Наталья Филиппова
Конспект образовательной деятельности «В мире растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект Образовательной Деятельности
«В мире растений»
Автор - разработчик: Филиппова Наталья Егоровна,
Возрастная адресованность : старшая группа детского сада компенсирующей направленности.
Длительность ОД: 25 минут.
Цель: вызвать желание сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Задачи:
ОО «Социально - коммуникативное развитие» :
Публикация «Конспект образовательной деятельности „В мире растений“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
- формировать коммуникативные навыки, доброжелательность, ответственное отношение к природе.
ОО «Познавательное развитие» :
- обогащать представления детей о жизни растений;
- уточнить знания детей о функциях некоторых частей растений (корень, стебель, развивать умение детей находить общие и отличительные признаки в строении растений, развивать познавательную активность;
- формировать первоначальные умения и навыки исследовательской деятельности;
- способствовать развитию познавательного интереса к миру природы, воображения, мышления;
- закреплять умение отсчитывать заданное количество предметов по образцу;
- способствовать формированию грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения.
ОО «Речевое развитие» :
- развивать диалогическую речь, речевой слух, фонематическое восприятие;
- активизировать словарный запас детей путём введения в речь названий частей строения растений;
- упражнять в умении давать полные и обоснованные ответы, понятно для окружающих выражать свои мысли.
ОО «Художественно-эстетическое развитие» :
- способствовать развитию умения воспринимать природный мир с эстетической стороны.
ОО «Физическое развитие» :
- способствовать развитию координации движений;
- способствовать развитию крупной и мелкой моторики рук;
- создавать условия для двигательной активности детей
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, проведение бесед с детьми о разнообразных растениях, использование в работе с детьми дидактических игр «Когда это бывает?», «С какого дерева лист?». «Ботаническое лото», рассматривание альбомов о растениях.
Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением растений, ноутбук, проектор, экран, презентация «Растения», оборудование для опытов (два прозрачных пластиковый стаканчика, две палочка, пластилин, салфетка, ёмкость с песком, ёмкость с подкрашенной водой, картинки на магнитах с приметами весны, подборка семян растений.
Раздаточный материал: «клумбы для цветов» с раздаточным счётным материалом в виде цветущих растений и карточки с заданиями.
Примерный ход Образовательной деятельности :
Организационный момент:
Воспитатель:
В круг широкий, вижу я,
Собралась вся детвора.
Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.
А теперь пойдем налево, раз, два, три.
В центре круга соберемся, раз, два, три.
И на место все вернемся, раз, два, три.
Улыбнемся, подмигнем,
И общаться мы начнём!
Основная часть:
Какое сейчас время года? (Весна) Посмотрите на мольберт. Что вы увидели? (Весенний парк). Но почему-то картинка грустная.
Давайте мы «нарисуем» на мольберте приметы весны и посмотрим, что станет с изображением на экране. (Дети магнитными картинками выкладывают изображения и называют приметы весны).
Весной природа просыпается после зимы. Сегодня я хочу пригласить вас в царство. … Хотите знать в какое?
В этом царстве жили - были берёза, сосна, сирень, крапива, и много других таких же жителей. Что же это за царство - узнали? (Растения)
Дети садятся полукругом перед экраном.
Жители этого царства живые? (Да)
Почему? (Они дышат, размножаются, растут, питаются).
В царстве растений было три государства. А кто жил в этих государствах вы догадаетесь, если отгадаете три загадки.
Слайд 1.
1- загадка: Нога одна, а рук много. (Дерево)
Как вы узнали, что это дерево? «Нога» - ствол, «руки» –ветви. Какие вы ещё знаете деревья? (Дуб, рябина, берёза, осина, липа, яблоня и т. д.)
Послушайте, кто жил во втором государстве.
Слайд 2.
2- загадка:
К – Как отличить нас? Очень просто!
У – У дерева ствол выше ростом.
С – Стволов же больше – у меня.
Т – Так как же называюсь я?
(куст)
Какие вы знаете ещё кустарники? (Сирень, акация, шиповник, орешник, малина, крыжовник, калина).
Чем кустарник отличается от дерева? (У дерева один ствол, а у куста несколько).
Кто же является жителями третьего государства?
Слайд 3.
3- загадка: Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето.
Коровам без неё - беда:
Она их главная еда.
(Трава)
Какие травянистые растения вы знаете? (Крапива, подорожник, одуванчик, клевер, лопух, ромашка и т. д.)
Слайд 4.
Чем они отличаются от дерева и кустарника? (Травянистые растения низкорослые, деревья и кустарники покрыты корой, а у травянистых растений нет коры. Поэтому травка увядает осенью, а деревья и кусты не погибают, они засыпают на зиму).
Слайд 5.
Посмотрите на строение растений. (Дети смотрят на экран и называют части дерева, куста, цветка). Внимательно посмотрите на растения и скажите, чем они похожи? (Есть корень, стебель, листья, цветы). Чем отличаются? (стеблем)
Давайте поиграем и выйдем из-за столов. Представьте, что вы жители царства растений – деревья, кустарники, травы. Я буду называть растение, если оно относится к деревьям, то вы поднимаете руки вверх; если это кустарник – вы вытягиваете руки вперёд, а если это травянистое растение - приседаете. Игра «Дерево, трава, кустарник».
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо. (наклоны корпуса в стороны)
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше. (встать на носки, руки поднять вверх и потянуться)
Давайте пройдём в лабораторию и проверим ваши предположения на опытах.
Опыт№1. На столе стоит 2 стаканчика: большой (пустой) и маленький с землёй, и палочка, имитирующее дерево без корней. Воспитатель ставит палочку на стол, она падает. Чего не хватает деревцу? (Корней). Воспитатель вставляет палочку в модель корня и ставит на стол. Палочка стоит неровно. Как её выровнять? (посадить деревце в землю.) (Воспитатель опускает модель корня в большой стакан) Где будут находиться корни? (в земле) Возьмём маленький стаканчик с землёй и присыпем корни. Посмотрите, палочка падает? (Нет). Почему?
Какой следует сделать вывод? Вывод: Корни помогают растениям удержаться в земле.
А сейчас мы узнаем, для чего нужен стебель.
Опыт№2. На столе стоит баночка с подкрашенной водой и скрученная в виде палочки салфетка, имитирующая стебель. На конце узелок, имитирующий корень. Воспитатель опускают бумажную палочку в банку с подкрашенной водой до конца корня, и дети наблюдают, как вода поднимается по волокнам выше и выше. Какой вывод можно сделать?
Вывод: Корень впитывает воду, и она по стеблю поднимается к листьям, цветам и плодам.
Царство растений - огромный дом. А знаете ли вы, как надо вести себя, чтобы не навредить растениям? Проверим это в игре.
Дидактическая игра: «Хорошо – плохо». «Хорошо»- хлопают в ладоши, «Плохо» - топают ногами - беречь природу
- вырубать деревья
- стряхивать снег с деревьев и кустов
- подсыпать стволы деревьев снегом
- ломать ветви
- белить стволы
- топтать и рвать с корнем травы
- поливать растения
- сажать деревья
- лазать на деревья
- Откуда же берутся растения? (вырастают из семени). Показ подборки семян.
А ещё растения прорастают из луковиц. Сейчас мы с вами озеленим наши клумбы проросшими растениями. Как называются наши цветы? (Тюльпаны и нарциссы). Их надо посадить, используя схему. После выполнения задания воспитатель спрашивает детей, сколько они посадили растений.
Заключительная часть (Рефлексия) :
В царстве растений вы побывали, всё ли запомнили, что изучали? На занятии я узнал, что…Мне было интересно узнать о…
Предполагаемый результат: дети должны справиться с заданием, получить интерес и новые знания в ходе проведения экспериментов.
Дальнейшая работа: продолжить работу с детьми по знакомству с растениями разных поясов нашей планеты, больше акцентировать внимание детей на защиту растений и пользу, которую они приносят.