Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Переместительное свойство сложения»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : Познавательное развитие
Возрастная группа: Старшая группа
Тема: «Переместительное свойство сложения»
Основные цели: сформировать представление о переместительном свойстве сложения
Дидактические материалы: образец выполнения заданий, куклы Маши и медведя, рабочие тетради Л. Г. Петерсон «Игралочка ступенька к школе» 3 часть.
Оборудование: цветные карандаши, наглядный и раздаточный материал, тетради.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сложение и вычитание. Знаки «плюс» и «минус»
- Экспериментирование. Конспекты с опытами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Краткая аннотация к работе: Образовательная ситуация по формированию представление о переместительном свойстве сложения. Дети формируют опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя. Так же, ребята, закрепляют представления о смысле сложения групп предметов, записи сложения с помощью знака +, тренируются в умении выполнять действия сложения. В образовательной ситуации использованы различные виды деятельности.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя на коврике.
- у кого из вас есть брат или сестра?
- Случаются ли у вас ссоры?
- Вот и у наших сказочных героев случилась ссора, а у кого нужно отгадать загадки:
1)Отгадайте, кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку вы эту знаете ведь?
Кто же это был? (Медведь)
2) Сидит в корзинке девочка
У мишки за спиной
Он сам того не ведая
Несёт её домой? (Маша)
Воспитатель рассказывает, что Маша и Медведь решили поесть фруктов.
Когда они съели все фрукты, лежащие на тарелке, Маша решила, что Медведь съел больше и обиделась на него и они поссорились.
- Хотите помирить Машу и Медведя?
- Сможете это сделать?
2. Актуализация
2.1. Игра «фрукты».
Дидактические задачи:
1) актуализировать представления о действии с помощью знака +; записи сложения с помощью знака «+»
2) тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук.
Дети садятся за столы и работают с листом к заданию 2.1.
«Выполни сложение".
Воспитатель рассказывает, что Медведь сначала съела 2 вишенки, а потом
1 яблоко.
- Медведь съел все фрукты сразу или он ел их по частям? (Он сначала съел
одну часть - вишенки, а потом другую часть - яблоко.)
- Как узнать все, что съел Медведь? (Надо части сложить.)
Дети выполняют сложение.
- Назовите все фрукты, которые съел Медведь. (Он съел 2 вишенки и 1 яблоко.)
Воспитатель говорит, что Маша сначала съела 1 яблоко, а потом 2 вишенки.
- Узнайте, что съела Маша.
Дети выполняют сложение.
- Назовите все фрукты, которые съела Маша. (Она съела 1 яблоко и 2 ви-
шенки.)
з. Затруднение в ситуации
3.1. Игра "ФРУКТbI» (продолжение).
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для выявления переместительного
свойства сложения;
2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
3) тренировать мыслительные операции - анализ и сравнение, развивать логическое мышление, речь.
- В каком случае Маша с Медведем не стали бы ссориться? (Если бы каждый
съел то же самое, что и другой.)
- Сравните первую часть, которую съел Медведь, и часть Маши. Они
равны? (Нет.)
- Равны ли их вторые части? (Нет.)
- Можно ли сказать, что каждый съел то же самое, что и другой? (Да, нет.)
Обычно мнения детей расходятся.
- Смогли мы объяснить Маше и Медведю, что они съели поровну?
- Значит, что нам надо сделать, чтобы помирить Машу и Медведю? (Объяс-
нить им, что они съели поровну.)
4. «Открытие» нового знания
4. 1. Игра "ФРУКТbI» (продолжение).
Дидактические задачи:
1) сформировать представление о переместительном свойстве сложения;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и
эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий "если что-то не знаю, придумаю, а потом проверю себя по учебнику»;
3) тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь, мелкую моторику рук.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть все фрукты, которые съел
Медведь, и все фрукты, которые съела Маша.
- Как узнать, равно или не равно целое у Маши и Медведя? (Составить пары
одинаковых предметов и провести ниточки.)
Дети по очереди называют пары одинаковых предметов и соединяют их
линиями. Оказывается, Медведь съел то же, что и Маша.
- Смогли вы помирить Медведя и Машу? (Да.)
- Как вы думаете, почему наши сказочные герои начали ссориться? (Потому что они ели свои фрукты в разном порядке.)
Воспитатель выставляет образец выполнения задания и делает
вывод: если при сложении поменять части местами, то целое не изменится.
Маша и Медведь благодарят детей за то, что те их помирили.
5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка
5.1. Работа в рабочей тетради («Игралочка - ступенька к школе». Ч. 3).
Дидактические задачи:
1) закрепить представления о действии сложения и переместительном
свойстве сложения, умение выполнять сложение групп предметов;
2) тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук.
№ 1. с. 23
«Поменяй части местами и выполни сложение. Что ты замечаешь?»
Воспитатель рассказывает детям, что, приехав в лес, Маша и Медведь пошли
за грибами. Маша сначала нашла два белых гриба, а потом одну сыроежку.
- Выполните сложение и узнайте, сколько всего грибов нашла Маша.
(3 гриба.)
- Какие это грибы? (Два белых гриба и одна сыроежка.)
Медведь сначала нашел одну сыроежку, а потом два белых гриба. Дети рисуют в мешках грибы и выполняют сложение.
- Что интересного вы увидели?
Дети должны заметить и проговорить, что при сложении части поменяли
местами, но целое при этом не изменилось.
5.2. Игра «Шаг на месте».
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию.
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
5.3. Работа в рабочей тетради («Игралачка - ступенька к школе», ч. 3).
Дидактические задачи:
1) закрепить представления о действии сложения и переместительном
свойстве сложения, умение выполнять сложение групп предметов и выражать переместительное свойство сложения в речи;
2) тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук.
Воспитатель рассказывает, что когда дети выполняли задание, то Маша по-
просила Медведя поиграть с ней в школу. Медведь дал Маше задание выполнить сложение. Маша просит детей помочь ей.
№ 2, с. 23
«Изменится ли целое, если части поменять местами? Докажи».
- Из каких фигур состоит первая часть? (Это квадрат и круг.)
- Из каких фигур состоит вторая часть? (Это 2 треугольника.)
- Каким будет целое, если мы сложим две части? (Квадрат, круг и 2 треугольника).
Дети зарисовывают целое в большом мешке.
- Изменится ли целое, если части поменять местами?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель предлагает
проверить предположения.
- Как это можно сделать? (Надо в первом мешке нарисовать 2 треугольника, а во втором - квадрат и круг и выполнить сложение.)
Дети выполняют названные действия.
- Какое целое получилось? (2 треугольника, квадрат и круг.)
- Что можно сказать о целом в первом и во втором случае? (Целое одинаковое.)
- Докажите, что целое одинаковое.
Дети составляют пары одинаковых фигур.
Воспитатель помещает на доску образец и предлагает детям проверить
себя.
- Какой вывод можно сделать?
Дети вместе с воспитателем проговаривают вывод: если части поменять
местами, целое не изменится.
Маша благодарит детей за помощь.
6. Осмысление
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Чем сегодня вы помогли Маше и Медведю?
- Какие знания вам помогли помирить Машу и Медведя, дали возможность
помочь Маше выполнить задание?
Воспитатель помогает детям сформулировать ответ: нам помогло знание о том, что если части поменять местами, то целое не изменится.
Комментарии к сценарию: Использовано учебно-методическое пособие «Игралочка – ступенька к школе» Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. ; использованы ресурсы интернета