Павливская Татьяна
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Осень — краса природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи в приоритетной области «Познавательное развитие» : закрепить и систематизировать знания детей о сезонных изменениях в осенней природе, взаимосвязях живой и неживой природы осенью; уточнить приметы осени, название осенних месяцев.
Задачи ОО в интеграции:
«Социально-коммуникативное развитие» : формировать любовь к природе Ставропольского края; развивать бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы „Осень — краса природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Речевое развитие» : развивать связную речь детей, обогащать словарь детей, активизировать в речи детей слова: золотая, щедрая, ранняя, поздняя ; воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
«Физическое развитие» : обогащать двигательную активность детей, умение ориентироваться в пространстве.
«Художественно-эстетическое развитие» : приобщать детей к словесному искусству, вызвать у детей положительные эмоции.
Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности : иллюстрации Ставропольского края, картинки с изображением птиц, обитающих в дикой природе; животных, обитающих в Ставропольском крае; презентация по теме; энциклопедия края.
Словарная работа: «золотая», «щедрая», «ранняя», «поздняя» осень. Названия осенних месяцев.
Предварительная работа: беседы об осени с выделением признаков в разные периоды; наблюдения за изменениями в природе; отгадывание загадок об осени; рассматривание иллюстраций по теме «Осень»; беседа о перелётных птицах, о подготовке животных к зиме.
Ход образовательной деятельности.
I.Вводная часть
В гости к детям приходит Осенинка.
Осенинка : Здравствуйте ребята! Меня зовут Осенинка и послушайте стихотворение
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
-Вы конечно же догадались о каком времени года говорится в этом стихотворении? (ответы детей).
Осень-это очень непостоянное и разнообразное время года. То согреет нас солнышко, то польют проливные дожди, а то и засыплет мелким колючим снегом. А давайте отправимся с вами в путешествие во время года осень.
(дети вместе с Осенинкой отправляются в путешествие).
II. Основная часть
Осенинка : Посмотрите, сколько красивых листочков кружится в воздухе, но листики не простые, а волшебные. И сейчас мы проверим их волшебство.
(на листиках написаны названия блоков и Осенинка предлагает коснуться одного из листиков)
Блок «Братья-месяцы»
Осенинка : А вот и братцы осенние месяцы. Давайте назовём по порядку их имена (дети называют)
(Затем появляется слайд с изображением месяца сентябрь)
Сентябрь:
Пришёл сентябрь с красками,
Коснулся листьев ласково
Принёс сентябрь зонтики,
Полил на рощу дождиком.
-В сентябре осень называют ранней. Ребята, как вы думаете, почему? (ответы детей)
(сменяет слайд с сентябрём слайд с изображением октября)
Октябрь:
Наберу я листьев груду,
Ведь они сейчас повсюду.
В октябре и стар, и млад
Наблюдают листопад.
-Ребята, а какого цвета бывают листья осенью? (ответы детей)
(слайд сменяет месяц-ноябрь)
Ноябрь:
Нынче осень стала строже,
День все чаще непогожий.
То жжёт мороз, то ветер плачет
Медведь в берлогу ляжет спать
Жди к нам зима, шагает значит.
А какую народную пословицу вы знаете про месяц ноябрь? (ответы детей)
В ноябре зима с осенью борются.
Ноябрь — последний месяц живой воды.
Когда в ноябре небо заплачет, то следом за дождем и зима придет.
Д/игра «Расставь месяцы на свои картинки»
Затем детям предлагают составить рассказ об осени с опорой на мнемотаблицу.
М/П/Игра в кругу «Погода осенью»
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Воспитатель: Ребята, а какая бывает погода осенью :
• Если идет дождь…. дождливая
• А когда дует ветер…ветреная
• А когда холодно….холодная
• А если на улице пасмурно…пасмурная
• А если сыро…сырая
• Если хмуро хмурая
• Ну, а если ясно…ясная
Блок «Приметы осени»
-Ребята, посмотрите, по небу плывут облака. В них спрятались признаки осени. Что вы можете рассказать об этом признаке (аналогично с другими картинками).
На экране появляются картинки с изображением признаков осени. Детям предлагают рассмотреть картинки и назвать признаки осени.
Д/игра «Времена года» из серии картин выбрать те, которые относятся к времени года осень.
Физминутка «Весёлый листочек»
Ребята, посмотрите, что за картинки на мольберте. На мольберте зимующие и перелетные птицы. Все ли птицы остаются зимовать? Дети оставляют зимующих птиц.
В. Ребята. А что происходит с птицами, которые не зимуют с нами?
Д. птицы улетают на юг.
В. Правильно. Многие птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. А птицы, которые остаются с нами:
Д. зимующие
Игра «Отгадай и назови»
Но сначала отгадайте загадку.
Различаемся мы цветом
Встретишь нас зимой и летом
Если крыльями взмахнем
Будем в небе голубом
Мы умеем щебетать.
Песни петь и ворковать, нас зимою подкормите
Дети, кто мы? Назовите….
Дети называют зимующих птиц, которые остаются у нас в Ставропольском крае и рассказывают о них.
Ребята, каких зверей можно встретить в лесу осенью? (называют) А сейчас мы узнаем, чем они занимаются осенью в лесу?
Зайдёшь в лес, кажется тихо, только ветер гуляет. Но это не так, лес живёт своей жизнью, недоступной для постороннего глаза. Жители леса активно готовятся к зиме. Белка и заяц, как настоящие модники готовятся поменять шкурки. Зимние шкурки теплее, да и цвет другой, легче прятаться от хищников.
Заяц был серым, станет белым. Поздней осенью зайцу приходится туго, шкурка серая, а осенью первый снег в некоторых местах уже появляется, никуда зайцу не спрятаться ни от хищников, ни от охотников (слайды)
Белка рыжую шкурку сменит на серую. Всё лето белка трудилась, готовилась к зиме. Собирала она: ягоды, шишки, орехи прятала в разных местах, своих кладовках. Если никто из животных не разорит их, хватит белке на всю долгую зиму.
Кто это бежит, шуршит листьями шур – шур – шур? А. так это ёжик, бежит, спешит, готовится к зиме. Ёжик – хищник питается мелкими насекомыми, реже растительностью. Бежит по лесной дорожке, разыскивают пищу: берегись лесная живность! Старается ёжик нагулять перед зимой как можно больше «жирка». Для своей норки ёжик роет ямку в земле, натаскивает туда травы, листьев. Зимой ёжик впадает в спячку до весны (слайды).
Спит зимой и «хозяин леса» медведь, а летом и осенью мишка, нагуливает «жир». Медведь животное всеядное. Любит Топтыгин и ягоды, и корни деревьев, знатный рыбак, ох, как он любит рыбкой полакомиться (слайд)
Готовит себе жилище для зимней спячки и барсук (слайд)
Лягушки, змеи, ящерицы, жабы тоже впадают в спячку (слайд)
Не стало видно и насекомых, спрятались кто под кору деревьев, а кто в землю.
Не слышно в лесу стало и птичьих голосов. Птицы в это время собираются в стаи и улетают в тёплые края. Сначала улетают насекомоядные птицы, затем зерноядные, потом болотные и водные. (Слайд). Так животные леса готовятся к приходу зимы.
Воспитатель: И вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.
Эхо лесное, спросить могу?
Ау-ау-ау!
Куда это листья лесные пропали?
Опали-опали-опали:
Птички певички, давно ли галдели?
Летели, летели, на юг улетели:
Белки и зайцы, про вас не знаем?
Линяем, линяем, линяем:
Так что же творится в лесу? – спросим.
Осень, осень, осень.
III.Рефлексия.
-Что интересного вы узнали из этого путешествия?
-Что больше всего запомнилось?
- Что запомнили интересного?