Эльвира Фарахутдинова
Конспект ООД для детей с нарушениями речи на тему «Зима. Обучение пересказу» (подготовительная к школе группа)
Конспект : Организованной образовательной деятельности на логопедическом пункте для детьми с нарушениями речи
Возрастная группа : подготовительная к школе группа
Тема: Лексическая тема «Зима». Обучение пересказу отрывка рассказа Георгия Скребицкого «Четыре художника».
Цель: Обобщить представления о зиме, о зимующих птицах и животных наших лесов. Пересказ рассказа с помощью наглядного моделирования.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
Публикация «Конспект ООД для детей с нарушениями речи на тему „Зима, Обучение пересказу“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
- уточнение и активизация словаря по теме «Зима»;
- продолжать учить подбирать родственные слова к заданному слову–снег;
- продолжать учить последовательно, пересказывать с помощью наглядного моделирования с элементами творчества.
Коррекционно-развивающие задачи:
- закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний;
- закрепление умения составлять сложные и распространенные предложения.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать навыки сотрудничества на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.
- воспитывать культуру речевого общения.
Средства реализации: книга для львёнка Симбы, картинки разрезные, цветовые модели животных, схема для составления предложения про животных, картинки для разукрашивания, ноутбук, презентация, магнитная доска.
Индивидуальная работа: следить за звукопроизношением.
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие.
Словарная работа: сошлись, живописцы, нахлобучила, чародейка, сизую,снежный, белоснежный, заснеженный, снегопад.
Предварительная работа : обучение пересказу произведений при помощи наглядного моделирования, обогащение словаря по лексической теме : «Зима» .
Методы и приё мы : подготовка к восприятию текста, выразительное чтение произведения, беседа по содержанию, составление плана пересказа (схема – слайды, пересказ по цепочке, оценка детского пересказа детьми.
Ход ООД «Зима».
Ход занятия:
I. Орг. момент :
- Приветствие.
- Здравствуй друг! Здравствуй друг! Засияло всё вокруг. Раз,два, раз, два, заниматься нам пора.
- Необходимо подготовить наш артикуляционный аппарат к работе, сделаем артикуляционную гимнастику: (Улыбочка – Заборчик, Массаж язычку, Часики- Качели, Блинчик – Чашечка).
- Правило поведения на занятии:
- Внимательно слушай! Другим не мешай! Когда тебя спросят, тогда отвечай!
II. Основная часть занятия.
1. Введение в тему.
- Логопед: Дети, вчера ко мне заезжал путешественник и передал посылку из далекой Африки. Её прислал нам львёнок - Симба. Он просит, чтобы вы, рассказали и написали ему книгу ое зиму. Ведь зимы в Африке нет.
- Л. : Напишем книгу про зиму?
- Дети: да.
- Л. : Только Симба читать не умеет, как же мы ему напишем, чтобы он смог узнать?
- Дети: зашифруем, нарисуем.
- Л. : Хорошо. Будем зашифровывать.
2. Открываем первую страницу “Зимние забавы”. (слайд 1)
- Л. : Посмотрите, на первой странице нарисован рисунок. О чем просит вас рассказать львёнок Симба?
- Дети: о катание на горке на санках, на лыжах, на коньках.
-Л, : А как это называть одним словом?
- Дети: зимние игры, зимние забавы.
- Л. :Маугли не смог расшифровать эти рисунки. Чтобы узнать какая зимняя игра спрятана, нужно сложить картинки из частей. (дети выполняют задания).
- Л. : Молодцы! Львёнок Симба теперь будет знать про зимние забавы и игры.
- Л. : Чтобы перейти на другую страницу давайте с вами скажем слова: Ветерок поднимись и страничка перевернись, (дети повторяют слова и дуют на страничку).
3. Вторая страница “Родственные слова”
- Логопед: а на следующей странице загадки? Львёнок Симба не мог отгадать загадки и не знает главного, зимнего слова. Давайте мы отгадаем загадку и поможем львёнку Симбе. Загадка о зиме : Для зимы – шуба, для тебя – простуда.
- Л. : Назовем главное зимнее слово (СНЕГ) и поиграем в игру “Семейку», будем подбирать родственные слова к слову- СНЕГ.
Дети называют родственные слова к слову СНЕГ : снежный, белоснежный, заснеженный, снегопад, снеговик, снегурочка, снежинка).
4. Третья страница “ Подбор цветовых моделей к животным”
- Логопед: А теперь представьте себе, что вы превратились в снежинки :
Закружились, завертелись белые снежинки.
Вверх взлетели белой стаей легкие пушинки.
- Л. : Вот мы и перелетели на следующую страницу.
- Л. : Как вы думаете о чем она?
- Дети: о диких животных.
- Л. : Да. Львёнок Симба не знает, какие дикие животные живут в наших лесах.
- Л. : Дети, а вы знаете диких животных наших лесов? Поможем львёнку Симбе, назовём их.
- Дети : лиса, заяц, медведь, волк, ёж, белка и др.
- Л. : Вспомним как называются жилища животных (логово, берлога, нора, дупло, куст).
- Л. : Чтобы нам было удобно, составлять предложения о жилище диких животных, мы можем составить схему рассказа и обозначить каждого животного каким- либо цветом. А скажите, каким цветом можно их обозначить?
- Дети : заяц – белый, лиса – оранжевая, волк серый, медведь – коричневый, ёжик – чёрный.
5. Четвёртая страница «Составление предложений по схемам».
- Л. : Выберите себе “предложение” и «прочитайте» его, (схему предложения, только животное не называйте. Остальные дети, должны отгадать, про какое животное идёт речь».
6. Физминутка.
«Звериная зарядка”
Раз – присели, два – прыжок, - Присесть, подпрыгнуть
Это - зайка беленький. - Руками показать ушки
Лисята - проснулись, - Потереть кулачками глазки
Сладко, сладко потянулись, - (движения по тексту)
Бельчата - зевнули.
Волчата – спинку выгнули.
Мишка косолапый,
Широко расставил лапы. - Расставить руки и ноги в стороны
-Л. : Произносим заветные слова : Ветерок поднимись и страничка перевернись, (дети повторяют слова и дуют на страничку).
7. Пятая страница “Зашифрованный рассказ”
- Л. : Сегодня познакомимся с произведением автора Георгия Скребицкого - «Четыре художника».
Демонстрация фото художника.
-Л. : Давайте послушаем отрывок из этого рассказа.
- Л. : А для того чтобы вам, потом было легче запомнить, во время чтения отрывка из произведения «Четыре художника» будем просматривать слайды чтобы мы смогли зашифровать произведение для львёнка Симбы.
Чтение произведения и просмотр слайдов.
8. Словарная работа.
- Л. : Вы прослушали отрывок из произведения Г. Скребицкого. Некоторые слова в этом произведении вам наверно не понятны, не знакомы? Вспомним их и узнаем, что они обозначают :
- Сошлись (живописцы) – встретились;
- Живописцы- художники;
- Нахлобучила (шапку) – надела;
- Чародейка (Зима) – волшебница;
- Сизую (тучку) – серую.
9. Актуализация знаний.
- Л. : Дети, как вы думаете, произведение «Четыре художника» Георгия Скребицкого это рассказ или сказка?
- Д. : Рассказ.
- Л. : Правильно, рассказ. В рассказах описываются события происходящие в жизни, то что происходит на самом деле. А в сказках выдуманные.
- Л. : Во время прослушивания отрывка из рассказа Георгия Скребицкого «Четыре художника» вы просматривали слайды.
Они помогут вам при пересказе отрывка.
Вопросы :
- Л. : Скажите, кто встретился (сошёлся) и заспорил?
-Д. : Волшебники – живописцы : Зима, Лето, весна, Осень. (картинка 4 времени года – 3 слайд).
- Л. : Кого в судьи выбрали?
- Д. : Красное Солнышко.
- Л. : Кто первый стал писать картину?
- Д. : Зима.
- Л. : С чего начала работу Зима?
- Д. : Покрыло землю свежим, пушистым снегом. (картинка зима – 4 слайд).
- Л. : Кого увидела Зима, кто крался?
- Д. : Зайка – серенький.
- Л. : Как решила помочь ему Зима? Ведь его серенького на белом снегу видно.
- Д. : Одеть в белую шубку. (картинка белый заяц – 5 слайд).
- Л. : А лису переодела Зима? (картинка лиса- 6 слайд).
- Д. : Нет. Она глубоко в норе живёт. Ей шубка потеплей и покрасивей нужна. Рыжая, как огонь.
- Л. : Далее куда заглянула Зима? И что и как разукрасила?
- Д. : В лес. Сосны и ели обрядила в снеговые шубы, стоят как богатыри. А кустики и молодые деревца в шубки одела, словно детишек. На рябину покрывало накинула. (картинка деревья в снегу – 7 слайд).
- Л. : Под деревьями, чьи следы видны?
- Д. : Зайца – спереди два отпечатка больших, позади два маленьких.
Лисий – по ниточке, по цепочке. (картинка следы на снегу- 8 слайд).
- Л. : А чьих следов зимой в лесу не увидишь?
- Д. : Медвежьих. Спит себе на здоровье в берлоге. (берлога – 9слайд)
- Л. : Не только зверей следы на снегу виднеются, чьи ещё?
- Д. : Птичьи. Снег будто крестиками истоптан. (картинка следы птиц – 10 слайд).
- Л. : Хороша получилась картина?
- Д. : Хороша. Живая. То белка перескочит, то дятел выколачивает семена из шишек. (картинка белка – 11 слайд).
- Л. : Как вы думаете можно зимнюю картину Солнышку показывать?
- Д. : Можно. Ещё краше стала картина - искрятся, светятся, пляшут разноцветные огоньки на снегу под лучами солнца. (картинка снег на солнце – 12 слайд).
- Л. : Сколько времени любуется Солнце картиной Зимы?
- Д. : Три месяца – декабрь, январь, февраль. (картинка три месяца зимы – 13 слайд).
9. Пересказ отрывка детьми по цепочке с опорой на «зашифрованный рассказ» - схему.
- Л. : Начнём пересказ. Смотрим на нашу схему. Я начну, а кто – то продолжит, остальные слушайте внимательно, будем работать по очереди. по цепочке.
III. Итог занятия.
- Л. : Дети, помогли мы львёнку Симбе? Выполнили его просьбу?
- Д. : Да помогли, да выполнили просьбу. Рассказали о Зимних играх и забавах, рассказали о диких животных наших лесов. Составили план – схему о зиме, по рассказу Георгия Скребицкого «Четыре художника».
- Л. : Что было для вас тяжелым во время занятия?
- Л. : Что вам понравилось, запомнилось?
Ответы детей.
- Л. : Вы молодцы, очень хорошо отвечали на вопросы, дружно пересказали рассказ. Правильно составляли предложения по схемам, подбирали родственные слова к главному зимнему слову – снег. Спасибо вам за хорошую работу на занятии!
- Л. : Львёнок Симба, не видел зимы, снега, снеговика. Давайте дорисуем снеговиков и отправим ему. (дети дорисовывают картинки).