмотрите, какой ключ бьёт из-под земли. Вода прохладная, чистая. Здесь нам будет очень удобно.
(Дети садятся на ковёр, закрывают глаза, звучат звуки ручья,
под музыку проводится релаксационное упражнение).
Воспитатель:
-Садись на камень под сосну,
Лесную слушай тишину,
Журчит, лепечет ручеёк.
О том, что путь далёк - далёк.
Упала шишка,
Скрипнул сук.
Жужжит, жужжит тяжёлый жук.
Листва рассказывает сны.
Ты слышишь голос тишины?
- Что вы услышали и увидели с закрытыми глазами? (ответы детей)
Лесовичок : - Я вижу, что на полянку идут лесные звери! (звери изображают больных)
Воспитатель: - Что с вами случилось?
Медведь: - Лапу порезал осколком бутылки!
Лиса: - Нос поранила жестяной консервной банкой.
Заяц: - Перепутал соль с удобрением, живот болит.
Ё ж: - Я на горячие угли попал - обжёг иголочки и ножки!
Воспитатель: - Ой, беда! Вот это да!
- Как же нам помочь ребята, нашим зверятам?
Дети: - Чтобы звери быстрей поправились, их надо угостить!
Воспитатель: - Правильно, ребята, что там есть в нашем рюкзачке? Мёд для кого припасли?
Дети: - Для медведя.
Воспитатель: - Яблоки для кого?
Дети: - Для ёжика.
Воспитатель: - А морковью кого угостим?
Дети: - Зайчика
Воспитатель: - Кусочек хлебушка конечно для.
Дети: - Лисички (дети угощают зверей, звери говорят спасибо)
- До свидание зверята! Больше не болейте!
Лесовичок : Молодцы, ребята, лесным зверюшкам помогли!
- У меня в лесу живут такие животные, которых боятся и не очень их любят: иногда они некрасивы, а порой и неприятные на вид.
- Вы знаете таких животных и насекомых?
Дети: - Змея, жук, паук, лягушка, жаба, ящерица, комары.
Воспитатель: - Да. Лесовичок, дети знают об этих животных и насекомых, мы много о них читали.
- Все перечисленные животные необходимы природе и играют в ней важную роль.
- Ребята, какую пользу природе приносят лягушки?
Дети: Лягушки - главные истребители комаров.
Воспитатель: - Лягушки питаются насекомыми, пауками и улитками. За это их называют друзьями поля, сада, огорода. А ещё лягушка хороший помощник синоптиков, по поведению лягушек люди научились предсказывать погоду: лягушки на суше прыгают - к дождю.
- А сколько вредных насекомых уничтожают жабы!
- Чем питаются жабы?
Дети: Жаба питается мухами, комарами, гусеницами.
Воспитатель: - Змея. - это слово вызывает чувство страха и отвращения. Бесшумное ползание, скрытность жизни, огромная сила действия яда - всё это породило многочисленные легенды, в которых змей изображают коварными и злыми существами.
- Скажите, ребята, чем полезны ядовитые змеи для человека?
Дети: Из их яда готовят эффективное лекарство от многих болезней. Поэтому их надо не уничтожать, а охранять.
Воспитатель: - В нашей стране змеи взяты под охрану государством.
Лесовичок : - Оказывается, вы много знаете об этих животных. И я надеюсь, вы никогда не обидите этих животных. Поделитесь своими знаниями с другими ребятами, родителями.
Лесовичок : - Ой, посмотрите, сколько мусора на полянке! А всё потому, что люди не знают правил поведения в природе!
Воспитатель: - Не переживай Лесовичок, мы поможем убрать мусор. Куда же мы соберем его?
Дети: В пакет.
Воспитатель: - Правильно, он у нас есть с собой в рюкзачке.
- Собирайте мусор в пакет, чтобы ничего не осталось. (дети собирают)
Воспитатель: - Ребята, вот мы и собрали мусор в наш пакет. Что мы с ним теперь сделаем? Подумайте!
Дети: - Мусор нужно закопать в землю, когда он перегниёт, то получится удобрение.
Лесовичок : - Умницы, ребята! Всё собрали, мне помогли!
- А как же мне научить всех правилам поведения в лесу?
Воспитатель: - А мы с собой принесли знаки, которые расставим в лесу.
Лесовичок : - Ребята, скажите мне, что означает ваш каждый знак!
Дети: - Не разоряй муравейники!
- Не лови красивых насекомых!
- Не шуми!
- Не жги костры!
- Не ломай ветки деревьев!
- Не оставляй после себя мусор!
- Не рви цветы в природе, для букетов цветы выращивают специально!
Лесовичок : - Вы меня так выручили, я давно об этом думал и никак не мог догадаться. Спасибо вам. Я для вас приготовил корзинку с лесными орехами. Угощайтесь!
Воспитатель: - Нам пора возвращаться в детский сад. Впереди у нас долгий путь!
Дети: - Солнце прячется в тумане,
Лес дремучий, до свиданья!
Защитил ты нас от зноя,
Напоил живой водою,
Дал здоровья свежих сил
И гостинцем угостил.
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес,
Могучий лес,
Полный сказок и чудес!
Лесовичок : - За то, что вы мне помогли, порадовали, я укажу вам самую короткую дорогу домой: идите прямо, и вы быстро доберетесь домой. До свиданья, ребята! Приходите теперь летом! Я буду ждать!